Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Ромашка
Консультация для учителей –логопедов на районном методическом объединении
по теме:
«Формирование словаря у дошкольников с ФФНР и ОНР через дидактическую игру»
г. Урень
2016 г.
Консультация для педагогов по теме:
«Формирование словаря у дошкольников с ФФНР и ОНР
через дидактическую игру»
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарём лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. Проводя словарную работу, педагог одновременно решает задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика, логопедия рассматривают развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи, а дидактическую игру как эффективное средство развитие словаря детей с нормальным речевым развитием и речевыми патологиями разного рода.
Вопросами развития словаря у дошкольников с нарушениями речи занимались такие учёные как Флерина Е. А., Туманова Т. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., Лалаева Р. И. и многие другие. Авторы уделяли большое внимание поиску новых форм и методов работы с детьми с речевыми патологиями, а также использованию методов, прекрасно зарекомендовавших себя в теории и практике логопедической работы, потенциал которых, по-прежнему, не исчерпан.
Дети с нарушениями речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для своевременного коррекционно-педагогического воздействия по формированию и развитию у детей лексического компонента языка.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития является одним из условий высокой эффективности логопедической работы по обеспечению готовности детей к обучению русскому языку и школьной адаптации в целом.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет).
Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям формирования словаря, а так же усвоения письма, и чтения. Эта же проблема относится к детям с ОНР.
Таким образом, формирование лексики у детей с ОНР и ФФНР является одним из актуальных направлений в системе коррекционной логопедической работы.
В основе обучения применяются дидактические игры. Они включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности как составляющие.
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1. игры с предметами (игрушками, природным материалом) ;
2. настольно-печатные;
3. словесные игры.
Рекомендации по организации дидактических игр и упражнений
- игры не должны быть длительными по времени (5-15 мин.) ;
- они должны проводиться в неторопливом темпе;
- игра должна быть живой, интересной;
-игра должна быть частью непосредственно образовательной деятельности или проводиться в один из режимных моментов;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.
Приведем несколько самых используемых игр:
Игра «Фрукты»
Цели: расширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования относительных прилагательных и согласование прилагательных и существительных.
Ход игры:
Дети покупают в магазине у воспитателя банки с компотом, вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребенок подходит к воспитателю и говорит: Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот, я хочу купить компот из яблок – яблочный компот и т.д.
Игра «Посылка»
Цели: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование: предметы, коробки по количеству игроков.
Ход игры: каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра «Чудесный мешочек»
Цели: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование: нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)
Ход игры: предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе, рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).
Игра «Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще, какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).
Приведём примеры дидактических игр для формирования номинативного словаря признаков у детей:
1. Игра «Научи Незнайку».
Цель: уточнение представления о «словах - признаках».
Оборудование: игрушка Незнайка, предметные картинки: помидор, слон, мяч, груша, лук, лимон, тигр, собака, банан, вода.
Ход игры: Логопед отчётливо и не спеша, читает ошибочные высказывания Незнайки о цвете, форме, величине, материале предметов (Это синий помидор. Это маленький слон. Это квадратный мяч и т.п.) и просит ребёнка исправить ошибки (Это не синий, а красный помидор. Это не маленький, а большой слон. Это не квадратный, а круглый мяч.) Постепенно задания усложняются, дается не одно неправильное определение, а несколько (Это синий и треугольный помидор и т.п.).
2. Игра «Загадай загадку сам». Цель: активизация словаря признаков.
Оборудование: схема, предметные картинки: лимон, груша, банан, яблоко, апельсин, арбуз.
Ход игры: Логопед предлагает ребёнку отгадать загадку. (Жёлтый, овальный, кислый, маленький. Что это? (Лимон) показывает картинку с изображением лимона) и предлагает придумать свои загадки о предметах, изображённых на картинках, предлагает ребенку с начало пользоваться уже знакомой ему схемой, а затем составить загадки без помощи схемы. Также логопед объясняет, что составлять загадки, надо не называя названия самого предмета, а, перечисляя только «слова - признаки», которые к нему относятся.
Игра для обучения детей подбирать к заданным словам антонимы
1. Игра «Непослушный мальчик». Цель: учить ребёнка подбирать глаголы - антонимы.
Ход игры: Логопед предлагает ребёнку посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот (показ игрушечного мальчика). Мама его просит подойти - он отходит, мама просит убрать игрушки - он разбрасывает; скажет мама «повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, логопед просит ребёнка представить, что бы сделал такой мальчик - наоборот, если бы его попросили: встать, опустить руки, поймать мяч, показать ладони, согнуть руки, открыть рот, положить ручку, отодвинуть стул? и т.д.
Игра на активизацию словаря за счет прилагательных, обозначающих характерные признаки предметов; согласование имена прилагательные с существительными в роде и числе; нахождение общей части родственных слов.
«Назови признаки»
Оснащение: предметные картинки
Ход игры: предложите ребенку посмотреть на посуду. Попросите его назвать как можно больше характерных для каждого предмета признаков, учитывая форму, величину, цвет. Попросите отдельно перечислить посуду чайную, кухонную, столовую.
Предложите назвать общую часть в словах: суп—супница—супчик; чай — чайник — чайничек; варить — варка — навар.
Лексический материал
Столовая посуда: супница, суповые тарелки.
Кухонная посуда: сковорода, кастрюля.
Чайная посуда: чайник, чашки.
