1слайд
Формирование социальных компетенций в обучающихся
через внеурочную деятельность по истории и обществознанию.
2слайд
В современной Концепции образования в качестве целевых установок выделено формирование социальных компетенций или опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях.
3 слайд
В Концепции говорится о том, что обучение обучающихся должно быть практико-ориентированным, что предполагает акцент на деятельностные формы не только урочной, но и внеурочной и внеклассной работы по предмету.
4 слайд
Здесь мы столкнулись с проблемами.
Преподавая предметы по «Истории» и «Обществознанию», особенно в старших классах, нам пришлось столкнуться с рядом педагогических проблем.
Первой такой проблемой является специфика социума школы. Обучающиеся школы – это, в основном, дети из семей среднего и ниже среднего достатка. У большинства старшеклассников нет современных условий для занятий дома. За учебное время, определенных учебным планом на изучение предмета «Обществознание», мне необходимо решить триединую задачу – дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.
Второй значимой проблемой считаю проблему рассогласованности между ведущими программными документами, определяющими вектор развития современной школы и учебно-методическим комплексом по обществознанию и истории.
С моей точки зрения, на практике эти документы имеют декларативный характер, так как отсутствует преемственность, логическая связь между федеральными концептуальными документами и УМК. В учебниках, по-прежнему, материал излагается с позиций не деятельного подхода, а готовых знаний.
Третью проблему вижу в некотором смещении образовательных приоритетов у обучающихся. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда. Причем, в силу неопытности, они, зачастую, не могут отличить качественный образовательный материал от непригодного. Такая ситуация, если ее не корректировать, приведет к тому, что ученик рано или поздно вообще перестанет самостоятельно учиться, и будет применять единственный навык – находить в сети реферат по заданной теме.
Четвертая проблема выявляется, как правило, в ходе проведения стартового контроля в начале учебного года, при переходе обучающихся из второй в третью ступень образования. Проблема заключается в том, что ученики без затруднений выполняют задания, требующие знаний. Трудности вызывают задания, направленные на проверку умений и навыков эти знания применять. У учеников не развиты навыки работы в группе.
Они не привыкли оценивать свои успехи и не умеют конструктивно оценивать деятельность других.
5 слайд
Основными путями решения профессиональных проблем стали:
1. Подбор компетентностных форм и методов обучения
2. Организация социальной практики для обучающихся.
6 слайд
Очень важно вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной деятельности - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив и школьных проектов.
7 слайд
Работу над проектом организую в несколько этапов:
Этапы работы над школьным проектом
Этапы создания проекта | Самостоятельная деятельность обучающихся | Тьюторская деятельность учителя | Формируемые компетенции |
1 этап | Определение проблемы проекта, отбор необходимых источников информации, составление маршрутной карты и календарного плана подготовки и реализации проекта; выбор формы проекта - индивидуальной или групповой | Помощь в формулировании тематики будущих проектов, примерной проблемы и гипотезы | Общеучебные, информационные |
8 слайд 2 этап | Аналитическая и исследовательская деятельность, творческая переработка информации. В том случае, если готовится групповой проект, определение роли и степени участия каждого в предстоящей работе. Фиксация результатов в различных формах (компьютерная обработка данных, видео- и фотосъемка) | Координация индивидуальных и групповых планов, обсуждение первых результатов, помощь в формировании содержания и оформления проекта, помощь в разработке сценария презентации проекта | Социальные, коммуникативные, общеучебные, информационные, |
9 слайд 3 этап | Предзащита проекта - публичное выступление | Выявление недоработок, обсуждение спорных моментов, просмотр версии презентации проекта, организация рейтинга проектов, организация технической поддержки | Социальные, коммуникативные, информационные, общие учебные |
10 слайд 4 этап | Защита проекта, предъявление авторского продукта исследовательской и творческой деятельности одноклассникам, конкурсному жюри. Закрепление навыка предъявления результата собственной практической деятельности | Обеспечение аудитории, составление рецензии на проект, представление проекта экзаменационной комиссии.
Обсуждение недоработок процедуры защиты проекта
| Социальные, коммуникативные, информационные, общие учебные |
5 этап | Реализация проекта | Обеспечение площадки, координация деятельности участников | Социальные, коммуникативные |
Создание проектов ориентируют на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую.
11 слайд
Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели работают на формирование у обучающихся социальной компетенции, на умение предъявлять себя, понимать других, работать в команде.
Особенно это хорошо заметно, когда ребенок вовлечен во внеклассную, внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной деятельности, учитель для более глубокого изучения истории широко использует знания учащихся, полученные на уроке.
12 слайд
В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления:
1.Расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках,
2.Получение новых знаний краеведческого характера.
Второе направление связано с «оживлением» исторического материала путей ознакомления с историей родного края; изучение истории города, улиц, зданий; культурного прошлого родного края.
13 слайд
Внеурочная деятельность в школе протекает в разных формах. Одна из ее форм - массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся. Массовые формы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, музеи, встречи с участниками исторических событий.
14 слайд
Групповые формы внеурочной деятельности - кружки, экскурсии, походы, лектории.
На мой взгляд, одной из самых интересных форм организации внеурочной деятельности является школьный музей.
15 слайд
Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных историков, объединяющая широкие массы учащихся, их родителей.
Одной из форм использования музейных материалов в учебно-воспитательных целях является создание выставок и экспозиций. В основном применяю тематический принцип экспозиции, т.е. все материалы группируются по определенным темам. Задача экспозиции школьного музея в том, чтобы, используя наглядность, доступность, убедительность и эмоциональность, свойственному предметному показу, дать возможность учащимся получить более полное представление о процессе развития общества, об историческом событии.
«История наро-фоминской земли в годы Вов»,
«Наши учителя и ученики в годы Вов»,
«Улицы нашего города»
«Легенды нашей школы».
Среди эпизодических форм наиболее интересной считаю исторический вечер и экскурсия : «История нашей школы», «Московской битве посвящается…»
Тематика исторических вечеров разнообразна: это могут быть вечера, посвященные датам исторических событий, выдающимся историческим личностям, темам, мало освященным в учебниках.
В практике работы школы различают два вида экскурсий:
1. Учебные, связанные с изучением программного материала.
2. Внепрограммные экскурсии, проводимые по плану внеклассной работы.
Методика организации экскурсии включает:
Постановку учителем цели экскурсии и объяснение ее учащимися;
Вводную беседу экскурсовода;
Передвижение по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами в сочетании с объяснениями экскурсовода;
Вопросы и комментарии учителя, если он сам не является экскурсоводом;
учет возрастных и психологических особенностей ребят;
разработку общих и индивидуальных заданий участниками экскурсии;
знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на объектах;
оформление необходимой документации;
формы подведения итогов (вечер, конференция, выставка собранных материалов).
Исторические экскурсии включают посещение памятных мест, улиц и площадей, связанных с историческими событиями, осмотр памятников материальной культуры, зданий и памятных мест.
В итоге материал, полученный на экскурсии, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории. Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внеурочная деятельности по истории в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями, воспитания любви к истории и формированию гражданственных понятий и навыков. Внеурочная деятельность не должна дублировать уроки. Цель ее заключена в том, чтобы нести новое в исторические знания учащихся, углубить их, сделать более детальными.