СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование связной монологической речи у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование связной монологической речи у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения»

Формирование связной монологической речи у младших школьников с задержкой психического  развития в процессе обучения Малынова Э.С. учитель начальных классов

Формирование связной монологической речи у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения

Малынова Э.С.

учитель начальных классов

Формирование умений связной монологической речи – приоритетное направление в обучении в школьном образовании. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения логически последовательно, связно, достаточно полно излагать свои мысли.  Логопед Учителя Родители

Формирование умений связной монологической речи – приоритетное направление в обучении в школьном образовании.

Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения логически последовательно, связно, достаточно полно излагать свои мысли.

Логопед Учителя Родители

В своей работе придерживаюсь определенных правил необходимо совершенствовать речевую деятельность обучающихся; для создания речевых ситуаций должна использоваться наглядность; в связи с переходом от игровой к учебной деятельности необходимо использовать игровой и занимательный материал; при выполнении заданий учащиеся должны быть поставлены в такие конкретные условия, которые стимулировали бы их речевую активность.

В своей работе придерживаюсь определенных правил

  • необходимо совершенствовать речевую деятельность обучающихся;
  • для создания речевых ситуаций должна использоваться наглядность;
  • в связи с переходом от игровой к учебной деятельности необходимо использовать игровой и занимательный материал;
  • при выполнении заданий учащиеся должны быть поставлены в такие конкретные условия, которые стимулировали бы их речевую активность.
Устная монологическая речь характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего. Монологи детей имеют три основные формы:  описание повествование  рассуждение

Устная монологическая речь характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего.

Монологи детей имеют три основные формы:

  • описание
  • повествование
  • рассуждение
Развитие речи-описания « Опиши-угадай» Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера. Обучающийся должен описать персонажа знакомой сказки, найти в нем существенные признаки. Остальные учащиеся должны узнать персонажа по описанию.

Развитие речи-описания

« Опиши-угадай»

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.

Обучающийся должен описать персонажа знакомой сказки, найти в нем существенные признаки.

Остальные учащиеся должны узнать персонажа по описанию.

«Опиши животное или растение»   Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Материал: картинки животных, растений. Обучающимся предлагается описать животное или растение.

«Опиши животное или растение»

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Материал: картинки животных, растений.

Обучающимся предлагается описать животное или растение.

Повествование Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от словарного запаса и уровня монологической речи повествование может быть: Рассказом о бытовых событиях;  Историей о случаях, которые ребенок пережил;  Рассказыванием по сюжетной картине;  Фантазированием. Задача педагога – помогать ученику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным.

Повествование

Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от словарного запаса и уровня монологической речи повествование может быть:

  • Рассказом о бытовых событиях;
  • Историей о случаях, которые ребенок пережил;
  • Рассказыванием по сюжетной картине;
  • Фантазированием.

Задача педагога – помогать ученику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным.

 « Распространи предложение» Цель: развивать умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Обучающимся предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на картинку, наводящие вопросы. «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» «Морские рыбы обитают ….» «Дети идут в школу, чтобы ...»

« Распространи предложение»

Цель: развивать умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Обучающимся предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на картинку, наводящие вопросы.

«Дети идут ... (Куда? Зачем?)»

«Морские рыбы обитают ….»

«Дети идут в школу, чтобы ...»

Развитие повествовательной речи « Закончи сам» Цель: развивать у обучающихся воображение, связную речь. Учитель рассказывает ученикам начало знакомой сказки, а учащимся дается задание продолжить.

Развитие повествовательной речи

« Закончи сам»

Цель: развивать у обучающихся воображение, связную речь.

Учитель рассказывает ученикам начало знакомой сказки, а учащимся дается задание продолжить.

Работа по картинкам в учебнике  На некоторых страницах учебника предлагаются отдельные иллюстрации к уже знакомым ребятам сказкам. Учащимся предлагается изменить концовку сказки. Такой вид работы проводился в сказках с «несчастливым» концом.

Работа по картинкам в учебнике

На некоторых страницах учебника предлагаются отдельные иллюстрации к уже знакомым ребятам сказкам.

Учащимся предлагается изменить концовку сказки.

Такой вид работы проводился в сказках с «несчастливым» концом.

