10
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».
УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Основная цель современного образования – развитие личности ребенка – неотделимо от совершенствования содержания методов обучения и воспитания в начальной школе, особенно в условиях, когда по наблюдениям психологов, резко снижается уровень общего психического развития детей, а значит и воспитанности.
Особое значение, по моему мнению, для детей, с которыми я работаю, имеет задача формирования коммуникативных навыков.
Невысокий общекультурный уровень многих семей, скудная, часто не нормативная, бытовая лексика родителей, отсутствие привычки к чтению, отсутствие или малочисленность домашних библиотек, относительно ограниченный доступ детей к учреждениям культуры из-за их отдаленности (у нас спальный район) – все это делает задачу развития коммуникативных навыков актуальной.
Сегодня дети увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родной культуре, истории, традициям
Идет процесс засорения речи детей иностранными, часто грубыми словами, обедняя наш русский язык. Ребята заменяют положительных литературных героев, которые учат добру, справедливости, на «Бетманов», «Покемонов». Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится стилистически беспомощной, примитивной и, зачастую, вульгарной. Понимаем ли мы, на каком языке говорим. Следовательно необходимо вести работу над формированием языковой и коммуникативной компетенции, новых духовных образов, чтобы избежать интеллектуальной деградации учащихся, именно в начальной школе, где закладываются основы умения учиться, надо как можно больше внимания уделять развитию коммуникативных навыков, духовности и толерантности…
Важно отметить, что применяемый мной комплексный подход в развитии толерантности, позволяет формировать личность школьника в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром, то есть мой подход таит в себе большие перспективы для дальнейшего совершенствования.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).
В своем педагогическом опыте я ориентируюсь на идеи ведущих педагогов и возрастных психологов, на основные положения Концепции воспитания.
Решение задач формирования толерантности у младших школьников невозможно без выполнения психолого-педагогических условий:
соответствия процесса воспитания, психологическим возможностям и возрастным особенностям детей;
создание среды, способствующей не только формированию толерантности, но и познавательному, эмоциональному, эстетическому, нравственному развитию ребенка;
учет, сохранение и развитие индивидуальности ребенка.
Мой педагогический опыт опирается на следующие дидактические принципы:
принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся
принцип гуманизации – уважительного, доброжелательного отношения к каждому ребенку;
принцип индивидуализации – максимального проявления творческих возможностей каждого ребенка
В основу содержательной стороны моего педагогического опыта были положены идеи Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.Н. Поддьякова в области теории общения и деятельности, также труды Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкого, В.А. Сластенина, рассматривающих концепции личностно-ориентированного образования; работы Ю.К. Бабанского, С.П. Баранова, П.И. Пидкасистого, К.Д. Ушинского по теории учебной деятельности; теоретико-эмпирические исследования Ш.А. Амоношвилли, Е.В. Бондаревской, А.С. Белкина посвященные теории педагогического взаимодействия; работы Р.Г. Апресян, А.Г. Асмолова, Р. Бетти, И.Г. Пчелинцевой, в которых раскрываются теоретические подходы к определению понятия толерантности.
НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна моего педагогического опыта заключается в создании системы комплексного развития личности учащихся начальной школы в процессе работы над формированием у них толерантности.
Научная новизна результатов исследования:
раскрыты сущность, содержание, принципы и механизм, этапы процесса формирования толерантности у младших школьников;
выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации
данного процесса в школе;
определены содержание, формы и методы толерантного воспитания младших школьников.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Главным в своей педагогической идее я считаю формирование коммуникативных умений учащихся через комплексное развитие личности в процессе работы над толерантностью.
Основная цель моей педагогической деятельности – сущность опыта-
в создании условий для ориентации учащихся на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и принцип их конструктивного разрешения;
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Этапы работы:
этап (приложение № 1)
Цель: проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности в литературе; раскрыть сущность понятия толерантности;
этап (приложение № 2)
Цель: подобрать методику исследования уровня толерантности для детей начальных классов и их педагогов;
этап (приложение № 3)
Цель: исследовать уровень толерантности у учащихся; проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы;
этап: (приложение № 4)
Цель: подобрать мероприятия для развития толерантности у учащихся начальной школы;
этап (приложение № 5)
Цель: развития толерантности у учащихся начальной школы посредством подобранных мероприятий;
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Теоретическая значимость:
разработана и теоретически аргументирована модель системы развития толерантности в образовательной среде /обучение, внеклассная работа, семейное воспитание/,
разработаны критерии и показатели уровней развития толерантности у младших школьников,
уточнен категориальный аппарат процесса формирования толерантности у младших школьников,
определены ее основные компоненты, уточнено толкование понятий "толерантность", "воспитание толерантности".
Обозначены черты толерантности (целесообразность, значимость, полезность, необходимость, нормативность).
Практическая значимость исследования
Разработаны познавательные, личностные, коммуникативные условия, создающие реальные возможности для активизации деятельности школы и семьи по формированию толерантности у младших школьников.
Внедрены и экспериментально проверены технологии, позволяющие повысить уровень толерантной культуры младших школьников.
Разработаны материалы, которые могут быть использованы в школах, педагогических вузах и в других образовательных учреждениях, а также в процессе семейного воспитания, в работе институтов повышения квалификации учителей.
Эффективность любого процесса оценивается по достигнутым результатам. Я рассматриваю результативность своего педагогического опыта, исходя из поставленных мною задач.
Надо учитывать тот факт, что развитие личности ребенка– процесс очень сложный, противоречивый, изменчивый во времени, поэтому поставленные задачи можно считать относительно решенными.
Мне удалось:
повысить культуру учащихся,
повысить показатели по уровню воспитанности учащихся;
снизить уровень агрессивности, единичные случаи нервно-психических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы, вегетативно-сосудистой дистании и нарушений речи.
в процессе работы удалось научить школьников анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредотачивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других, то есть развить их интеллектуальные способности;
научить ребят чувствовать себя, друг друга, обогатить их эмоциональную сферу;
развить у них такие качества как гуманность, вежливость, альтруизм, способность к сопереживанию.
По обследованиям психологов школы у учащихся улучшились показатели тестов интеллекта.
В плане развития коммуникативных навыков учащиеся могут свободно общаться с учителем, с другими взрослыми, друг с другом.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Представленный опыт может быть интересен и полезен всем учителям начальных классов, независимо от профиля класса и программы, по которой они работают. В плане преемственности начальной и средней школы опытом могут воспользоваться классные руководители в старшей школе..
Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.