СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование социальной компетентности воспитанников в образовательном учреждении интернатного типа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная компетентность является целью любой воспитательной программы и ядром социализации. Обширные социальные отношения и связи в современном мире, сложные социальные действия, освоенные личностью в период взросления, социальные объекты, которые оказывают влияние на социальный опыт школьника, требуют, чтобы процесс формирования данного вида компетентности учитывал специфику условий жизни современного человека.

Просмотр содержимого документа
««Формирование социальной компетентности воспитанников в образовательном учреждении интернатного типа»»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Кинешемская коррекционная школа-интернат»

(ОГКОУ «Кинешемская школа-интернат»)


155806, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Сеченова, д.26,

тел. 8 (49331)2-33-50, тел./факс 8 (49331)2-47-31

e-mail: [email protected]


Принято на педсовете


Протокол № 1 от 31.08.2017


Утверждаю


Директор школы-интерната:_________

/Трофимова Г.Ф/


Приказ № ________от _31.08.2017



ПРОГРАММА

«Формирование социальной компетентности воспитанников в образовательном учреждении интернатного типа»





Составитель: воспитатель

Удалова Мария Викторовна



Срок реализации Программы:

с 01.09.2017 по 31.05.2021






г. Кинешма

2017 – 2021 учебный год

Тема школы

Модернизация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)




Нормативно-правовая основа программы по самообразованию


  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Образовательная воспитательная программа ОУ, принятая на педагогическом совете;

  3. Устав школы.



Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Цель и задачи Программы

  3. Условия реализации Программы

  4. Сроки и этапы реализации Программы

  5. Приоритетные направления воспитательной деятельности

  6. Описание основных форм и методов работы

  7. Подпрограммы по отдельным направлениям воспитательной деятельности

  8. План реализации Программы

  9. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

  10. Формы проведения итогов реализации Программы

  11. Итоги реализации программы

  12. Анализ процесса и результатов реализации Программы

  13. Список литературы

  14. Приложения




Пояснительная записка

Хорошее общество - это средство, помогающее хорошо жить тем, кто входит в это общество, а вовсе не такое объединение людей, которое само по себе обладает какими-то особыми достоинствами.

Бертран Рассел

(британский философ, общественный деятель и математик.)


 Требования современного общества к своим членам постоянно повышаются, а, как показывает практика, воспитанники интернатных учреждений им не отвечают. Детям трудно адаптироваться к самостоятельной жизни. Таким образом, главной задачей является подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, повысить уровень их социальной компетентности - значит повысить их социальную защищенность.

Социальная компетентность является целью любой воспитательной программы и ядром социализации. Обширные социальные отношения и связи в современном мире, сложные социальные действия, освоенные личностью в период взросления, социальные объекты, которые оказывают влияние на социальный опыт школьника, требуют, чтобы процесс формирования данного вида компетентности учитывал специфику условий жизни современного человека.

Критерием успешности становления выпускника интернатного учреждения в обществе является его адекватное, «безболезненное» вхождение в новый для себя мир, в котором он знает как себя вести и как самореализоваться, способный вырабатывать, принимать и реализовывать свои решения по проблемам обеспечения собственной жизнедеятельности в окружающей его среде, прогнозировать последствия своих действий для себя и для других людей. В связи с этим, рассматривая пути решения проблемы социализации выпускников интернатных учреждений, необходимо исходить из того, что достижению этих целей будет способствовать сформированная у них социальная компетентность.

Под компетентностями понимается готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Анализ  психологических  (Э.Д.  Гейци)  и  педагогических  (А.В.  Хуторской,  И.А.  Зимняя,  Е.А.  Иваневская)  исследований,  посвященных  проблеме  формирования  у  подростков  компетентности  социального  взаимодействия  с  обществом,  позволил  выделить  ряд  задач  по  ее  формированию  у  школьников:

·     преодоление  негативного  отношения  подростков  к  взрослым,  создание  ситуации  партнерства  и  взаимного  уважения  в  учебном  процессе;

·     стремление  к  оказанию  и  принятию  помощи,  принятию  общих  путей  выхода  для  решения  тех  или  иных  задач;

·     овладение  умениями  анализировать  и  находить  адекватные  решения  разным  ситуациям  в  реальной  жизни  данного  общества;

·     овладение  эмоциональной  отзывчивостью,  способностью  сопереживать,  умением  учитывать  желания  и  интересы  других  людей,  интуитивно  прогнозировать  поведение  взаимодействующего,  а  также  умением  вызывать  определенные  эмоции  у  сверстника  или  взрослого;

·     овладение  умением  участвовать  в  коллективных  делах,  готовность  работать  над  чем-либо  спорным  и  вызывающим  беспокойство,  адекватно  реагировать  в  конфликтных  ситуациях  и  т.  д.