Составление рассказа  по картинкам В этом случае для создания речевой ситуации используются следующие приемы: ученику надо было рассказать, что происходило до момента, отраженного на рисунке; рассказ о моменте, изображенном на иллюстрации; рассказ о том, что происходило потом.

Составление рассказа по картинкам

В этом случае для создания речевой ситуации используются следующие приемы:

ученику надо было рассказать, что происходило до момента, отраженного на рисунке;

рассказ о моменте, изображенном на иллюстрации;

рассказ о том, что происходило потом.

«Нарисуй сказку»   Цель: учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. Учитель читает текст сказки и предлагает ее записать с помощью рисунков. Таким образом, обучающиеся сами изготавливают серию последовательных картинок, по которым потом рассказывают сказку. Учитель показывает ученикам как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определяет какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Нарисуй сказку»

Цель: учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Учитель читает текст сказки и предлагает ее записать с помощью рисунков.

Таким образом, обучающиеся сами изготавливают серию последовательных картинок, по которым потом рассказывают сказку.

Учитель показывает ученикам как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определяет какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Придумай рекламу изделию» Реклама придумывается рисункам и поделкам обучающихся, которые были изготовлены на уроках рисования и технологии. Цель: развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Обучающиеся должны рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

«Придумай рекламу изделию»

Реклама придумывается рисункам и поделкам обучающихся, которые были изготовлены на уроках рисования и технологии.

Цель: развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Обучающиеся должны рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

Рассуждение Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у обучающихся с ЗПР. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты: Описание факта; Поиск аргументов; Выявление причинно-следственных связей; Формулирование вывода.

Рассуждение

Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у обучающихся с ЗПР.

Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:

  • Описание факта;
  • Поиск аргументов;
  • Выявление причинно-следственных связей;
  • Формулирование вывода.
Повар Развитие речи-рассуждения «Путаница» Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий, рассуждать, доказывать свое мнение Парикмахер Художник Врач

Повар

Развитие речи-рассуждения

«Путаница»

Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий, рассуждать, доказывать свое мнение

Парикмахер

Художник

Врач

Развитие речи-рассуждения «Хорошо - плохо» Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, умение рассуждать. Ученик рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Учитель: дождь. Ученик: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Развитие речи-рассуждения

«Хорошо - плохо»

Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, умение рассуждать.

Ученик рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Учитель: дождь. Ученик: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

«Потому что…» Цель: развивать связную речь, мышление. Рассуждения и ответы на вопросы: «Я пишу слова для того…» Почему нужно соблюдать распорядок дня? Объясни….

«Потому что…»

Цель: развивать связную речь, мышление.

Рассуждения и ответы на вопросы: «Я пишу слова для того…»

Почему нужно соблюдать распорядок дня? Объясни….

Обогащение словарного запаса Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений младших школьников. Бедность словаря проявляется, например, в том, что школьники не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются не всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Обогащение словарного запаса

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений младших школьников.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что школьники не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются не всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

«Объясни, что такое» Цель: развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы. Учитель просит объяснить выражения: железная хватка, золотые руки, медвежья услуга, светлая голова, острый язык, блестящая мысль, короткая память, тёплые слова, громкая фраза, сладкие речи, крокодиловы слёзы, горькая правда, стальной характер.

«Объясни, что такое»

Цель: развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Учитель просит объяснить выражения: железная хватка, золотые руки, медвежья услуга, светлая голова, острый язык, блестящая мысль, короткая память, тёплые слова, громкая фраза, сладкие речи, крокодиловы слёзы, горькая правда, стальной характер.

Развитие связной монологической речи в творчестве Творчество – один из результативных инструментов в освоении монологической и диалогической речевых форм. Театрализованная деятельность является наиболее эффективным занятием для развития монологической речи у обучающихся с ЗПР. Школьники тренируются произносить монолог. Театральные приемы облегчают ребенку пересказ сказки или придуманной им истории.

Развитие связной монологической речи в творчестве

Творчество – один из результативных инструментов в освоении монологической и диалогической речевых форм. Театрализованная деятельность является наиболее эффективным занятием для развития монологической речи у обучающихся с ЗПР. Школьники тренируются произносить монолог.

Театральные приемы облегчают ребенку пересказ сказки или придуманной им истории.

Разыгрывание сказок

Разыгрывание сказок

Спасибо!

Спасибо!