ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»
Формирование ценностей научного познания через проектную и исследовательскую работу обучающихся с НОДА
Выступление на школьном педсовете, август 2025 г.
Учитель: Кочева Е.В.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисково-исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Андре́й Никола́евич Колмого́ров (12 (25) апреля 1903, Тамбов —
20 октября 1987, Москва) — советский математик, один из крупнейших
математиков XX века.
Предпосылками к возникновению ценностей научного познания в обновлённых ФГОС могло послужить следующее: наблюдался разрыв взаимосвязи между формированием личностных, предметных и метрапедметных результатов. В связи с этим, у педагога отсутствовали механизмы для формирования и мониторинга данных личностных результатов, а у обучающегося навыков адаптации, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Что такое ценность научного познания, и какие компоненты она в себя включает?
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Ценность научного познания предусматривает:
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Формирование ценностей научного познания через проектную и исследовательскую работу способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания.
Некоторые аспекты формирования ценностей научного познания:
Развитие мыслительной деятельности. Учащиеся учатся анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и систематизировать.
Освоение новых методов познания. Ученики знакомятся с такими методами, как наблюдение, эксперимент, измерение, выдвижение гипотез, построение модели, анализ источников информации и обработка данных.
Формирование научного образа мышления. Учащиеся учатся видеть проблему, формулировать её и решать, принимать субъективное решение.
Развитие критического мышления. Ученики учатся решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.
Формирование навыков самообразования и самоконтроля. Ученики учатся работать в команде по разработке минипроектов.
Исследовательская деятельность ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания. Проектная деятельность развивает иные аспекты личности ученика: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию по отношению к достижению результата.
Таким образом, проектная и исследовательская работа способствуют формированию мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также готовности осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению
• овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение УУД
1) базовые логические действия;
2) базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды деятельности:
• по получению нового знания, его интерпретации
• по преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе в исследовательской деятельности
Развитие мыслительной деятельности
• анализ
• синтез
• сравнение
• обобщение
• классификация
• систематизация
Освоение новых методов познания
• наблюдение
• эксперимент
• измерение
• выдвижение гипотез
• построение модели
• анализ источников информации
• обработка данных
Повышение мотивации обучающихся при решении задач;
• развитие творческих способностей;
• развитие критического мышления;
• смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
• формирование чувства ответственности;
• создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником.
Уровни формирования ценностей научного познания по классам
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 -10 класс |
-Ориентироваться на разнообразие способов решения задач -С помощью учителя выявлять суждение на основе сравнения предметов и явлений. -Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты | -Применять разнообразие способов решения задач с помощью учителя -Предлагать другой способ решения задачи Выявлять суждение на основе сравнения предметов и явлений -Определять цели учебной деятельности, последовательность действий под руководством учителя | -Выбирать эффективный способ из предложенных на основе критериев -Формулировать суждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки -Самостоятельно определять цели учебной деятельности, последовательность действий, строить простейший алгоритм | -Выбирать наиболее эффективный способ решения задач -Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки - Ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, восстанавливать звенья алгоритма и/или их последовательности | -Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; |
-Использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) - Находить в заданных фрагментах текста ключевые слова в соответствии с целью в учебной литературе - Определять истинность или ложность высказываний -Под руководством учителя осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками -Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | -Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - По ключевым словам находить в учебной литературе информацию, соответствующую поставленной цели - Искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач Понимать, что информация не всегда бывает достоверной, владеть элементарными способами её проверки -Развивать самоконтроль, выстраивать взаимоотношения в процессе совместной деятельности | - Использовать знаки, символы, таблицы, схемы для описания объекта (элемента), приведенного в учебной литературе; - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы, ИКТ Оценивать достоверность информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п. -Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | - Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе; создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя - Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Критически относиться к найденной информации. - Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности | -Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; |
Под руководством учителя выполнять индивидуальные, групповые мини-исследования, мини-проекты по заданной теме, используя учебную литературу, литературу, рекомендованную учителем | Под руководством учителя выполнять индивидуальные, групповые мини-исследования, мини-проекты, выбирая тему из предложенных, используя учебную литературу и справочную литературу | Под руководством учителя выполнять индивидуальные, групповые исследования, проекты, самостоятельно выбирая тему из предложенных, используя дополнительные источники информации | Предлагать свою тему для выполнения исследований и проектов | -Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. |
Добиваться этого мне помогает включение в работу на уроке метода учебных проектов, творческие домашние задания, интересные сообщения по теме урока. Все это способствует развитию математических способностей учащихся, прививает интерес к предмету, способствует вовлечению в проектную и исследовательскую деятельность.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.
