СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности использованием УМК "Говорим по-татарски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности использованием УМК "Говорим по-татарски"»

«Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности с использованием УМК «Говорим по-татарски»

Родной язык-святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать.

И сказки бабушки потом я научился понимать.

Габдулла Тукай

Социально - коммуникативное развитие детей относиться к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

        Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие и общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

        Изучение татарского языка является важным средством всестороннего воспитания и развития ребенка, а главное его социализации в обществе.

        Татарский народ из древне жил в дружбе с другими народами, входил с ними в экономические и культурные контакты, что приводило к заимствованию отдельных слов из других языков.

        Обучая детей татарскому языку, я ставлю цель -  развить личность ребенка, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве четырех её взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Поэтому работу я строю так, чтобы: формировать уважение и интерес к культуре и народу страны изучаемого языка; поддерживать интерес к учению и формированию познавательной деятельности; воспитать потребность в практическом использовании языка; формировать коммуникативную компетенцию. И все это через игровую деятельность. За годы работы я пришла к выводу о том, что наиболее приоритетными направлениями, определяющими коммуникативный подход к обучению татарскому языку, являются:  отбор и организация учебного языкового и речевого материала; моделирования в учебном процессе ситуаций общения и способа формирования речевых навыков обучающихся; самоанализ.

        Основная задача моих занятий – это не навязывание другого языка. На своих занятиях я пытаюсь привить детям не столько любовь, сколько уважение к татарскому языку и понимание того, что обучение другому языку помогает ребенку развиться как личность.

В своей повседневной практике, использую весь имеющийся в наличии арсенал традиционных проверенных форм и методов обучения, ввожу все новое, живое и интересное. В основу обучения беру метод звуковых ассоциаций, позволяющий легко и быстро усвоить слова татарского языка. Суть метода заключается в адекватном подборе созвучных слов родного языка и запоминаемому иноязычному слову. Такие звуковые ассоциации облегчают запоминание слов татарского языка.

        Память, как известно, включает процессы запоминания, узнавания, сохранения и воспроизведения различного рода информации. Главное, что характеризует качественное изменение в памяти ребенка дошкольного возраста – это переход от непроизвольных и произвольных ее процессам. Надо помнить, что более активной и содержательной будет деятельность детей с запоминаемым материалом, тем выше окажется непроизвольность запоминания ими этого материала. Лучше запоминается то, что интересно, так как игровая форма подачи информации снижает эмоциональную напряженность. Стараюсь процесс обучения татарскому языку сделать доступным, занимательным и интересным, используя при этом  книжки-раскраски, тетради с заданиями, игры. Использую художественные тексты, специально разработанные игровые задания, познавательные рассказы, сказки, загадки, легко запоминающиеся стихи, которые позволяют расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.

        Однако знание отдельных недостаточно для овладения языком. Поэтому в процессе обучения необходимо включать наиболее распространенные формы общения (диалоги) и стремиться к живому разговору.

        За годы работы я пришла к выводу о том, что наиболее приоритетными направлениями, определяющими коммуникативный подход к обучению татарскому языку являются: отбор и организация учебного языкового и речевого материала; моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способа формирования речевых навыков обучающихся; самоанализ. Основными УМК, которые я использую в работе стали «Говорим по татарски». Есть что сравнивать. УМК позволяет поддерживать мотивацию детей на высоком уровне. Для поддержания интереса к учению и формированию познавательной активности детей я использую разнообразные методы и приемы в работе.

        Применяю игровые технологии, которые не только повышают активность детей, но и развивают познавательный интерес, творческую, мыслительную деятельность. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей. Также использую организованное ролевое общение. Ролевая игра позволяет формировать у дошкольников коммуникативные умения, что делает ее неотъемлемой частью и оптимальным средством обучения. На своих занятиях я использую различные формы работы, такие как: индивидуальную, парную, групповую и коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельное творчество.

        Особое место в своей работе я уделяю методам проектов, которые помогают не только обучать языку, но и формируют навык дошкольника работать и взаимодействовать в группе. Общение с родителями я ставлю на особое место в своей работе. Ведь это позитивное настроение ребенка на изучение языка и помощь в изучении индивидуальных особенностей. Все это в конечном итоге положительно сказывается на результативности обучения.

        Своим профессиональным преимуществом я считаю активное использование ИКТ в обучении. Это не только повышает уровень мотивации детей в изучении языка, но и экономит время, делает занятие ярким и красочным, что способствует более высокому усвоению материала.

        За годы работы мне пришлось видеть и услышать разное, но любовь к детям преодолело все. Я учила их, они учили меня. В начале своей педагогической деятельности, когда читала детям сказку меняла интонацию голоса, персонаж в сказке. – дети смеялись. Им было не привычно, они такое не слышали, а сейчас они сами входят в роль и говорят как сказочные персонажи (герои).

        В своей практике встречалось и такое – дети стеснялись повторять слова на татарском языке, боялись, что неправильно произносят и ребята будут смеяться над ними. В таких случаях говорила им «хорошо, молодец, давай сейчас попробуем вот так и по громче». Это придавало им уверенности.

        Бывает, что некоторые дети не хотят говорить по татарски, а я «Ребята, он не успел, давайте с ним еще повторим - говорила. Он тихо, но повторял. Эти дети в следующем году уже начинают работать на занятиях, появилась уверенность, проявление личности.