Задача воспитателя – найти формы и методы работы, которые позволят сформировать у детей социальную компетентность.

Новизна программы состоит в том, что организация образовательной деятельности воспитанников базируется на подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышению уровня их социальной компетентности. Такой подход позволяет создать необходимые условия для оптимизации процесса социальной адаптации воспитанников на основе включения их в специально сконструированную социально-развивающую образовательную среду учебного заведения для повышения уровня их социальной компетентности.

Программа направлена на формирование социальной компетентности через личностное образование, характеризующееся степенью адекватности реагирования на актуальную социальную ситуацию, готовность принимать требования, предъявляемые социальными институтами, занимать активную позицию в отношении своего здоровья и дальнейших жизненных планов. Социально компетентный подросток – тот, кто осознает и адекватно оценивает факторы риска, анализирует обстоятельства, принимает обдуманные решения как в типичных, так и в новых для него социальных ситуациях, прогнозирует последствия своих поступков, осознает совершенные ошибки, делает выводы, осмысливает свои знания и опыт в целом, что и позволяет осуществить рефлексию как один из важнейших компонентов социальной компетентности.

Путем реализации программы раскрываются возможности воспитательной работы в осуществлении формирования у воспитанников социальной компетентности. Только совокупность у воспитанника личностно значимых социальных компетенций на основе сформированной у него общей социальной компетентности (совокупности различных социальных компетентностей – определённых характеристик личности), обеспечат воспитаннику возможность эффективно удовлетворять свои потребности сейчас и в будущем.

Цель и задачи Программы


Цель: повышение степени социальной адаптации, реабилитации воспитанников и подготовки их к самостоятельной жизни.


Задачи:

  1. Развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации;

  2. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

  3. Формирование житейских знаний и навыков, необходимых детям в самостоятельной жизни;

  4. Преодоление материального иждивенчества;

  5. Настроенность на продуктивное общение со взрослыми, на ценностные ориентации в жизни.

  6. Воспитание терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы



Концепция и принципы построения Программы


Методологической и теоретической основой Программы являются:

  • Теория личностно-ориентированного педагогического образования (Белкин А.С., Запорожец А.В., Михайленко Н.Я, Петровский А.В. и др);

  • Теория формирования ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность (Татарченкова  С.С., Телешов  С.В.);

  • Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования  (Хуторской  А.В.);

Современные достижения педагогов-исследователей в области формирования у детей социальных компетенций (Шульга Т.И., Спаниярд Х., Слот В. Хуторской  А.В.).

Основные принципы построения программы


  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование социальной компетентности, научно обоснованными и практически апробированными технологиями.


  • Принцип комплексности и интегративности – решение социальных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.



  • Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и социальной компетентности.



  • Принцип взаимодействия – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по формированию социальной компетентности воспитанников.




  • Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня социальной компетентности.




Условия реализации Программы



Материально-технические условия: использование ПК, мультимедиа проектора, аудио/видео систем, интерактивной доски, фото/видео камеры, интернета, атрибутов творческой деятельности.



Методические условия

  • Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов, обучающих программ по вопросам социальной компетентности;

  • Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме формирования социальной компетентности воспитанников школы;

  • Пополнение школьной библиотеки пособиями и литературой по вопросам формирования социальной компетентности воспитанников в образовательных учреждениях интернатного типа;

  • Участие в педагогических советах, спец. семинарах, конференциях, выступлениях на методических объединениях воспитателей.



Организационные условия

Программа предусматривает различные формы организации деятельности воспитанников:

  • Занятия как специально организованная форма обучения (час развития, занятия детей с воспитателем);

  • Различные виды деятельности по основным направлениям развития личности (в организации и проведении ежемесячных творческих дел);

  • Занятия в кружках по интересам, спортивных секциях;

  • Участие в играх, конкурсах, общешкольных мероприятиях.



Кадровые условия

Работа по Программе должна строиться на основе интеграции, координации деятельности администрации, педагогов, родителей. Сотрудничество с психологом школы. Социальным педагогом, учителями-предметниками, медицинскими работниками.



