Формирование связной монологической речи у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения
Малынова Э.С.
учитель начальных классов
Формирование умений связной монологической речи – приоритетное направление в обучении в школьном образовании.
Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения логически последовательно, связно, достаточно полно излагать свои мысли.
Логопед Учителя Родители
В своей работе придерживаюсь определенных правил
- необходимо совершенствовать речевую деятельность обучающихся;
- для создания речевых ситуаций должна использоваться наглядность;
- в связи с переходом от игровой к учебной деятельности необходимо использовать игровой и занимательный материал;
- при выполнении заданий учащиеся должны быть поставлены в такие конкретные условия, которые стимулировали бы их речевую активность.
Устная монологическая речь характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего.
Монологи детей имеют три основные формы:
- описание
- повествование
- рассуждение
Развитие речи-описания
« Опиши-угадай»
Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.
Обучающийся должен описать персонажа знакомой сказки, найти в нем существенные признаки.
Остальные учащиеся должны узнать персонажа по описанию.
«Опиши животное или растение»
Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Материал: картинки животных, растений.
Обучающимся предлагается описать животное или растение.
Повествование
Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от словарного запаса и уровня монологической речи повествование может быть:
- Рассказом о бытовых событиях;
- Историей о случаях, которые ребенок пережил;
- Рассказыванием по сюжетной картине;
- Фантазированием.
Задача педагога – помогать ученику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным.
« Распространи предложение»
Цель: развивать умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Обучающимся предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на картинку, наводящие вопросы.
«Дети идут ... (Куда? Зачем?)»
«Морские рыбы обитают ….»
«Дети идут в школу, чтобы ...»
Развитие повествовательной речи
« Закончи сам»
Цель: развивать у обучающихся воображение, связную речь.
Учитель рассказывает ученикам начало знакомой сказки, а учащимся дается задание продолжить.
Работа по картинкам в учебнике
На некоторых страницах учебника предлагаются отдельные иллюстрации к уже знакомым ребятам сказкам.
Учащимся предлагается изменить концовку сказки.
Такой вид работы проводился в сказках с «несчастливым» концом.
Составление рассказа по картинкам
В этом случае для создания речевой ситуации используются следующие приемы:
ученику надо было рассказать, что происходило до момента, отраженного на рисунке;
рассказ о моменте, изображенном на иллюстрации;
рассказ о том, что происходило потом.
«Нарисуй сказку»
Цель: учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Учитель читает текст сказки и предлагает ее записать с помощью рисунков.
Таким образом, обучающиеся сами изготавливают серию последовательных картинок, по которым потом рассказывают сказку.
Учитель показывает ученикам как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определяет какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
«Придумай рекламу изделию»
Реклама придумывается рисункам и поделкам обучающихся, которые были изготовлены на уроках рисования и технологии.
Цель: развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Обучающиеся должны рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.
Рассуждение
Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у обучающихся с ЗПР.
Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:
- Описание факта;
- Поиск аргументов;
- Выявление причинно-следственных связей;
- Формулирование вывода.
Повар
Развитие речи-рассуждения
«Путаница»
Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий, рассуждать, доказывать свое мнение
Парикмахер
Художник
Врач
Развитие речи-рассуждения
«Хорошо - плохо»
Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, умение рассуждать.
Ученик рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Учитель: дождь. Ученик: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
«Потому что…»
Цель: развивать связную речь, мышление.
Рассуждения и ответы на вопросы: «Я пишу слова для того…»
Почему нужно соблюдать распорядок дня? Объясни….
Обогащение словарного запаса
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений младших школьников.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что школьники не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются не всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.
«Объясни, что такое»
Цель: развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.
Учитель просит объяснить выражения: железная хватка, золотые руки, медвежья услуга, светлая голова, острый язык, блестящая мысль, короткая память, тёплые слова, громкая фраза, сладкие речи, крокодиловы слёзы, горькая правда, стальной характер.
Развитие связной монологической речи в творчестве
Творчество – один из результативных инструментов в освоении монологической и диалогической речевых форм. Театрализованная деятельность является наиболее эффективным занятием для развития монологической речи у обучающихся с ЗПР. Школьники тренируются произносить монолог.
Театральные приемы облегчают ребенку пересказ сказки или придуманной им истории.
Разыгрывание сказок
Спасибо!