Белова Наталья Викторовна,
заместитель директора по УВР,
учитель истории и обществознания,
Федотова Елена Юрьевна,
педагог-организатор
МБОУ «СОШ № 10»
Формирование социально активной личности через развитие ученического самоуправления
Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.
Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы развитию ученического самоуправления придается огромное значение, как ведущему механизму социализации и развития компетенций самоопределения личности, также ученическое самоуправление дает детям, педагогам и родителям право участвовать в управлении и соуправлении образовательным процессом. Таким образом, в правоустанавливающих документах определяются принципы единоначалия и самоуправления образовательной организацией.
Главная воспитательная задача в современной школе - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - он яркая, индивидуальная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью. Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что невозможно без создания и функционирования ученического самоуправления.
Основное внимание в деятельности органов самоуправления необходимо уделить реализации прав и обязанностей обучающихся. Права и обязанности мы рассматриваем на основании существующих нормативных документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Устав МБОУ «СОШ №10»;
Положение о школьном ученическом самоуправлении.
В МБОУ «СОШ № 10» деятельность органов самоуправления носит личностно-ориентированный характер. Мы подходим индивидуально к каждому обучающемуся, его настроению, потребностям, склонностям, интересам. Одновременно, идя от ученика, мы ставим своей целью гармонизацию отношений в жизнедеятельности всего коллектива.
Модель ученического самоуправления МБОУ «СОШ № 10»
П
рактика работы нашей школы показывает необходимость различия понятий «самоуправление» и «соуправления». Детей нужно учить управлять, более того, самостоятельно управлять, потому вначале надо строить соуправление – совместное управление со взрослыми, а когда они научатся управлять сами, то тогда будет развиваться и самоуправление. Правильно организованное школьное самоуправление – это не «управление самими собой», и не дополнительный административный ресурс в организации дежурств и мероприятий, это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой.
Подлинное самоуправление в широком понимании данного слова - это стиль жизни воспитательного коллектива или как сегодня принято говорить уклад жизни школы.
Помогают формировать уклад школьной жизни коллективное планирование, организация в школе и классных коллективах постоянно действующих бригад, советов, комиссий, предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого ученика, так как самоуправление в школе - это необходимый компонент современного воспитания.
Таким образом, при организации школьного самоуправления соуправления мы учитываем различные факторы, начиная от контингента нашего учреждения и заканчивая традициями школы. И, конечно, организацию школьного самоуправления не сможет осуществить только педагог-организатор. Это серьёзный обучающий процесс, в который должен быть вовлечен весь педагогический коллектив.
Содержание работы органов ученического самоуправления.
Проведение традиционных ежегодных выборов Вице-президентов и министров школьного Правительства, в которые входят предвыборная кампания, сами выборы и инаугурация школьного Правительства.
При подготовке к выборам мы ввели такую форму работы, как «Дебаты кандидатов», которая в формате для дискуссий даёт возможность кандидатам представить свои предвыборные программы.
Планирование и анализ деятельности органов ученического самоуправления.
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации их деятельности, в анализе своей работы.
Успешно выполняет свою функцию совет мэров, который собирается раз в месяц для решения организационных вопросов по планированию мероприятий с участием классных коллективов в общешкольных, муниципальных, областных и Всероссийских конкурсах.
В течение года реализуется годовой проект «Лучший класс», который способствует активизации участия учащихся и классов в жизни школы и участии в различных конкурсах. Итогом проекта является отчётная конференция лидеров ученического самоуправления и актива классов «Мы – новое России поколение». Она включает в себя самопрезентации классных коллективов и школьного Правительства.
Итоги подводятся комиссией, в которую входят руководители МО классных руководителей, министры школьного правительства «Элизиум», члены Управляющего совета.
При оценивании учитываются:
- дежурство по школе и классу;
- участие в мероприятиях различного уровня;
- проведение классных и общешкольных мероприятий;
- трудовые дела класса;
- выпуск стенгазет;
- уровень воспитанности и успеваемости в классах.