Внешние условия

  • Утверждение директором школы-интерната и методическим объединением воспитателей данной Программы;

  • Усиленный контроль со стороны педагогов за реализацией Программы;

  • Наличие необходимой материально-технической базы для осуществления данной Программы;

  • Наличие определенной литературы по заявленным темам;

  • Поддержка целей и задач Программы педагогическим коллективом и администрацией школы-интерната;

  • Совпадение основных принципов и концепций данной Программы с требованиями Государственных стандартов общего образования;

  • Сотрудничество с социокультурными и образовательными учреждениями города, в рамках которого учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.

  • Создание «команды единомышленников» педагог – дети – родители.



Приоритетные направления воспитательной деятельности

  • образовательная деятельность,

  • трудовая деятельность,

  • деятельность по формированию личностных качеств,

  • социальная активность,

  • навыки и культура поведения воспитанников.



Описание основных форм и методов работы

  1. Беседы на воспитательных часах

  2. Смотр внешнего вида учащихся

  3. Занятия по тематическому плану

  4. Родительские собрания

В  работе  с  подростками  по  формированию  компетентности  социального  взаимодействия  с  обществом  возможно  использование  таких  форм  работы,  как  «волшебный  стул»,  «приглашение  к  чаю»,  «интеллектуальный  аукцион»,  «путешествие  в  свое  прошлое»  и  т.  д.  

Волшебный  стул  —  эта  такая  форма  работы,  когда  из  группы  детей  выбирается  один  человек  для  получения  комплиментов.  Такие  упражнения  позволяют  повысить  уверенность  подростка  в  себе,  изменяют  его  положение  в  группе.

Приглашение  к  чаю  —  форма  работы,  при  которой  учащиеся  приглашают  друг  друга  на  чай,  на  беседу,  произнося  при  этом  те  фразы,  которые  хотели  бы  услышать  в  ответ.  Данная  форма  работы  с  подростками  раскрепощает  застенчивых  детей,  а  также  улучшает  взаимоотношения  между  некоторыми  детьми.

При  помощи  интеллектуального  аукциона  (когда  учащимся  необходимо  продать/купить  какой-либо  товар,  описывая  его)  у  детей  формируются  духовные  ценности.

Путешествие  в  свое  прошлое  —  эта  такой  вид  работы  с  подростами,  когда  им  предлагается  вспомнить  одно  из  ярких  детских  переживаний.  Затем  в  ходе  обсуждений  ученик  пытается  связать  поведенческие  аспекты  своего  детства  с  настоящим,  с  тем,  как  он  взаимодействует  со  сверстниками,  взрослыми  людьми,  как  реагирует  на  ситуации,  похожие  на  те,  о  которых  вспоминал.  Это  позволяет  снять  эмоциональное  напряжение,  которое,  возможно,  создавало  трудности  в  общении  со  сверстниками,  родителями,  учителями  и  другими  людьми.

Работа   по  формированию  у  подростков  компетентности  социального  взаимодействия  с  обществом  осуществляется  с  использованием  следующих  методов:  педагогические  арт-терапевтические  методы  (изотерапия,  музыкотерапия,  кинезитерапия,  сказкотерапия,  игровая  терапия  и  т.  д.);  проектирование  социального  становления  личности;  работа  с  видеофильмом.

Применение  арт-терапевтических  методов  в  работе  с  подростками  позволяет  корректировать  самооценку,  неадекватные  способы  взаимодействия  учащихся  с  другими  людьми,  обеспечить  эффективное  эмоциональное  реагирование  подростка  на  различные  ситуации,  создать  психологические  условия  для  осознания  подростком  своих  чувств,  переживаний  и  эмоциональных  состояний,  преодолеть  коммуникативные  барьеры.  Например,  музыка  (музыкотерапия)  усиливает  осознание,  чувства;  пробуждает  внутренний  контроль.  Сказки  (сказкотерапия)  предоставляют  возможность  снять  эмоциональное  напряжение,  накопить  модели  эффективных  взаимоотношений.  Создание  различного  вида  рисунков  (изотерапия)  помогает  избавиться  от  негативных  эмоций.  Танцевально-двигательная  терапия  способствует  созданию  атмосферы  доверительных  отношений,  укреплению  взаимопонимания  среди  участников  процесса,  рефлексии.  Игры  воспитывают  в  детях  оптимизм,  веру  в  собственные  силы,  чувство  общности  с  другими,  помогают  подростку  разобраться  с  проблемами,  находить  решения  в  условиях  игровой  ситуации. 

Проектирование  социального  становления  личности  —  способ  организации  деятельности  учащихся  через  самостоятельную  работу  учащихся  с  дневниками  развития.  В  процессе  ее  применения  происходит  самоопределение  и  самореализация  личности;  стимулирование  процесса  личностного  роста  подростков.