В этой работе уделяю особое внимание привлечению родителей.
Разработав памятки и рекомендации о сотрудничестве с ребенком, знакомлю родителей с темами возможных проектов по математике, работами прошлых лет. Очень важно, чтобы взрослые не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения проекта. Совместная работа педагога, учащихся и родителей позволяет составить для ученика воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы, обогащает знаниями её участников. И конечно главное, что в результате формируется значимое отношение к понятию «семья», восполняется дефицит общения с взрослыми. Я в дальнейшем осуществляю консультирование родителей и координирую их работу с ребятами.
Необходимо иметь четкое представление о том, чем проект отличается от учебной - исследовательской деятельности
Таблица 1. Специфические черты проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. |
Формы организации учебно-исследовательской деятельности:
на урочных занятиях: урок-исследование, урок — творческий отчёт, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза,
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях:
исследовательская практика;
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
ученическое научно-исследовательское общество;
участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Основные этапы учебного исследования:
1) Мотивация исследовательской деятельности
2) Формулирование проблемы
3) Сбор, систематизация и анализ фактического материала
4) Выдвижение гипотез. Проверка гипотез.
5) Доказательство или опровержение гипотез.
Структура проектно-исследовательской деятельности:
Обнаружение проблем;
Анализ ситуации, актуальность;
Определение целей и задач проекта;
Выдвижение гипотез(ы), планирование;
Выбор методов и источников информации для проведения исследования;
Освоение методики исследования;
Обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
Представление результатов (статья, сборник задач, реферат, доклад, видео и пр.), презентация и их оценка;
Рефлексия.
Что учитывается при выборе темы?
5-6 классы: учащиеся учились работать над исследовательскими проектами: печатать математические тексты, выполнять расчеты, вставлять картинки, работать с диаграммами и таблицами, делать выводы.
7-8 классы: самостоятельно выбирали тему исследовательской работы, учились искать материал по теме, используя разные источники информации, правильно оформлять печатную работу, делали пробные выступления и учились проводить анализ и самоанализ работы.
9 класс: самостоятельно выбирали тему исследовательской работы, подбирали разные источники информации, определяли цели и задачи работы, предоставляли черновики работы для консультации, исправления и корректировки, выполняли работу на компьютере, старались сделать выводы, выступили с защитой своей работы, проводили анализ и самоанализ исследовательской работ.
Темы, проектных и исследовательских работ по математике, выполненные моими учащимися:
Цель исследования: провести расчеты по вычислению площади всей бумаги в учебнике математики с использованием тиража и соотнести расчеты с производством бумаги и вырубкой леса.
Задачи:
Изучить теоретический материал учебника по теме «Площадь» и использовать дополнительные источники информации.
Проделать необходимые расчеты для исследовательской работы.
Рассчитать количество леса необходимого для производства учебников для учащихся
5-х классов.
Сделать соответствующие выводы.
Оформить результаты исследования на отдельном альбомном листке.
Объект исследования: производство бумаги, расчет количества леса для изготовления учебников математики, учебник математики.
Предмет: площадь прямоугольника. Метод: поисковый
Цель исследования: познакомиться с видами многогранников.
Объект исследования: многогранники (призма).
Предмет исследования: многогранники.
Задачи:
- изучить исторический материал по данной теме;
- ознакомится с различными видами многогранников;
- изготовить модели многогранников.
Методы исследования: сбор информации, обработка данных, исследование, сравнение, анализ. Убедиться в справедливости формулы Леонардо Эйлера: В + Г – Р = 2
Призма | Число вершин (В) | Число граней (Г) | Число рёбер (Р) | Значение В + Г - Р |
треугольная | | | | |
четырёхугольная | | | | |
пятиугольная | | | | |
шестиугольная | | | | |
3. Исследовательская работа по теме: «Пирамиды» - 6 класс
Цель исследования: познакомиться с видами многогранников.
Объект исследования: многогранники (пирамида).
Предмет исследования: многогранники.
Задачи:
- изучить исторический материал по данной теме;
- ознакомится с различными видами многогранников;
- изготовить модели многогранников.
Методы исследования: сбор информации, обработка данных, исследование, сравнение, анализ. Убедиться в справедливости формулы Леонардо Эйлера: В + Г – Р = 2
Пирамида | Число вершин (В) | Число граней (Г) | Число рёбер (Р) | Значение В + Г - Р |
треугольная | | | | |
четырёхугольная | | | | |
пятиугольная | | | | |
шестиугольная | | | | |
4. Исследовательская работа «Основы тайм-менеджмента для обучающихся» - 6 класс
Актуальность. Тайм-менеджмент — умение управлять своим временем — давно стал одной из ведущих компетенций современного человека.