        Из - за плохой речи, некоторые дети тоже не могут повторять слова по - татарски, в глаза смотрят, но волнуются, что не так скажут (дети говорили, что он не умеет разговаривать), а я им в ответ «Нет ребятки, он повторяет слова, но про себя, не стесняется говорить громче, хорошо, молодец, в следующий раз еще лучше скажешь». Больше дети на этом не зацикливались и вышеназванные дети не комплексовали, как могли, так и говорили, и с каждым разом у них получалось все лучше и лучше.

Хотя обучение татарскому языку начинается со средней группы, не всем детям это посильно, ведь некоторые из них еще на своем языке в этом возрасте разговаривают не очень хорошо. Терпение, терпение и только терпение – результат. Результат не заставит себя ждать.

В связи с произшедшими изменениями обучение детей татарскому языку я, как и другие воспитатели по обучению татарскому языку, стала осуществляться на основе технологии личностно-ориентированного взаимодействия. Мой выбор не случаен. Согласно ФГОС, дошкольные образовательные организации должны создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии. Реализовать эти условия мне и помогает личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми.

  Идеи личностного подхода заложены в исследованиях Л.С. Выготского, который в противовес авторитарной педагогике утверждал, что личный опыт воспитанника является основной базой педагогической работы.
Давно существует уникальный опыт В.А.Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, многих педагогов-новаторов, в основе которых лежит именно личностно- ориентированная модель взаимодействия с воспитанниками. Результаты их педагогической деятельности поразительны! Они доказали, что только следуя этой модели, возможно воспитание у ребенка таких черт, как благородство, патриотизм, доброта, долг, достоинство, интеллект, образованность, культура, ответственность, сопреживание, справедливость, милосердие, трудолюбие. Эти же качества лежат и в основе целевых ориентиров ФГОС ДО.

При личностно-ориентированной технологии ребенок является высшей ценностью и ставится в центр образовательного процесса. Данная технология основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Так называемые три «П»:

  1. «Понять»- увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.

  2. «Признать»- позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.

  3. «Принять»- всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

Применяя личностно-ориентированную технологию, я образовательную деятельность по обучению детей татарскому языку строю вокруг ребенка-субъекта образования, опираюсь на его знания, умения и личностный опыт, тем самым обеспечиваю формирование возрастных новообразований, развитие компетентности, самостоятельности, творческой личности. Моя работа «на каждого ребенка» исходит из принципа «не навреди» и направлена мною не только на билингвальное образование дошкольника, но и на сохранение его здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности. Планируя образовательную деятельность, я создаю такую развивающую предметно-пространственную среду, где каждый ребёнок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями, становится активном в выборе содержания своего образования, т.е. становится субъектом образования, тем самым выполняю требования индивидуализации образования.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия, использую следующие формы работы:

  • проведение занятий в малых группах;

  • проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;

  • проведение работы с одаренными детьми и с детьми слабоуспевающими;

  • проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;

  • построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми.

Модель личностно-ориентированного подхода я использую как на занятиях,  так и в образовательной деятельности, организуемой в режимных моментах. В связи с этим в своей работе с детьми я использую следующие приемы:

-    составление диалогов;

-   проведение учебно-речевых ситуаций в процессе самостоятельной, бытовой и трудовой деятельности;

-    просмотр мультипликационных фильмов на татарском языке и их обсуждение;

-    слушание доступных для понимания татарских народных сказок, песен;

-    использование словесных поручений;

-    специально организованные речевые ситуации;

- театрализация и инсценировка;

-    игры, танцы с предметами;

-   музыкальное сопровождение;

-    использование иллюстрации, наглядных приемов

-   интерактивные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, пальчиковые игры;

- книжки- раскраски.

При общении обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой; установливаю доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам; поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитываю их индивидуальные особенности (привычки, темперамент); чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в поддержке; слушаю детей внимательно с уважением; вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы. Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз», присаживаюсь рядом. 
В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально. 
Проработав с детьми три года, у меня выработались такие правила: 

-не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- голос педагога не должен доминировать над голосами детей;

- приучать разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы.

Таким образом, применяя технологию личностно-ориентированного взаимодействия я добилась следующих положительных результатов:

- у воспитанников появилось желание не только изучать татарский язык, но и общаться со сверстниками, взрослыми;

- появились доверительные отношения, дети безбоязненно обращаются ко мне за помощью;

- повысилось качество . Результаты педагогической диагностики позволяют мне составлять планы индивидуальной работы с одаренными детьми и с детьми которые показывают результаты среднего и ниже среднего уровня.

- в течение года наши воспитанники принимали активные участия в праздниках и в конкурсах:

-конкурсы чтецов “Муса Джалиль- друг детей”, “Г.Тукай в наших сердцах”;

- конкурсы рисунков и поделок “В стране сказок и мультфильмов”, “Сказки А.Алиша”, “Сказочный мир Г.Тукая”.

- праздники “Сөмбелә”, “Дуслык бәйрәме”, “Яңа ел”, “День родного языка”, “Нәүрүз”, “8 март”, “Чыгарылыш кичәсе”, “Сабантуй”

- конкурс детско-юношеских театров “Сәйәр”

При решении образовательных задач следует осуществлять индивидуальный подход, позволяющий создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Я считаю, что каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом! Я уверена, что наши дети займут достойное место в жизни.