Еще  одним,  но  не  менее  эффективным  способом  работы  с  подростками  является работа  с  видеофильмом.  В  ходе  просмотра  фильма  учащиеся  познают  множество  разных  способов  решения  проблем.  Фильмы  позволяют  снять  эмоциональное  напряжение,  а  также  обучают  навыкам  релаксации  и  умению  спонтанно  выражать  свои  чувства.




Подпрограммы по отдельным направлениям

воспитательной деятельности


Первое направление «ОБЩЕНИЕ»

Цель: передача воспитанникам знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

  • знакомить воспитанников с традициями и обычаями общения различных поколений;

  • формировать у воспитанников культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

  • создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;

  • учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты в направлении «Общение»:

  • Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.

  • На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.

  • Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

  • Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.

  • Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.

  • Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

  • Изучения положения отдельных учащихся и всего класса в детском коллективе.

  • Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Формы работы: интерактивные игры, внеклассные мероприятия, тренинг общения детей и родителей, самопрезентация и самопредставление, праздники, конкурсы, ролевые игры.


Второе направление «Я – ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»

Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, правовое воспитание.

Формирование этнической и социальной толерантности

Цель: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу через обновление содержания и форм патриотического воспитания

Задачи:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

  • создать условия для реализации каждым обучающимся гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих мораль­но-волевых качеств.

Обновление достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.

Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

  • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Культурно - историческое направление, формирование этнической и социальной толерантности предполагающее:

  • воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

  • вовлечение обучающихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

  • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм.

Военно-патриотическое, включающее в себя:

  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Основные формы работы: уроки права, часы общения « Имею право!» по изучению Конвенции о правах ребёнка, «Конституция – главный закон страны», «Государственная символика России», творческие мероприятия по воспитанию толерантного общения и поведения, уроки мужества «Защита Отечества - священный долг и обязанности гражданина», творческие конкурсы и проекты и т.д.


Третье направление «ЧИСТОЕ БУДУЩЕЕ»

Экологическое воспитание

Цель: способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.

Задачи:

  • Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;

  • Обучение обучающихся методам познания окружающего мира;

  • Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;

  • Выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;

  • Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Средствами экологического воспитания формируются следующие ключевые компетентности: 

  • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны); 

  • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.); 

  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие. 

Основные формы работы: наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях, участие в экологических акциях (кормушки, скворечники для птиц). 


Четвертое направление «МЫ ВМЕСТЕ!»

Развитие ученического самоуправления

Цель: развитие мотивационной готовности обучающихся реализовывать себя в организации образовательного процесса и внеурочной деятельности лицеистов, способствующее формированию лидерских качеств и активной жизненной позиции

Задачи:

  • Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учетом его возможностей.

  • Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности. 

  • Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. 

  • Сохранение и развитие лицейских традиций

Направления содержания подпрограммы «Мы вместе»

Одной из ведущих компетенций обучающихся   в коллективе является ценностно-ориентационная – определение нравственных позиций личности, понимание себя и своего места в мире, развитие познавательной инициативы, освоение субъективно новых областей деятельности. Формированию данной компетенции способствует  самоуправление. Самоуправление дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем   всего коллектива.

Направления воспитательной деятельности в развитии ученического самоуправления:

  • Моделирование ученического самоуправления в коллективах

  • Функционирование школьного органа ученического самоуправления

  • Развитие волонтёрского движения и добровольческих инициатив среди обучающихся

  • Социально-значимая и общественно полезная деятельность обучающихся

Моделирование ученического самоуправления в коллективах

Классное ученическое самоуправление складывается из:

  • распределения конкретных обязанностей между отдельными обучающимися;

  • выбора ответственных за наиболее важные секторы работы;

  • планирование, осуществление и контроль за деятельность органов классного самоуправления

Реализация программы развития ученического самоуправления находится в прямой зависимости от этапов развития коллектива.

Основные формы и методы работы: беседа, дискуссия, обсуждение, работа в парах, ролевые игры, работа в малых группах, практические задания, мозговой штурм.



План реализации Программы


I этап: подготовительный – сентябрь 2017г. – октябрь 2017г.

Цель: подготовка Программы и условий для формирования социальной компетентности воспитанников.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты;

  2. Разработать, обсудить и утвердить Программу по формированию социальной компетентности;

  3. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.


II этап: диагностико-моделирующий – ноябрь 2017г. – декабрь 2017г.

