Формирование связной и устной речи
на уроках чтения
(из опыта работы)
На протяжении всего учебного года была проведена работа по формированию устной речи на уроках чтения и развития речи; по распространению педагогического опыта для молодых специалистов школы; по оформлению папки для методического материала; по изучению методической и педагогической литературы.
Большое внимание уделялось формированию у детей правильного, беглого чтения; соблюдению при чтении правил орфоэпии; умению делать по указанию смысловые паузы.
В работе были использованы такие методы, как:
1) беседа;
2) объяснение;
3) наблюдение;
4) работа с книгой;
5) упражнения.
Детям были предложены произведения различного жанра (рассказы, стихи, загадки, сказки). При различении жанров испытывал затруднения только один ученик. Следует отметить то, что к концу учебного года ребята (трое учащихся) стали различать рассказ, стихотворение и сказку; жанры (два ученика). Логическое ударение при чтении стала соблюдать одна ученица, остальные учащиеся пока только соблюдают при подражании.
Учащиеся делали рисунки к содержанию произведений, работали по содержанию текста. Ребятам были предложены задания и упражнения: «Произнеси с интонацией», «Дополни предложения», «Назови слова», «Вставь пропущенное слово», «Раздели текст на части», «Скажи правильно».
Для развития связной речи дети учились читать по ролям; заучивали наизусть стихотворения; учились давать полный ответ; кратко пересказывали содержание произведения (с опорой – слабые ученики). На уроках чтения ребята учились находить с помощью учителя и самостоятельно слова и выражения, характеризующие поступки героев, понимать значение нового слова.
На конец 2 –го полугодия учащиеся научились выделять название произведения и автора, находить ответы в тексте самостоятельно (пять учащихся) и с помощью учителя (один ученик). Без опор могут пересказывать текст 5 учащихся. Одному ученику пока требуются опоры.
На конец 1-го и 2-го полугодия была проведена диагностика уровня устной речи учащихся 3 класса.
Данное исследование проходило в 2 этапа:
Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития связной речи у учащихся.
Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений на развитие связной речи.
В констатирующем тестировании принимали участие 6 учеников 3а класса.
Для определения уровня развития связной речи учащимся было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.
Задание 1 . Распределите самостоятельно предложения по порядку (сказка «Медведь и солнце», по Н. Сладкову).

1. Штаны сушить. Весну встречать. 2. Поворчал, поворчал да и покосолапил. 3. Делать нечего — убрался Медведь из берлоги.
Обобщив полученные результаты, учащиеся были распределены по следующим уровням:
1. Низкий уровень - в речи учащихся отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, языковая правильность речи, выразительность не прослеживается.
2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается ясность, логичность, последовательность, но отсутствует содержательность, выразительность.
3. Высокий уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, а также употребляет в своей речи выразительные слова или употребляет в отдельных случаях.
Результаты диагностики отражены в таблицу 1.
Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе
Таблица 1
Уровни | высокий | средний | низкий |
% | чел | % | чел | % | чел |
3 класс | 33,3 | 2 | 50 | 3 | 16.7 | 1 |
Таким образом, на 1 (высоком) уровне в классе два ученика – 33,3% (на 16,6% больше по сравнению с 1 полугодием). На 2 уровне находятся 3 ученика, что составляет 50% от общего количества учеников в классе (одна ученица перешла со среднего уровня на высокий). Таким образом большинство учащихся 3 класса находятся на среднем и высоком уровнях развития связной речи.
Для определения уровня развития устной речи учащимся было дано задание пересказать сказку А. Толстого «Ворона и лисица».
Задание 2. Перескажите сказку А. Толстого «Ворона и лисица».

Был проведен анализ полученного исследовательского материала по трем параметрам: цельность, связность, последовательность.
Результаты полученного исследовательского материала отражены в таблице 2.
Результаты по тексту
Таблица 2
Признаки текста | Цельность рассказа | Связность рассказа | Последовательность рассказа |
% | чел | % | чел | % | чел |
3 класс | 83 | 5 | 83 | 5 | 83 | 5 |
Результаты таблицы показывают, что уровень развития устной речи учащихся средний. Последовательно и связно могут пересказать текст 5 учеников. Одному ученику требуются слова - опоры.
Для составления полноценного рассказа у детей не всегда в запасе достаточное количество необходимых слов. В тоже время следует отметить, что на конец учебного года почти все учащиеся последовательно и связно могут излагать свои мысли (с опорой на план и самостоятельно). А при пересказе учащиеся стали последовательно переходить с одной сюжетной линии на другую.
Результаты педагогической деятельности
Результатами работы можно считать то, что у детей:
- 100 % успеваемость по чтению и развитию речи;
- качество знаний по предмету – 71% (повысился на 5% в сравнении с первым полугодием).
Список литературы
И.В. ФОмина, И.В, Щербакова «Развитие устной речи»,
Издательство «Учитель» 2009г.
Бархин К.Б. «Развитие речи в начальной школе». М.Учпедгиз, 1984г.
Рождественский Н.С. «К проблеме развития речи» - М.Просвещение, 1987г.
Фотекова Т.А. «Диагностика устной речи младших школьников» - М. Аркти, 2003г.
Шуваева А.В. «Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом» - М. Аркти, 2002г.
Толмачёва Г.А. «Развитие устной речи младших школьников в классе ККО» - М. Книголюб, 2005г.
5