Вопросы трудового воспитания дошкольников, на современном этапе, остаются актуальными для дошкольного образования в целом. Большинство современных родителей, уделяют особое внимание умственному развитию детей, подготовке к школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии детей, не понимают, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, воспитывающие целеустремлённость, самостоятельность, прилежание и конечно же помогают ребёнку гораздо быстрее и легче адаптироваться в социуме.
Просмотр содержимого документа
«Формирование трудовых умений в сотрудничестве взрослых и детей на примере хозяйственно-бытового труда старших дошкольников»
Выпускная квалификационная работа содержит - 48 страницы текстового документа формата А4, 35 использованных источников.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 5 |
1 Теоретические основы формирования трудовых умений дошкольников | 7 |
| 1.1 Особенности организации хозяйственно-бытового труда дошкольников в дошкольном образовательном учреждении | 7 |
| 1.2 Организация сотрудничества старших дошкольников как педагогическая проблема | 11 |
| 1.3 Роль сотрудничества дошкольников в процессе формирования трудовых умений | 16 |
2 Работа по формированию трудовых умений дошкольников в дошкольном | 23 |
образовательном учреждении | |
| 2.1 Описание базы исследования | 23 |
| 2.2 Работа по формированию трудовых умений у старших дошкольников | 26 |
| 2.3 Анализ работы | 33 |
Заключение | 38 |
Список использованных источников | 40 |
Приложение А | 44 |
Приложение Б | 47 |
Приложение В | 50 |
Раздаточный материал на листах А4 всего 10 листов |
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки. На своем собственном опыте ребенок может изучить свойства некоторых материалов и предметов. Полученные во время трудовой деятельности знания лучше запоминаются, у ребенка увеличивается кругозор, возникает стремлением к познанию мира, результаты позволяют ребенку гордиться собой. При этом ребенок с удовлетворением демонстрирует родителям свои творения и проявляет бережность по отношению к ним.
Труд пробуждает в детях хорошие качества. Работа, сделанная своими силами и достойная похвалы, приносит ребенку удовлетворение и удовольствие. С точки зрения морали, ребенок должен понимать, что деятельность, направленная во благо других людей очень ценна, особенно если она осуществляется от чистого сердца, по собственной воле и из чувства доброты к ближнему. Когда ребенок помогает взрослым, он не только приобщается к труду, но и осознает важность и полезность труда. Малыш осознает, что каждый человек выполняет свою работу и старается делать ее качественно. Когда родные проявляют трудолюбие, ребенок проникается уважением к родителям и их труду и старается беречь результаты их деятельности.
Анализ изученных источников и литературы в работах Андреевой И.Н.[1], Буре Р.С. [3], Костиковой Д.А. [7], Куликовой Т.А. [9], Куцаковой Л.В. [10], Малуновой Г.С. [12], Сайгушевой Л.И. [23], доступно отражена сущность трудового воспитания дошкольников, отчетливо проанализирована специфика и содержание сотрудничества старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда, в общем, определены методы работы в этом направлении. В целях глубокого и всестороннего изучения выбранной темы, анализа проблемы выбора путей её решения, в процессе работы было изучено значительное количество статей в периодической печати. Тема сотрудничества в процессе хозяйственно-бытового труда, в настоящее время, недостаточно изучается и обсуждается в научных кругах, а проблема бытового труда у дошкольников, по-прежнему остается актуальной и нельзя оставлять её без внимания.
Объект исследования – трудовое воспитание дошкольников
Предмет исследования – процесс формирования трудовых умений старших дошкольников в хозяйственно-бытовом труде
Цель исследования – теоретически обосновать и начать практическую апробацию системы работы по формированию трудовых умений старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда.
Задачи исследования:
Раскрыть особенности организации хозяйственно-бытового труда дошкольников;
Описать специфику сотрудничества в хозяйственно-бытовом труде детей дошкольного возраста;
Разработать и начать апробацию системы работы по формированию трудовых умений старших дошкольников в процессе сотрудничества;
Дать анализ проведенной работы и подготовить рекомендации.
Методы исследования наблюдение, беседа, тестирование, статистическая обработка данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что качественно разработанное предложение по совершенствованию сотрудничества старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда, может подлежать внедрению в МКДОУ "Звездочка" с. Калинка Хабаровского района.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Звездочка» с. Калинка