Игра, направленная на использование в активной речи обобщающих слов — «кухонная посуда», «чайная посуда», «столовая посуда»; употребление в речи предлоги (на, в, под, между, около, за, перед) и наречия;
Игра «Кому что?»
Оснащение: три куклы, игрушечная посуда, игрушечная мебель.
Ход игры: покажите ребенку трех разных кукол и расскажите ему о трех девочках, которые ходили в магазин и сделали там покупки:
«Катя купила чайную посуду, Таня купила столовую посуду, Маша купила кухонную посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. И теперь девочки не могут поделить их и просят тебя помочь им».
Предложите ребенку доставать из коробки вещи по одной, называть ее и класть перед Катей, Таней или Машей, объясняя свой выбор.
Предложите ребенку поставить посуду туда, куда вы скажете: на стол, в шкаф, на шкаф, между..., около..., за под..., перед...; справа, слева, левее, правее, ближе, дальше.
Игра «Четвертый лишний»
Ход игры: предложите ребенку внимательно посмотреть на предложенные предметы (предметы раскладываются в ряд). Попросите его сказать, какой предмет в предложенном вами ряду лишнее. Спросите: «Какая посуда в ряду лишняя — чайная или кухонная?»
Чашка, заварной чайник, сахарница, сковорода.
Кастрюля, сковорода, заварной чайник, электрический чайник.
«Какая посуда в ряду лишняя — столовая или чайная?»
Супница, суповая тарелка, поварешка, конфетница.
Заварной чайник, чашка, блюдце, тарелка.
«Какая посуда в ряду лишняя — столовая или кухонная?»
Супница, кастрюля, тарелка, столовая ложка.
Кастрюля, сковорода, тарелка, электрический чайник.
Игра «Найди пару»
Оснащение: предметные картинки
Ход игры: покажите ребенку картинки. Назовите картинку, изображенную слева, и попросите ребенка подобрать к ней пару из правого столбика. Продолжите игру.
Лексический материал
Чашка—стакан. Конфетница — сахарница. Чайник—кофейник. Кастрюля—сковорода. Нож—вилка.
Называя два слова в начальной форме, предложите ребенку составить предложения с этими словами: чай—ложка, тарелка — вилка, конфетница — конфеты, нож — хлеб. Например: чай в заварной чайник насыпают ложкой. К тарелке полагается вилка. Конфеты насыпают в конфетницу. Хлеб режут ножом. Называйте слова и просите ответить на вопрос чей? (чья?, чье?, чьи?), правильно согласуя местоимения с именами существительными: чайник чей?—мой; чашка чья? - моя; ложки чьи?—мои, блюдо чье? — мое.
Игра, направленная на подбор нужных по смыслу глаголов с приставками.
Игра «Помоги мне рассказать»
Оснащение: посуда (игрушечная или настоящая).
Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать рассказ. Попросите его помочь вам подобрать нужные по смыслу приставки. «Сегодня мамин праздник. Паша стал готовиться к маминому приходу. Он белую скатерть на стол ... (постелил), посуду всю ... (перемыл), чашки на стол ... (поставил), конфеты в конфетницу ... (высыпал), сахарный песок в сахарницу ... (насыпал), печенье в вазочку ... (положил) и стал ждать маму».
Слова сопровождаются соответствующими действиями.
Игра, направленная на правильное употребление в речи имен существительных в родительном падеже; изменение глаголов настоящего времени по числам.
Игра «Желание»
Оснащение: предметные картинки
Ход игры: предложите ребенку, глядя на картинки, закончить начатые вами предложения.
Лексический материал
Я хочу выпить стакан ... (воды).
Я хочу выпить чашку ... (чая).
Я хочу налить тарелку ... (супа).
Я хочу откусить кусочек ... (сахара).
Я хочу отрезать кусок ... (хлеба).
Я хочу сварить два ... (яйца).
Произносите предложения и предложите ребенку заменить их одним.
Хлеб лежит на доске. Нож лежит на доске. — Хлеб и нож лежат на доске.
Тарелка лежит в мойке. Вилка лежит в мойке. — Тарелка и вилка лежат в мойке.
Кружка стоит на столе. Чашка стоит на столе. — Кружка и чашка стоят на столе.
В заключение хочется отметить, насколько важна и необходима словарная работа для детей с ОНР и ФФНР. Именно в этой работе происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической и грамматической. Упущение этой возможности в последующем не восполняются, поэтому необходима своевременная и эффективная помощь детям, которая включает в себя работу по развитию интереса, чуткости и любви к родному слову, стремлению к точности его употребления в зависимости от контекста и ситуации общения.
Литература:
Жукова Н.С. Академия дошкольного развития /И. А. Разуваева. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.-248с.
Игры и упражнения по развитию речи (из опыта работы) :практ. пособие сост. О.В. Евсеева, Е.А. Коротяев. – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2011.- 90 с.
Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей. - СПб: ООО «Издательство «Детство» – Пресс», 2010. - 80 с.
Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практических работников ДОУ /Г.С. Швайко. – М.: Айрис – Пресс, 2006.
Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М, Просвещение, 1981.
Воробьёва В.К., Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с ОНР. М., 1997.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. М., Просвещение, 1981.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. Владос, 2001.
Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения (дети 3-7 лет). Ярославль, Академия развития, 2000.
Интернет- ресурсы:
http://logopeddoma.ru
http://nsportal.ru