Ежедневно в школе учителя задают домашнее задание. Ученикам необходимо распределить свое время так, чтобы было время на отдых, развлечения и учебу.
Предмет исследования. Среднее время выполнения домашнего задания по дням недели, по предметам.
2. Повторить ранее изученные темы: информационные таблицы, столбчатые и круговые диаграммы, среднее арифметическое, проценты.
3. Провести расчеты среднего времени выполнения домашнего задании по дням недели, предметам.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Спланировать свое время с учетом полученных результатов.
1. Ежедневно в течение недели вести подсчет фактического времени, затраченного на домашнее задание по каждому предмету и фиксировать в таблице.
2. Определить среднее значение по каждому дню недели, предмету.
3. По итоговым данным сосчитать, сколько процентов приходится на каждый предмет в среднем в неделю.
4. Вычислить средний показатель затраченного времени и сравнить с предполагаемым результатом.
5. Проанализировать полученные результаты. При больших отклонениях выясняем причины несовпадения и ищем пути решения проблемы.
Ответить на вопрос: «Рационально ли я распределяю время выполнения домашних заданий?».
6. Спланировать свое время на выполнение домашнего задания с учетом полученных результатов.
7. Представить результаты в виде столбчатых диаграмм (реализовать самостоятельно, либо на кружке по информатике). Оформить красочно на отдельном листке бумаги свою работу. Предоставить свою работу на выставку.
5. Исследовательская работа «Происхождение числовых суеверий» - 7 класс
Цель исследования: изучить историю числовых суеверий и их распространение в настоящее время.
Предмет исследования: суеверия, связанные с числами.
Объект исследования: числа.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Узнать об истории происхождения числовых суеверий; как их можно объяснить с точки зрения современной науки.
Узнать существование тайны чисел.
Изучить числа и суеверия в настоящее время.
Гипотеза исследования. Числа не оказывают того влияния на жизнь человека, как об этом говорится в различных числовых суевериях.
Методы исследования:
Наблюдение, сравнение, математические расчеты;
Изучение литературы, интернет-источников;
Обработка информации.
6. Исследовательский проект «Отец алгебры – Франсуа Виет» - 7 класс
Цель работы: познакомится с наследием отца алгебры – Ф. Виетом.
Задачи:
на примере биографии великого ученого показать движущие силы научной мысли;
сформулировать, доказать и научить использовать теорему Виета в стандартных математических задачах;
исследовать возможность обобщения теоремы для уравнений третьей степени;
рассмотреть нестандартные методы решения математических задач, используя теорему Виета;
вызвать активный познавательный интерес, который позволит глубже изучить проблему.
7. Исследовательская работа «История становления алгебры» - 7 класс
Цель данного исследования – рассмотрение развития алгебраического метода в историческом процессе.
Задачи:
Во-первых, процесс развития алгебры необходимо разбить на условные исторические этапы.
Во-вторых, рассмотреть особенности развития алгебраического метода на каждом из этапов.
В-третьих, каждый из периодов связать с именами великих математиков, сыгравших значительную роль в усовершенствовании алгебры.
8. Исследовательский проект «Появление буквенной символики в трудах древних ученых» - 7 класс
Цель: узнать, как появилась буквенная символика в математике
Задачи:
понять буквенную символику в математике
познакомиться с буквенной символикой в жизни человека
9. Исследовательский проект «Симметрия вокруг нас»- 8 класс
Цель исследования: сформировать представление многогранности понятия «симметрия» через проявления его в окружающем нас мире.
Задачи:
• Научиться определять виды симметрии и видеть симметрию в окружающем нас мире.
• Показать практическое применение знаний по математике в различных сферах деятельности.
формировать представление многогранности понятия «симметрия» через проявления его в окружающем нас мире.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос: «Как часто встречается симметрия в повседневной жизни?»
Проблемные вопросы:
• Существует ли необходимость изучения понятия «симметрия»?
• Понятие «симметрия» только лишь математическое понятие?
• Как симметрию использует человек для жизни в современном обществе?
• Какое место симметрия занимает в жизни современного человека?
Учебные вопросы:
Математическое определение понятия «симметрия» и понятие «асимметрия».
Виды симметрии.
Практические задачи с использованием симметрии, встречающиеся в повседневной жизни человека.
