СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование связной и устной речи на уроках чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы по формированию устной речи у глухих учащихся на уроках чтения и развития речи.

Просмотр содержимого документа
«Формирование связной и устной речи на уроках чтения»

Формирование связной и устной речи

на уроках чтения

(из опыта работы)

На протяжении всего учебного года была проведена работа по формированию устной речи на уроках чтения и развития речи; по распространению педагогического опыта для молодых специалистов школы; по оформлению папки для методического материала; по изучению методической и педагогической литературы.

Большое внимание уделялось формированию у детей правильного, беглого чтения; соблюдению при чтении правил орфоэпии; умению делать по указанию смысловые паузы.

В работе были использованы такие методы, как:

1) беседа;

2) объяснение;

3) наблюдение;

4) работа с книгой;

5) упражнения.

Детям были предложены произведения различного жанра (рассказы, стихи, загадки, сказки). При различении жанров испытывал затруднения только один ученик. Следует отметить то, что к концу учебного года ребята (трое учащихся) стали различать рассказ, стихотворение и сказку; жанры (два ученика). Логическое ударение при чтении стала соблюдать одна ученица, остальные учащиеся пока только соблюдают при подражании.

Учащиеся делали рисунки к содержанию произведений, работали по содержанию текста. Ребятам были предложены задания и упражнения: «Произнеси с интонацией», «Дополни предложения», «Назови слова», «Вставь пропущенное слово», «Раздели текст на части», «Скажи правильно».

Для развития связной речи дети учились читать по ролям; заучивали наизусть стихотворения; учились давать полный ответ; кратко пересказывали содержание произведения (с опорой – слабые ученики). На уроках чтения ребята учились находить с помощью учителя и самостоятельно слова и выражения, характеризующие поступки героев, понимать значение нового слова.

На конец 2 –го полугодия учащиеся научились выделять название произведения и автора, находить ответы в тексте самостоятельно (пять учащихся) и с помощью учителя (один ученик). Без опор могут пересказывать текст 5 учащихся. Одному ученику пока требуются опоры.

На конец 1-го и 2-го полугодия была проведена диагностика уровня устной речи учащихся 3 класса.

Данное исследование проходило в 2 этапа:

Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития связной речи у учащихся.

Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений на развитие связной речи.

В констатирующем тестировании принимали участие 6 учеников 3а класса.

Для определения уровня развития связной речи учащимся было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.

Задание 1 . Распределите самостоятельно предложения по порядку (сказка «Медведь и солнце», по Н. Сладкову).

1. Штаны сушить. Весну встречать. 2. Поворчал, поворчал да и покосолапил. 3. Делать нечего — убрался Медведь из берлоги.

Обобщив полученные результаты, учащиеся были распределены по следующим уровням:

1. Низкий уровень - в речи учащихся отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, языковая правильность речи, выразительность не прослеживается.

2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается ясность, логичность, последовательность, но отсутствует содержательность, выразительность.

3. Высокий уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, а также употребляет в своей речи выразительные слова или употребляет в отдельных случаях.

Результаты диагностики отражены в таблицу 1.

Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе

Таблица 1

Уровни

высокий

средний

низкий

%

чел

%

чел

%

чел

3 класс

33,3

2

50

3

16.7

1


Таким образом, на 1 (высоком) уровне в классе два ученика – 33,3% (на 16,6% больше по сравнению с 1 полугодием). На 2 уровне находятся 3 ученика, что составляет 50% от общего количества учеников в классе (одна ученица перешла со среднего уровня на высокий). Таким образом большинство учащихся 3 класса находятся на среднем и высоком уровнях развития связной речи.

Для определения уровня развития устной речи учащимся было дано задание пересказать сказку А. Толстого «Ворона и лисица».

Задание 2. Перескажите сказку А. Толстого «Ворона и лисица».

Был проведен анализ полученного исследовательского материала по трем параметрам: цельность, связность, последовательность.

Результаты полученного исследовательского материала отражены в таблице 2.

Результаты по тексту

Таблица 2

Признаки текста

Цельность

рассказа

Связность

рассказа

Последовательность

рассказа

%

чел

%

чел

%

чел

3 класс

83

5

83

5

83

5


Результаты таблицы показывают, что уровень развития устной речи учащихся средний. Последовательно и связно могут пересказать текст 5 учеников. Одному ученику требуются слова - опоры.

Для составления полноценного рассказа у детей не всегда в запасе достаточное количество необходимых слов. В тоже время следует отметить, что на конец учебного года почти все учащиеся последовательно и связно могут излагать свои мысли (с опорой на план и самостоятельно). А при пересказе учащиеся стали последовательно переходить с одной сюжетной линии на другую.

Результаты педагогической деятельности

Результатами работы можно считать то, что у детей:

- 100 % успеваемость по чтению и развитию речи;

- качество знаний по предмету – 71% (повысился на 5% в сравнении с первым полугодием).

Список литературы

И.В. ФОмина, И.В, Щербакова «Развитие устной речи»,

Издательство «Учитель» 2009г.

Бархин К.Б. «Развитие речи в начальной школе». М.Учпедгиз, 1984г.

Рождественский Н.С. «К проблеме развития речи» - М.Просвещение, 1987г.

Фотекова Т.А. «Диагностика устной речи младших школьников» - М. Аркти, 2003г.

Шуваева А.В. «Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом» - М. Аркти, 2002г.

Толмачёва Г.А. «Развитие устной речи младших школьников в классе ККО» - М. Книголюб, 2005г.



5