СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальных компетенций в обучающихся через внеурочную деятельность по истории и обществознанию.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация из опыта работы по истории и и обществознанию на занятиях   внеурочной деятельности . Пути решений профессиональных проблем вовлечь максимальное количество обучающихся во внеурочную деятельность в 8-11 классах. К докладу прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социальных компетенций в обучающихся через внеурочную деятельность по истории и обществознанию.»

1слайд

Формирование социальных компетенций  в обучающихся

через внеурочную деятельность по истории и обществознанию.

2слайд

В современной Концепции образования в качестве целевых установок выделено формирование социальных компетенций или опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях.

3 слайд
В Концепции говорится о том, что обучение обучающихся должно быть практико-ориентированным, что предполагает акцент на деятельностные формы не только урочной, но и внеурочной и внеклассной работы по предмету.

4 слайд

Здесь мы столкнулись с проблемами.
Преподавая предметы по «Истории» и «Обществознанию», особенно в старших классах, нам пришлось столкнуться с рядом педагогических проблем. 
Первой такой проблемой является специфика социума школы. Обучающиеся школы – это, в основном, дети из семей среднего и ниже среднего достатка. У большинства старшеклассников нет современных условий для занятий дома. За учебное время, определенных учебным планом на изучение предмета «Обществознание», мне необходимо решить триединую задачу – дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях. 
Второй значимой проблемой считаю проблему рассогласованности между ведущими программными документами, определяющими вектор развития современной школы и учебно-методическим комплексом по обществознанию и истории.
С моей точки зрения, на практике эти документы имеют декларативный характер, так как отсутствует преемственность, логическая связь между федеральными концептуальными документами и УМК. В учебниках, по-прежнему, материал излагается с позиций не деятельного подхода, а готовых знаний.
Третью проблему вижу в некотором смещении образовательных приоритетов у обучающихся. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда. Причем, в силу неопытности, они, зачастую, не могут отличить качественный образовательный материал от непригодного. Такая ситуация, если ее не корректировать, приведет к тому, что ученик рано или поздно вообще перестанет самостоятельно учиться, и будет применять единственный навык – находить в сети реферат по заданной теме.
 Четвертая проблема выявляется, как правило, в ходе проведения стартового контроля в начале учебного года, при переходе обучающихся из второй в третью ступень образования. Проблема заключается в том, что ученики без затруднений выполняют задания, требующие знаний. Трудности вызывают задания, направленные на проверку умений и навыков эти знания применять. У учеников не развиты навыки работы в группе.

Они не привыкли оценивать свои успехи и не умеют конструктивно оценивать деятельность других.
5 слайд
Основными путями решения профессиональных проблем стали:
1. Подбор компетентностных форм и методов обучения 
2. Организация социальной практики для обучающихся.
6 слайд
Очень важно вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной деятельности - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив и школьных проектов.

7 слайд
Работу над проектом организую в несколько этапов:
Этапы работы над школьным проектом 

Этапы создания
проекта

Самостоятельная деятельность обучающихся

Тьюторская деятельность учителя

Формируемые компетенции


1 этап


Определение проблемы проекта, отбор необходимых источников информации, составление маршрутной карты и календарного плана подготовки и реализации проекта; выбор формы проекта - индивидуальной или групповой


Помощь в формулировании тематики будущих проектов, примерной проблемы и гипотезы


Общеучебные, информационные 

8 слайд


2 этап

Аналитическая и исследовательская деятельность, творческая переработка информации. В том случае, если готовится групповой проект, определение роли и степени участия каждого в предстоящей работе. Фиксация результатов в различных формах (компьютерная обработка данных, видео- и фотосъемка) 

Координация индивидуальных и групповых планов, обсуждение первых результатов, помощь в формировании содержания и оформления проекта, помощь в разработке сценария презентации проекта

Социальные, коммуникативные, общеучебные, информационные, 

9 слайд



3 этап

Предзащита проекта - публичное выступление

Выявление недоработок, обсуждение спорных моментов, просмотр версии презентации проекта, организация рейтинга проектов, организация технической поддержки

Социальные, коммуникативные, информационные, общие учебные

10 слайд


4 этап

Защита проекта, предъявление авторского продукта исследовательской и творческой деятельности одноклассникам, конкурсному жюри. Закрепление навыка предъявления результата собственной практической деятельности

Обеспечение аудитории, составление рецензии на проект, представление проекта экзаменационной комиссии.