10. Исследовательская работа «Разносторонняя научная деятельность Исаака Ньютона» - 9 класс
Цель: рассмотреть разностороннюю научную деятельность Исаака Ньютона
Задачи:
- изучить биографию Исаака Ньютона;
- выделить достижения Исаака Ньютона;
- рассмотреть интересные факты из жизни Исаака Ньютона
Объект исследования: Исаак Ньютон
11. Исследовательская работа на тему: «Теория деления многочлена на многочлен» - 9 класс
Цель:
Изучить теорию деления многочлена на многочлен и продемонстрировать ее применение в решении задач, связанных с алгебраическими уравнениями, рациональными дробями и другими областями математики, а также разработать методические рекомендации по использованию различных методов деления многочленов.
Задачи:
Дать строгое определение понятия “многочлен” (одной и нескольких переменных), его степени, коэффициентов, старшего коэффициента и свободного члена;
Определить понятия “делимость многочленов”, “делитель”, “кратное”;
Сформулировать понятие “остаток от деления” и условия его однозначного определения;
Сформулировать и доказать теорему о делении многочлена на многочлен с остатком (алгоритм Евклида для многочленов);
Сформулировать и доказать теорему Безу о делении многочлена на двучлен вида (x - a);
Сформулировать следствия из теоремы Безу, касающиеся корней многочлена и разложения многочлена на множители;
Сформулировать и доказать утверждения о существовании и единственности разложения многочлена на неприводимые множители;
Подробно описать алгоритм деления “уголком” (длинное деление) для многочленов.
12. Исследовательская работа «Биография ат-Туси и его вклад в развитие математики» - 9 класс
Цель исследовательской работы — изучить биографию Насир ад-Дина ат-Туси и его вклад в развитие математики.
Задачи:
Описать биографию учёного, включая его юность, период исследований в Кухистане, ссылку в крепость Аламут, работу при дворе монгольского правителя Хулагу.
Рассмотреть влияние владения иностранными языками на научные достижения ат-Туси: он был знатоком греческой науки, выпускал комментарии к трудам Евклида, Архимеда, Птолемея, Аристарха и других древнегреческих мыслителей.
Изучить вклад ат-Туси в развитие математики, в том числе:
написание пятитомного труда «Трактат о полном четырёхстороннике», который стал первой работой по тригонометрии как отдельной науке;
введение понятия полярного треугольника и числовой характеристики отношений, в том числе отношения к единице;
составление таблицы умножения, описание процедур извлечения квадратного, кубического и других степеней корня;
составление таблицы коэффициентов бинома за 4 столетия до Блеза Паскаля; описание алгоритма сложения дробей путём нахождения общего знаменателя.
13. Исследовательская работа «Алгебраические дроби в книге И. Ньютона «Всеобщая арифметика» - 9 класс
Цель: изучить алгебраические дроби в книге И. Ньютона «Всеобщая арифметика»
Задачи:
рассмотреть историю появления алгебраических дробей;
выделить определение алгебраической дроби в труде Ньютона;
рассмотреть применение алгебраических дробей.
Методы: изучение справочной и математической литературы; анализ информационных материалов.
14. Исследовательская работа «Математические парадоксы и софизмы» - 9 класс
Вопросы:
- В причины возникновения софизмов?
- Какие различают виды софизмов и парадоксов?
- Как их распознать и для чего это нужно?
Целью проекта:
изучение информационных источников и научной литературы, их систематизирование, обработка и обобщение полученного материала по данной теме.
Задачи проекта:
1) собрать информацию о логических софизмах и парадоксах;
2) найти математические парадоксы и софизмы;
3) выяснить причины возникновения противоречий в рассуждениях и доказательствах;
4) провести ряд исследований на тему «решение софизмов как показатель интеллектуального уровня по гендерному признаку» в средних классах.
В своей работе с учащимися я использую индивидуальные проекты:
Практико-ориентированный (прикладной) проект – это проект, в котором с самого начала обозначен результат деятельности участника, ориентированный на социальные интересы самих ребят, и может быть использован в жизни.
Проделав работу «Измерение площадей», обучающаяся 5 класса закрепили понятия: площадь и периметр, отработали вычислительные навыки, научилась рассчитывать затраты на производство учебников по математике. Для этого использовались различные методы и приемы анализа учебной и научно-популярной литературы, ресурсов сети Интернет.
Исследовательский проект предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования и предполагает:
обоснование актуальности взятой для исследования темы;
формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта;
обозначение задач исследования;
определение методов исследования, источников информации;
выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения,
обсуждение полученных результатов;
формулирование выводов, оформление результатов исследования;
обозначение новых проблем для дальнейшего его развития.
