СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование толерантности у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование толерантности у детей. Вдокладе также перечень игр с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Формирование толерантности у детей»




Доклад на тему:


«Формирование толерантности у обучающихся с ОВЗ в средней школе»










Оглавление



Введение 3

Толерантность у детей с интеллектуальными нарушениями 4

Развитие толерантности у обучающихся 5

Методы и приемы развития толерантности у обучающихся 9

Заключение 11

Используемая литература 12

































Введение



Толера́нтность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей и семью все чаще проникают и в школу. Таким образом, актуальность проблемы налицо - ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Что же такое толерантность? Толерантность - терпение, переносимость, снисходительность. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Существуют несколько видов толерантности: -

межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная — к другой нации; религиозная — к другой вере; и другие.

Подробней остановимся на коммуникативной толерантности, которая определяет нашу готовность принять партнеров по общению со всеми присущими им чертами – даже теми, что нам не нравятся.

Коммуникативная толерантность как черта человека собирательная, в ней находят отражение: факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, характер, темперамент, особенности мышления.


Толерантность у детей с интеллектуальными нарушениями

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Выбирая методики воспитания толерантности, необходимо учитывать контингент воспитанников.

Дети с интеллектуальными нарушениями со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Дети с интеллектуальными нарушениями менее успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты — обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания детей с интеллектуальными нарушениями так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет у них необходимые привычки.

Детям с ОВЗ свойственна агрессивность, эмоциональная нестабильность; поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться; “перегруженность” отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами и др.)

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Развитие толерантности у обучающихся



На начальном этапе обучения происходит обогащение эмоциональной сферы ребенка и ее развитие в сторону большей осознанности, сдержанности, произвольности. В данном возрасте значительные изменения происходят и в волевой сфере личности. В целом в волевых поступках учащихся начальной школы большую роль играют чувства, которые часто становятся мотивами поведения. Развитие воли происходит в постоянном взаимодействии. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплинированность. Межличностные взаимоотношения обучающимися с нарушениями интеллекта первоначально развиваются как функционально-ролевые. Дети ревностно относятся не только друг к другу, но и к отношениям учителя и своего одноклассника. Что проявляется не только в отношении ребенка к определенной ситуации, но в отклонениях в поведении (вплоть до агрессии, негативизма, отказа от общения с другими). С накоплением опыта дети больше начинают подмечать характеристики — доброту, честность, товарищество. Но дети, с интеллектуальными нарушениями данные характеристики применяют только в отношении себя. Поэтому учителю, в первую очередь, необходимо научить детей данной категории считаться с желанием окружающих, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, отстаивать свое мнение.

Ребенок возраста с нарушением интеллекта не способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Поэтому необходимо помогать им, проводить воспитательную работу. И поэтому, важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Ребёнок развивается, познавая окружающий мир, а школьное обучение — одна из ведущих форм познания окружающего. Поэтому уроки организовываются таким образом, чтобы максимально создать оптимальные условия для развития познавательной активности, обеспечивая каждого ученика заботой и вниманием. Настоящая терпимость — признак силы, а не слабости человека. Так как терпимость — это признание реальных различий между людьми в сфере достижений и мировоззрений, то она стремится сохранить нечто более важное в человеческих отношениях. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости.

Выделяются следующие направления формирования знаний о толерантности у учащихся с нарушениями интеллекта:

- знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

- необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми;

- понимание детьми принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

- понимание учащимися принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).

Педагогу необходимо:

- создать благоприятные условия для полноценного общения учащихся и для развития предметной деятельности,

- развить интерес к доступному пониманию явлений в повседневной жизни и в специально организованной деятельности,

– помогать развитию личности ребёнка: самостоятельности в разных видах деятельности; коммуникативным навыкам; элементарной инициативности, способности управлять своим поведением на основе усвоенных правил.

- побудить каждого ребёнка к доброжелательным отношениям со сверстниками, старшими и младшими.