В конце года Фонд развития школы № 10 «Гамма» награждает самые активные классы ценными призами и премиями.
Проведение общешкольных мероприятий.
В школе накоплен интересный опыт проведения различных массовых мероприятий с обучающимися.
Традиционным и запоминающимся событием является проведения Дня учителя, для успешного поведения которого планируются следующие мероприятия:
Концерт для учителей и ветеранов школы «Школьный кинофестиваль», подготовленный силами обучающихся;
Выставка творческих работ «Листопад поздравлений»
Каждую осень Министерство спорта совместно с учителями физической культуры проводит легкоатлетическую эстафету имени Л. Стрижкиной, где в напряжённой борьбе побеждают сильнейшие легкоатлеты классов. Увлекательно, со спортивным азартом в этот День здоровья проводятся различные соревнования по волейболу, футболу, баскетболу, где лидеры школьного правительства играют ведущую роль при организации и проведении мероприятия.
Министерство культуры тратит много усилий на проведение новогодних мероприятий. Ребята разрабатывают сценарии и конкурсные программы для обучающихся, учитывая специфику возрастных особенностей участников новогодних представлений. С большим успехом проходит традиционная музыкально – литературная композиция, посвящённая Дню Победы: «Годы опалённые войной». Старшеклассники 9 -11 х классов приглашают ветеранов, тружеников тыла. Эта встреча не оставляет равнодушными зрителей.
Министерство дисциплины ежегодно проделывает огромную работу по организации дежурства классными коллективами. Это способствует поддержанию порядка на переменах, как в коридорах, так и в школьной столовой.
Значительное место в развитии творческой активности учащихся уделяется со стороны Министерства СМИ и печати. Министерством ежегодно организуется и проводится много различных конкурсов: рисунков, плакатов, стенгазет, сочинений, творческих работ. Это и новогодние игрушки, и поделки из оригами, и фото – выставки, выполненные учениками с первого по одиннадцатый класс. Благодаря Министерству СМИ и печати систематически обновляется информация о жизни школы на нашем сайте.
Большой интерес вызывают комплексные программы Школ Актива «Путь к успеху», «Победный формат» для лидеров ученического самоуправления классов. Они помогают обрести новых друзей, опыт работы в команде, с честью пройти все испытания и открыть для себя много нового, реализовав творческий потенциал.
Активная работа вице - президентов и министерств по культуре, спорту, СМИ и печати, дисциплине и порядку, помогает проявить учащимся свои возможности и способности в мероприятиях различного уровня.
Подводя итог работы в целом всего школьного правительства, хочется отметить, что, несмотря на разную направленность работы министерств, и их обязанностей всегда существует личная заинтересованность каждого члена школьного самоуправления, взаимовыручка, сплочённость ради успеха в общем деле.
Участие в муниципальных, региональных, федеральных мероприятиях и конкурсах.
Большое значение для самореализации творческих способностей обучающихся имеет участие и победы в конкурсах и фестивалях различного уровня, помогающие максимально развить или сформировать познавательные потребности учащихся, а также позволяющие сделать более результативным и эффективным процесс школьного образования.
Ежегодный конкурс «Ученик года», региональные и муниципальные школы актива, «День дублёра», конкурс проектов «Город моей судьбы», деловая игра «Молодые лидеры» и т.д., в которых участвуют лидеры нашего ученического самоуправления и в системе занимают призовые места, способствуют приобретению социального опыта, развитию детской инициативы и заинтересованности.
Развитие школьного самоуправления – дело сложное, которое требует времени, усилий, но оно необходимо и очень значимо для всех участников образовательного процесса. Важно помнить, что школьная демократия – это познавательный процесс, основанный на интересе и доверии учащихся к самой модели самоуправления.
Организация самоуправления в нашем образовательном учреждении соответствует главным принципам гуманистической педагогики, а именно: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправную позицию всех участников образовательного процесса, ориентацию на их интересы, а также способствует формированию социально активной личности.