Педагогический совет «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций и подготовки к итоговому собеседованию»
Цель: повышение компетентности педагогов в области формирования стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
Задачи:
1.Через участие в педсовете получить представление о формировании читательской грамотности посредством стратегий смыслового чтения, знакомства с формами, методами и приемами работы с текстом.
2.Обмен опытом для преодоления методических затруднений при обучении осмысленному чтению текста.
3.Провести рефлексию собственной деятельности по использованию методов и приѐмов формирования стратегий смыслового чтения через самоанализ урока.
1. Анализ результатов ВПР (слайд 1-2)
Свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
2. Постановка целей и задач (слайд 3)
Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения. Именно поэтому актуально говорить о технологии смыслового чтения и стратегии смыслового чтения.
Слайд 4
Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня.
3. Активизация деятельности
Раз уж наш разговор пойдет о приемах смыслового чтения, предлагаю первый прием.
Что я знаю | Что хотела бы узнать | Что узнала |
| | |
(заполнение первых двух столбиков)
Прием «Верю-не верю»
- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?
4. Слайд5
Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т. д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Задача каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности.
5. Работа в группах определение понятия смысловое чтение
Сегодня мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках .
- Итак, определимся с понятием «смысловое чтение». Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Смысловое чтение». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «Понятие».
- Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов) (слайд6)
Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Секторы 2 и 3. – «Цели и задачи»
- Попробуйте сформулировать цели и задачи формирования смыслового чтения.
Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.
Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать. (слайд 7)
Сектор 4 – «Учебные предметы».
-На каких учебных предметах можно формировать смысловое чтение? (Ответы педагогов)
Сектор 5 – «Приёмы смыслового чтения» вы будете заполнять по ходу мастер-класса.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.
Смысловое чтение позволяет освоить тексты разных стилей, например, как научные, так и художественные тексты. Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»?
6. Виды текстов (слайд 8)
Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, таблиц и т.д.
(Слайд 9)
Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями).
Типы сплошных текстов:
1) описание (художественное и техническое);
2) повествование (рассказ, отчѐт, репортаж);
3) объяснение (рассуждение, резюме, восприятие читателем, интерпретация);
4) аргументация (научный комментарий, обоснование);
5) инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
К несплошным текстам можно отнести:
1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);
2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
6) таблицы, графики, диаграммы;
7) географические карты и карты местности;
8) схемы (кластеры);
9) списки и др.
Слайд 10
Задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательной ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
7. Стратегии (слайд 11)
Целостно-системная организация работы с текстом осуществляется на основе так называемых стратегий чтения. По мнению известного специалиста в этой области Н.Н. Сметанниковой, стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, а также взаимодействие «чтец - текст».Стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.
Слайд 12 Стратегии смыслового чтения базируются на приёмах современных образовательных технологий: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проектной деятельности, модульная технология и кейс-технология.
6. Приемы смыслового чтения
Сегодня в рамках педагогического совета мы предлагаем познакомиться с различными приемами смыслового чтения, которые используются на уроках. Их огромное множество. На слайде вы видите только часть приемов. (слайд 13)
Вызов: Осмысление: Рефлексия:
Мы уверены, что эти приемы Вам уже знакомы. Но, возможно, мы их используем как-то иначе, а может также, как и вы. Тогда есть повод сравнить.
а) Выступление Михалевич Е.И. «Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии»
б) Обсуждение открытых уроков
Сегодня Вы посетили уроки коллег давайте вспомним, какие приемы они использовали на своих уроках
в) Мастер-класс Филиппова П.В.
Итак, приступим.
Конфуций говорил: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня –я пойму».
Я сейчас попытаюсь показать несколько приемов работы с текстом и приглашаю Вас к сотрудничеству.
7. Итог
Перед тем, как мы сейчас разойдемся, мне бы хотелось сказать вот что. К использованию приемов необходимо подходить избирательно. Один и тот же прием по-разному работает, например, на одной параллели классов. Потому что это зависит от уровня подготовки детей, их темперамента, профессионализма учителя и других педагогических факторов. А теперь заполните последнюю графу таблицы.
Решение педсовета:
1.Отметить положительный опыт работы учителей по формированию стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
2.Учителям-предметникам -принять к сведению опыт коллег по обучению осмысленному чтению текста;
-проводить рефлексию собственной деятельности по использованию методов и приѐмов формирования стратегий смыслового чтения через самоанализ урока. Срок: постоянно.
- формировать устойчивый интерес и навык чтения как одно из необходимых условий продолжения и совершенствования образования. Срок: постоянно.
- изучить и использовать в практической деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся стратегии смыслового чтения, диагностические методики, позволяющие оценить личностные и метапредметные достижения учащихся в чтении. Срок: постоянно.