СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО»

«Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО»

Младший школьный возраст – это время активного познания мира и становления личности ребенка. Поэтому так важно, чтобы учебный процесс способствовал формированию здоровой и адекватной самооценки у младших школьников, ведь она является – ключевым фактором успешного обучения и социальной адаптации.

Как же помочь ребенку сформировать адекватную и здоровую самооценку в условиях школы?

Во-первых, педагогу важно предоставлять ребенку позитивную обратную связь. Вместо того чтобы акцентировать внимание только на ошибках, важно подчеркивать достижения ученика, даже самые маленькие. Важно хвалить его не только за результат, но и за усилия, приложенные к выполнению задания.

В то же время в классе должна царить атмосфера поддержки и принятия, ведь умение общаться с другими людьми, работать в команде, решать конфликты – все это важные социальные навыки, которые влияют на самооценку. Ребенок не должен бояться ошибиться или высказать свое мнение. Важно, чтобы каждый ученик в классе чувствовал себя ценным и значимым членом коллектива.

Не стоит забывать и об индивидуальном подходе, ведь это также один из базовых аспектов, который способствует формированию адекватной самооценки школьника. В своей работе педагог должен учитывать особенности каждого ученика, его сильные и слабые стороны, его темп обучения.

Создание ситуации успеха для каждого ученика - это важная задача для учителя, которая способствует формированию уверенности в себе и мотивации к обучению. Для этого можно использовать дифференцированный подход в обучении, предлагая задания разного уровня сложности, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Также, важно не только побуждать к успешности, но и формировать адекватную реакцию на неуспех. Помогать пережить данный опыт, объясняя, что этот опыт поможет в дальнейшем научиться новым навыкам.

Игровая деятельность в начальной школе – это важный инструмент в обучении и развитии младших школьников. Стоит отметить, что это прекрасная возможность для формирования самооценки, ведь игра может помочь снизить уровень тревожности и повысить мотивацию к учебе, способствует формированию положительного опыта общения с педагогом и сверстниками.

Также в игре можно обучать детей навыкам саморегуляции, которые тесно связаны с самооценкой. Учитель может использовать различные техники релаксации, медитации, дыхательные упражнения, чтобы помочь детям научиться справляться с тревогой и стрессом, а также обучать социально приемлемо радоваться победам и успехам, не задевая чувств другого человека.

Помимо похвалы и поддержки, важно учить детей навыкам самоанализа и рефлексии. Задавайте ученикам вопросы, которые помогут им оценивать свою работу, например, «Что тебе удалось лучше всего?», «Что было самым сложным?», «Что ты мог бы сделать по-другому в следующий раз?». Очень важно, помочь детям осознать свои сильные и слабые стороны, научиться анализировать свои ошибки и извлекать из них уроки.

Социальный аспект немало важен для адекватного восприятия себя и для формирования личностной самооценки. Именно поэтому роль учителя в социальном взаимодействии учеников друг с другом важна. Учитель должен стараться создавать в классе условия для развития этих навыков, организовывать групповые проекты, ролевые игры, дискуссии.

Следующий важный аспект, который влияет на формирование адекватной самооценки ребенка, это непосредственно вклад родителей в его воспитание и обучение. Педагогу очень важно наладить связь с родителями учеников, информировать их не только об успеваемости ребенка, но и о его психоэмоциальном состоянии.

Педагогу важно давать родителям рекомендации, которые они могли бы использовать в домашней среде, напоминать о том, что важно предъявлять ребенку адекватные требования, хвалить, даже за маленькие успехи, помочь родителям увидеть сильные стороны своего ребенка и сосредоточиться на его достижениях.

Так какие же приёмы мы можем использовать для формирования самооценки в образовательном процессе?  

Прием «Волшебная линеечка»: на полях тетрадей ученики чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Приём «Цветовые дорожки» позволяют ученику, пользуясь цветны­ми карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, уче­ники делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно. Жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался. Зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Приём «Светофор», другой вариант той же методики, даёт возмож­ность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложен­ная задача.

Приём «Солнышко». В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе-нейтральное, третье-грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то «лицо», которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа. 
Прием «Радуга»: учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно, дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Данный прием эффективно используется на обобщающих уроках.

Приемы «Лесенка» и «Дерево знаний» отражают саморефлексию ребенка после изучения нового материала, помогают педагогу оценить, насколько адекватно воспринимает собственные успехи ученик и дать ребенку обратную связь исходя из его ожиданий.

Формирование самооценки младших школьников – это не просто набор методов и приемов, а целостная система, основанная на любви, уважении и вере в каждого ребенка. Это процесс, который требует от учителя и родителей постоянного внимания, терпения и готовности к сотрудничеству. И результат этого процесса – уверенный в себе, мотивированный к учебе и счастливый ребенок, готовый к новым вызовам и достижениям.