СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование смыслового чтения сплошных текстов на уроках истории у учащихся 5-6 классов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через внимательное прочтение учащимися сплошного текста учебника уже в 5-6 классах необходимо формировать навыки формулирования определения для исторического термина. Данный навык является метапредметным.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование смыслового чтения сплошных текстов на уроках истории у учащихся 5-6 классов"»

Доклад по теме «Формирования смыслового чтения сплошных текстов на уроках истории у учащихся 5-6 классов».


Формулирование определения к историческому понятию в 5-6 классах.



Работа над формированием навыков смыслового чтения сегодня как никогда является очень актуальной в педагогической деятельности. Мы все уже поняли, что наши дети в широком смысле перестали читать и это является огромной проблемой. «Чтение – вот лучшее учение!» - эту истину никто не отменял, а если дети систематически не читают большие тексты, то у них перестают формироваться некоторые навыки:

- ухудшается память, снижается её объём;

- не развивается образное мышление;

- беднеет словарный запас, которым пользуется ученик;

- встречаясь с новыми словами, не умея работать с контекстом, ученик не понимает того, что он прочитал;

- у него снижается интерес к учёбе в целом.


То есть у детей не развивается умение читать осмысленно. А без этого невозможно выполнять задания ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Потому что многие не в состоянии до конца осмысленно прочитать задание, чтобы правильно его выполнить. Мы с вами ежедневно сталкиваемся с тем, что дети, прочитав предложение, в котором содержится задание, поднимают на нас глаза, чтобы мы им «объяснили» что там написано. И мы своими словами вынуждены адаптировать для понимания детей что же от них требуется в задании. А им не понятно потому, что читать они научились, а читать, понимая смысл – не все.

Что такое смысловое чтение?


Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.


Я хочу вам представить свои наработки формирования навыков смыслового чтения сплошных текстов.


Сплошной текст — это текст, не включающий визуальных изображений и образующий единое непрерывное сообщение. 

Такие тексты обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы, главы, разделы. В нашем случае примерами сплошного текста являются тексты параграфа, документа, статьи.


Сегодня я не буду распылять ваше внимание на различных приёмах по работе со сплошными текстами, а уделить особое внимание одному приёму – формулирование определения к историческому понятию в 5-6 классах. Этот приём имеет метапредметную природу. Подойдёт к работе над любым текстом. Почему я сделала акцент на работе именно в 5-6 классах? Потому, что я поняла, что навык составления определения к понятию понадобится ребятам уже в 5-м классе, когда они будут работать над заданиями ВПР. К тому же, необходимо время, чтобы учащиеся начали осваивать данную форму работы и, ко времени сдачи ОГЭ и ЕГЭ они были в той или иной степени готовы показать результат.

Текст параграфа может содержать те или иные сведения, но любой учебный текст содержит исторические или обществоведческие термины. Учащиеся их должны знать. В ВПР, начиная уже с 5 класса содержатся задания, где предлагается объяснить какой- либо термин. Подобные задания есть также в ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию и истории.


Сложность заключается в том, что учащиеся, даже если и учат определения, со временем их забывают. Поэтому нужно, чтобы учащиеся могли составлять определения тогда, когда это от них потребуется. Отработкой этого приёма я занимаюсь давно и сегодня могу с вами поделиться опытом.


Во-первых, работу с определениями нужно начинать с 5-го класса и адаптировать для этого возраста саму технику составления определения к понятию.

Во-вторых, тренироваться можно, используя текст параграфа, где есть незнакомые или специальные слова, выделенные курсивом.

Учебник Годера хорошо к этому приспособлен. Там нет готовых определений, но работа с новыми словами предполагается.


В-третьих, работать с понятиями необходимо регулярно, иначе не выработается привычка обращать внимание на ключевые слова и не отработается навык применения смыслового чтения.


В-четвёртых, необходимо систематически проводить терминологические (исторические, обществоведческие диктанты для проверки усвоения учащимися материала и умения его интерпретировать в авторских формулировках).


В-пятых, наиболее целесообразным количеством проверяемых слов одновременно, считаю 5, так как это удобнее всего оценивать по 5-ти бальной шкале, и сам объём работы оптимальный.


В-шестых, для работы над ошибками и для визуального контроля за динамикой развития учащегося, лучше всего завести специальную тетрадь для практических работ. Ребёнок всегда может обратиться к своему же опыту и можно показать тетрадь родителям, если это будет необходимо.


А теперь сама техника работы над определением в 5-6 классе:

Перед вами памятка как составлять определение к понятию. Её можно распечатать и попросить ребят вклеить в тетрадь.


  1. Прочитайте абзац текста (содержащее слово, выделенное курсивом).

  2. Выпишите в тетрадь слово, выделенное курсивом, попытайтесь определить его содержание. Для этого обратите внимание на контекст, то есть слова. Находящиеся вокруг выделенного слова.

  3. Спрашиваю устно несколько ребят для высказывания, чтобы они нащупали содержание.

  4. Составьте самостоятельно определение к данному слову, используя схему:

- если слово означает человека, то 1) укажите род его деятельности, 2) укажите что он делает.

Например. Гончар – это ремесленник, который занимается изготовлением посуды из глины.

- если слово неодушевлённое, то 1) укажите что это, 2) укажите зачем оно нужно и/или какое оно.

Например. Боевая колесница – это повозка, запряжённая лошадьми, которая нужна для участия в боевых действиях фараона.


  1. Если работа не индивидуальная, а фронтальная, то можно записать все формулировки на доске (даже не верные) и, проверяя каждую версию, нащупать самую удачную.

Например: Иероглифы – это письменность в Древнем Египте (не верно)

Иероглифы – это знаки, из которых состояла письменность в Древнем Египте (верно).


Такая работа сама по себе заставляет ученика постоянно ещё раз прочитывать нужное место в тексте, с целью найти ответ, признак, функцию или сформулировать получше предложение.


Если ученик отработает навык внимательного прочтения, то он заранее будет обращать внимание на ключевые или не знакомые слова, сможет по контексту понять, что означает то или иное слово, сформулировать ответ или дать определение понятию. И таким образом ученик будет в той или иной мере формировать смысловое чтение и более эффективно работать со сплошными текстами, повышать свои результаты проверочных работ, ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.