СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках изучения предмета биологии, проводится работа по социальной адаптированности обучающихся, создаются условия для развития и самореализации личности, её успешной социализации в обществе. Основная направленность уроков – практическая подготовка школьников к самостоятельной жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ на уроках биологии»

Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ на уроках биологии

О.Н. Козловская, учитель биологии,

МБОУ «Бейская школа-интернат»


АООП образования обучающихся с умственной отсталостью определяет основные задачи изучения предмета биологии в 7-9 классах:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

В рамках реализации АООП в образовательном учреждении реализуется программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Основные задачи данной программы:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

- формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;

- формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

- формирование установок на использование здорового питания;

- развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Исходя их этого, в рамках изучения предмета биологии, провожу работу по социальной адаптированности обучающихся, создаю условия для развития и самореализации личности, её успешной социализации в обществе. Основная направленность моих уроков – практическая подготовка школьников к самостоятельной жизни. Формирую навыки социализации: природоохранные навыки; навыки охраны здоровья; практические навыки и умения работы в огороде, теплице; умение работать в группе, команде, коллективе.

Каждый урок содержит информацию о том, как обучающиеся могут применить полученные знания в самостоятельной жизни. Например, в 7 классе, при изучении темы «Овощные растения», акцентирую внимание школьников на полезных свойствах данных овощных культур для организма человека и значении употреблении их в пищу для укрепления здоровья. В 8 классе, изучая раздел «Птицы», «Сельскохозяйственные млекопитающие», обращаю особое внимание детей на развитие умений и навыков содержания и выращивания домашней птицы, а также развитие умений ухода за телятами, овцами, свиньями. В 7 классе, при изучении темы «Выращивание картофеля», обращаю особое внимание школьников на биологические особенности картофеля, как доминирующей овощной культуры выращиваемой в сельской местности. Большинство обучающихся, окончив школу, будут проживать в сельской местности, исходя из этого, в процессе выполнения практических работ на школьном огороде, в школьной теплице, развиваю практические навыки работы. К концу обучения в 9 классе данные навыки имеют 100 % школьников.

Являюсь разработчиком социально-экологического школьного проекта «Чистый берег», реализуемого на муниципальном уровне. Результат реализации проекта: развитие экологической компетенции обучающихся в области охраны природы родного края, участие в значимой общественной деятельности, воспитание правильной гражданской позиции. Реализация школьного проекта «Озеленение и благоустройство школьной территории», «Выращивание рассады овощных культур», позволяет школьникам получить практические навыки ухода за овощными растениями, умения и навыки создания цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна. В ходе реализации данных проектов, важным является не только их практическая значимость, но и развитие у обучающихся эмоциональной восприимчивости к миру природы, стремление реализовать свои знания в разнообразных нестандартных внеучебных ситуациях, осознание себя как носителя экологической культуры.

Таким образом, в своей работе постоянно стремлюсь к тому, чтобы школьники за время обучения в школе - интернате, в правильно сформированной коррекционно-развивающей пространственной среде, получили опыт полноценной жизни человека, способного занять достойное место в обществе.