Обсуждение недоработок процедуры защиты проекта

Социальные, коммуникативные, информационные, общие учебные

5 этап

Реализация проекта

Обеспечение площадки, координация деятельности участников

Социальные, коммуникативные

Создание проектов ориентируют на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую.

11 слайд

Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели работают на формирование у обучающихся социальной компетенции, на умение предъявлять себя, понимать других, работать в команде. 
Особенно это хорошо заметно, когда ребенок вовлечен во внеклассную, внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной деятельности, учитель для более глубокого изучения истории широко использует знания учащихся, полученные на уроке. 
12 слайд

В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления:
1.Расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках,

2.Получение новых знаний краеведческого характера.

Второе направление связано с «оживлением» исторического материала путей ознакомления с историей родного края; изучение истории города, улиц, зданий; культурного прошлого родного края.

13 слайд
Внеурочная деятельность в школе протекает в разных формах. Одна из ее форм - массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся. Массовые формы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, музеи, встречи с участниками исторических событий.

14 слайд

Групповые формы внеурочной деятельности - кружки, экскурсии, походы, лектории.
На мой взгляд, одной из самых интересных форм организации внеурочной деятельности является школьный музей.

15 слайд
Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных историков, объединяющая широкие массы учащихся, их родителей.

Одной из форм использования музейных материалов в учебно-воспитательных целях является создание выставок и экспозиций. В основном применяю тематический принцип экспозиции, т.е. все материалы группируются по определенным темам. Задача экспозиции школьного музея в том, чтобы, используя наглядность, доступность, убедительность и эмоциональность, свойственному предметному показу, дать возможность учащимся получить более полное представление о процессе развития общества, об историческом событии.

«История наро-фоминской земли в годы Вов»,

«Наши учителя и ученики в годы Вов»,

«Улицы нашего города»

«Легенды нашей школы».
Среди эпизодических форм наиболее интересной считаю исторический вечер и экскурсия : «История нашей школы», «Московской битве посвящается…»
Тематика исторических вечеров разнообразна: это могут быть вечера, посвященные датам исторических событий, выдающимся историческим личностям, темам, мало освященным в учебниках.
В практике работы школы различают два вида экскурсий: 
1. Учебные, связанные с изучением программного материала. 
2. Внепрограммные экскурсии, проводимые по плану внеклассной работы. 
Методика организации экскурсии включает: 

    1. Постановку учителем цели экскурсии и объяснение ее учащимися;

    2. Вводную беседу экскурсовода;

    3. Передвижение по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами в сочетании с объяснениями экскурсовода; 

    4. Вопросы и комментарии учителя, если он сам не является экскурсоводом; 

    5. учет возрастных и психологических особенностей ребят; 

    6. разработку общих и индивидуальных заданий участниками экскурсии; 

    7. знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на объектах; 

    8. оформление необходимой документации;

    9. формы подведения итогов (вечер, конференция, выставка собранных материалов).
      Исторические экскурсии включают посещение памятных мест, улиц и площадей, связанных с историческими событиями, осмотр памятников материальной культуры, зданий и памятных мест. 

В итоге материал, полученный на экскурсии, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории. Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внеурочная деятельности по истории в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями, воспитания любви к истории и формированию гражданственных понятий и навыков. Внеурочная деятельность не должна дублировать уроки. Цель ее заключена в том, чтобы нести новое в исторические знания учащихся, углубить их, сделать более детальными.