-взаимодействовать с родителями и специалистами с целью развития педагогической рефлексии для полноценного развития каждого ребёнка.

Учитель управляет коррекционно-педагогическим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения. В основном уроки желательно проводить в игровой форме, а задания объединять общей лексической темой. Тогда эти занятия позитивно настраивают детей, приучают их к самостоятельности, помогают максимально познать окружающий мир, развивают восприятие, мышление, внимание, память, формируют навыки культурного поведения, воспитывают полноценную и разностороннюю личность. Опираясь на современные требования министерства образования, необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Взаимодействие — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Где начинают проявляться особенности мышления ребёнка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценным бывает общение (особенно педагогически направляемое) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим находить партнёров, ставить цель и выбирать средства для реализации общения. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребёнка, его привычки, интересы, представления об окружающем мире, различные умения, например, умение, самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными правилами и нормами поведения, или умение самостоятельно организовывать реальную трудовую деятельность для решения поставленных задач. При вполне благополучном или, как говорят, положительном общении могут проявляться (и явно, и скрыто) весьма неблагополучные реальные взаимоотношения. Поэтому столь актуальным для учащихся с нарушениями интеллекта является проблема использования взаимодействия в общении в целях всестороннего воспитания, и в свою очередь формирования нравственной стороны личности. Для того, чтобы нравственные нормы выполнялись учениками не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных взаимоотношениях, следует подготовить внешнюю среду для их усвоения. В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, ученики приобретают положительный социальный опыт и проникаются общностью чувств и стремлений задолго до того, как отчётливо осознают высокие моральные принципы.

Методы и приемы развития толерантности у обучающихся



На уроках и внеурочное время педагог должен:

  • прививать своим воспитанникам чувство ответственности за свои слова и поступки. От того, как успешно будут развиваться отношения ребенка со взрослыми, с детьми группы, зависят его взаимоотношения и культура поведения в окружающем мире по мере взросления;

  • развивать навыки коммуникативной толерантности воспитанников;

  • учить выражать свои чувства без агрессии и насилия;

  • организовывать жизнедеятельность детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;

  • создать доверительность, открытость во взаимоотношениях между мной и воспитанниками;

  • организовывать воспитательные часы, направленной на воспитание толерантности, на которых необходимо:

    • знакомить детей с основными документами по защите прав человека (в доступной для их возраста форме);

    • закладывать духовно-нравственные представления, формирующие внутренний мир ребенка;

    • развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков);

    • разъяснять принятые в обществе нормы и правила поведения;

    • приобщать ребенка к основам культуры, знакомлю с народным наследием;

    • воспитывать гражданско-патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу, семейные ценности.

Только совокупностью формирования всех видов деятельности — общения, труда, образования можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребёнка. В основе такого подхода лежит принцип целенаправленного воздействия на межличностное общение учащихся.

Воспитание толерантности – это, прежде всего воспитание и коррекция внутренних качеств ребёнка, развитие их души, коррекция нравственных представлений. Приоритетными направлениями являются личностное развитие, основы социализации и общения: становление личностной позиции “Я – сам”, “Я – другие”, воспитание ответственности за свои поступки, формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку вступить в контакт. Личностное развитие и развитие в детях толерантности невозможно разграничить.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Нужно развивать у детей чувство сплоченности классного коллектива, обучать взаимодействию при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением, а также формировать традиции коллектива.

Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому на этапе воспитательного процесса нужно обратить внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развивать желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

Можно провести такие классные часы «Культура мира», «Ты среди людей», «Стремись делать добро», «Мы - команда одного корабля», «Речевой этикет», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», сообщения в форме познавательной экскурсии в заочный краеведческий музей на тему «История национального костюма», провести читательскую конференцию по сказкам народов мира. Можно провести занятия, цель которых - познание себя и других людей, формирование умения дружить, находить правильный выход из трудных ситуаций в общении, формирование чувства сопереживания, сочувствия к людям.

Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждодневных делах и поступках ребенок проявлял себя толерантно и чувствовал себя полноценным свободным человеком.

Заключение



Воспитание толерантности — это тяжёлый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах. Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, изо дня в день, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие замкнутые, третьи проявляют свою агрессию всюду, т.е. у каждого свои индивидуальные способности и особенности. Таким образом, мы убедились, что формировать толерантность у школьников с интеллектуальными нарушениями необходимо постоянно, в течение продолжительного времени, на всех занятиях, в процессе игровой деятельности, на примере жизненных ситуаций, близких детям. Чтобы у детей с нарушенным интеллектом «сердце становилось умным, а ум добрым», от педагога постоянно требуются огромные усилия, тщательная подготовка к каждому занятию и мероприятию. Быть толерантным – это значит быть открытым для всего национального и культурного разнообразия нашей жизни. Воспитывая в детях толерантность, мы учим их не только уважению и терпимости, но и даём им возможность изменить этот мир к лучшему!

Используемая литература



1. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка // Собр. соч. Т.5. М., 1982.

2. Гаурилюс А. И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем окружении у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1995,

3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997.

4. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб., 2000.

5. Школьникова Н. Н. Система развития коммуникационного поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. М., 1993.

6. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИС,2005.

7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”. – М., 2005.

Игра «Разговор сквозь стекло»

Цель: развитие чувства взаимопонимания между детьми.

Ход игры: Дети разбиваются на пары.

«Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите».

«Жизненные ценности людей и толерантность»

Цели: выявление индивидуальных и общезначимых человеческих ценностей; Обсуждение традиций разных народов, еды, одежды.

Угадайте или предположите, в какой стране готовят эти блюда, то есть чьё это блюдо?

Пицца, спагетти, лазанья (Италия).

Тортилья, поэлья, гаспачо (Испания).

Хот-дог, чипсы, поп корн (США).

Галушки, борщ (Украина).

Суши, терняки (Япония).

Лягушачьи лапки, луковый суп «Оливье» (Франция).

Уха, пельмени, щи, окрошка, блины (Россия).

Сациви, шашлык (Грузия).

Сабза, плов (Узбекистан).

Чак-чак, беляши, пахлава (Татарстан) и т.д.

Итак, у всех народов есть свои традиции, все отличаются друг от друга цветом кожи, глаз, волос.

-А как можно договориться с человеком, если не понимаешь его языка?

Верно, с помощью жестов, глаз, мимики. И, несмотря на различия во внешности, все люди испытывают одни и те же чувства: гнев, боль, зависть, радость, страх и т.п. И мы, даже не зная языка, можем понять, что чувствует человек, посмотрев ему в лицо, глаза.

Упражнение «Пять добрых слов»

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.

Дети делятся на группы по 5-6 человек. Затем рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом ребёнок передаёт свой лист соседу справа, а сам получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, дети должны будут написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так, пока лист не вернётся к владельцу.

Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.

«Домино»

Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения:

- что нового узнали друг о друге;

- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Надо договориться»

Цели:

- развлечь группу;

- сконцентрировать внимание участников;

- осознать ценность сотрудничества;

- показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;

- сплотить группу.

Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

- как началась игра?

- чего хотелось каждому сначала?

- почему сначала ничего не получалось?

Упражнение «А я считаю …»

Задача: осознать возможность сосуществования различных мнений.

Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения. Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Примеры утверждений:

Самый важный предмет - математика.

Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.

Самое прекрасное домашнее животное - кошка.

Лето лучше чем зима.

Самая классная музыка - рэп.

«Кока-кола» вкуснее «Фанты».

Хоккей лучше чем футбол.

Тик ток или инстаграм

Обсуждение упражнения:

Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

А теперь давайте попробуем создать своеобразный словарь слов, которые так или иначе связаны с понятием «толерантности».



Похожие файлы