Цель: мониторинг социальной компетентности воспитанников.

Задачи:

  1. Проведение диагностики социальной компетентности воспитанников

  2. Анкетирование родителей и определение их социальной компетентности;

  3. Изучение дневников наблюдений воспитанников.


III этап: формирующий – январь 2018г. – апрель 2021г.

Цель: реализация Программы «Формирование социальной компетентности воспитанников в образовательном учреждении интернатного типа».

Задачи:

  1. Развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации;

  2. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

  3. Формирование житейских знаний и навыков, необходимых детям в самостоятельной жизни;

  4. Воспитание терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

  5. Развитие системы внеурочной занятости воспитанников;

  6. Проводить мониторинг реализации программы.


IV этап: итогово-обобщающий – апрель 2021г. – май 2021г.

Цель: анализ и обобщение итогов реализации Программы.

Задачи:

  1. Обобщение результатов работы по формированию социальной компетентности воспитанников;

  2. Оценка эффективности использования Программы;

  3. Проведение коррекции в реализации Программы;

  4. Планирование работы на следующий период.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • Совершенствование системы социального воспитания на основе реализации индивидуального подхода;

  • Повышение самостоятельности суждений школьников при решении познавательных и профессиональных задач, при анализе проблем;

  • Формирование системы социальных знаний и отношений (понятийно-сущностный уровень);

  • Формирование системы социальных умений (практико-деятельностный уровень);

  • Формирование опыт продуктивной социальной деятельности (практико-мировоззренческий уровень);

  • Формирование личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию социальных компетенций (концептуальный уровень).

  • Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях

  • Обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростками. Практическое использование навыков конструктивного общения;

  • Адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях. Предупреждение стрессовых состояний. Практическое использование навыков конструктивного общения.

Способы проверки результатов:

  • Наблюдение;

  • Беседа;

  • Диагностика уровня сформированности у воспитанников социальной компетентности;

  • Тестирование, анкетирование.

Формы подведения итогов реализации Программы



Реализация намеченных мероприятий по воспитательной Программе должна существенно повысить уровень развития воспитанников школы-интерната, привести к повышению социальной компетентности, способствовать безболезненной адаптации к самостоятельной жизни.


Эффективность реализации данной Программы можно проследить с помощью следующих форм подведения итогов:


  • Родительские собрания;

  • Классные и воспитательские часы;

  • Общешкольные мероприятия;

  • Линейки;

  • Конкурсы-смотры;

  • Итоговые работы.

Список литературы


  1. Закон «Об образовании РФ» от декабря 2012г. №273 ФЗ.

  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя – М.: Лотос, 2001.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // ВО Сегодня. М., 2003. - №5.

  4. Исакова, Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья / Т.В. Исакова. – СПб.: РГПУ, 2003. 18 - 24 с.

  5. Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения. // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. - Кострома, 2001. - С. 146-148.

  6. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001.- № 4.16 - 48 с.

  7. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 228с.

  8. Лукина А. К. Школа социальной деятельности подростка. Социально-педагогическое проектирование пространства школьной жизни, обеспечивающего эффективное развитие подростка. // Красноярск, 2003 - 60с.

  9. Лукина А.К., Школа социальной деятельности подростка. Социально- педагогическое проектирование пространства школьной жизни, обеспечивающего эффективное развитие подростков / Методическое пособие - Красноярск, 2001. - 58 с.

  1. Лукьянова М. И Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя.// Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - Кострома, 2001. 240-242 с.

  1. Масленникова В.Ш. Личная композиция социальных отношений // Современные концепции воспитания. — Ярославль, 2000. - С. 84-90.

  2. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. – М., 1972.

  3. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: Учебное пособие. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. – 188 с.

  4. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988.

  5. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общ-во России, 1998.

  6. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – 3-е изд. – М.: Школе-Пресс, 2000.

  7. Рожков М.И.Социальные пробы как фактор социализации учащихся. – Ярославль: ГОУ ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1994.

  8. Слот В. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетенцию // вестник психологической и социально-реабилитационной работы. – 2000. - №1. 30-45 с.

  9. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. – М:. Просвещение, 1982. 104с.

  10. Татарченкова  С.С., Телешов  С.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методич. пособие. СПб., 2008. 160 с.

  11. Хуторской  А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования   //  Народное  образование,  2003. № 2. 59-68 с.

  12. Шульга Т.И., Спаниярд Х., Слот В. Технология оказания помощи подросткам с девиантным поведением. М.-Амстердам, 2004. 258 с.