Проведя исследование «Основы тайм-менеджмента для обучающихся», ученики 6 класса познакомились со статистикой, основами тайм-менеджмента и его принципами. Провели исследования сколько времени затрачивается у каждого на выполнения домашних заданий по дням недели, по различным предметам; рассчитывали среднее время. Проанализировали и сделали вывод о дальнейшем рациональном планировании своего времени с учетом полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Знакомит участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории, например: «Разносторонняя научная деятельность Исаака Ньютона», «Теория деления многочлена на многочлен», «Математические парадоксы и софизмы».
Мои функции, как учителя при подготовке учащихся:
мотивация;
помощь в определении задач и возможных способов их решения;
содействие прогнозированию результата;
рекомендация источников получения информации;
необходимая консультационная поддержка;
помощь в организации презентации, оценке и самооценке итогов работы.
По окончании работы над проектом, происходит его защита перед одноклассниками и родителями. С целью развития критического мышления учащихся на материале презентации я как учитель мотивирую обучающихся задавать вопросы и высказывать свое мнение. Ребята внимательно слушают, следят за процессом защиты, задают вопросы, вступают в дискуссию, учатся высказывать собственное суждение, слушать и слышать друг друга, отстаивать свою точку зрения.
Защита исследовательских работ, цель которой - развитие самостоятельности, творческих способностей, формирование обще-учебных умений и навыков обучающихся. Глубина владения материалом, умение держаться на публике, уверенное выступление все это демонстрируют ребята.
Увлечь, заинтересовать и добиться результатов – вот моя цель, как учителя в работе с учащимися.
Оценка исследовательской работы:
Оформление работы (титульный лист, сноски и т.д.)
Структура работы (введение, основная часть, использованные источники, литература)
Постановка целей и задачи (наличие, четкость, соответствие содержанию и выводы)
Полнота раскрытие темы
Исследовательский характер работы
Защита (знание темы, четкость и логичность изложение материала, умение делать выводы, аргументировать, качество и грамотное использование наглядного материала, изложение материала в определенное время (7–10 минут).
Самооценка исследовательской работы. Ученика (цы) ____ класса ___________________________
Оформление работы (титульный лист, сноски и т.д.)
0 – оформление носит случайный характер, обусловленный собственной логикой автора;
1 – работа в общем соответствует требованиям, но носит недочёты, либо одно из требований не выполняется;
2 – работа соответствует требованиям к оформлению.
Структура работы (введение, основная часть, использованные источники, литература)
0 – в работе плохо просматривается структура
1 – в работе отсутствует один из основных разделов
2 – работа соответствует требованиям
Постановка целей и задачи (наличие, четкость, соответствие содержанию и выводы)
0 – в работе нет целей, задач, выводов
1 – в работе отсутствует один из основных разделов
2 – работа соответствует требованиям
Полнота раскрытие темы
0 – в работе не раскрыта тема
1 – в работе тема раскрыта частично
2 – в работе тема раскрыта полностью
Исследовательский характер работы
0 – в работе нет исследовательской работы
1 – в работе частично проведена исследовательская работа
2 – в работе присутствует исследовательская работа
Защита:
1)знание темы,
2) четкость изложения материала
3)логичность изложения материала
4) умение делать выводы, аргументировать,
5)качественное и грамотное использование наглядного материала
6)изложение материала в определенное время (7 -10минут).
За каждый пункт по одному баллу. Всего – 6 баллов.
№ | Раздел | Самооценка | Оценка учителя | Средний балл |
1 | Оформление работы | | | |
2 | Структура работы | | | |
3 | Постановка целей и задачи | | | |
4 | Полнота раскрытие темы | | | |
5 | Исследовательский характер работы | | | |
6 | Защита | | | |
7 | Всего | | | |
Результативность внеурочной деятельности
Занятие проектной и исследовательской деятельностью оказывает положительное воздействие на его участников. Самостоятельное получение знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью развивает умения работать с постоянно меняющейся информацией, инициативу, критическое мышление, помогает добиться положительных результатов. Занимаясь исследованиями в школьные годы, обучающиеся окажутся более приспособленными во взрослой жизни, научатся планировать собственную деятельность, ориентироваться в разных ситуациях, работать с людьми, адаптироваться к окружающим условиям.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыле́нков
Николай Иванович Рыле́нков (2 (15) февраля 1909–23 июня 1969, Смоленск) — русский советский поэт, прозаик, переводчик, один из основателей смоленской поэтической школы.