Сидорова О.В.
Воспитатель
МБДОУ ПГО «Детский Сад № 51»
ГО Полевской
Формирование у дошкольников знаний о животных жарких стран посредством использования художественной литературы
Сегодня как никогда остро стоит проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. Конечно, традиционно мы используем приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи. Я предлагаю сегодня немного расширить эти рамки - а именно рассмотреть художественную литературу, как средство ознакомления с природой и животным миром разных стран Д.Р.Киплинга «Маугли».
Дети дошкольного возраста уже начинают изучать «окружающий мир» и различных животных в нём. Им уже известны домашние животные и дикие животные той местности, где они живут. Но с тропическими животными дети средней полосы России мало знакомы, разве что, видели их в зоопарке в непривычной для них среде обитания. В мультфильмах красочно показаны, а в книгах описаны внешний вид животных, их повадки, места обитания, особенности их поведения. Именно через произведения природной направленности происходит не только знакомство с животным и растительным миром, но и уточнение уже имеющихся знаний у детей.
Наряду с этим можно утверждать, что для дошкольников привычнее видеть животных в сказке, где они разговаривают, имеют собственный характер, умеют думать и дружить, как люди. Что более присуще художественному произведению. Сказка «Маугли» учит выживать в трудных условиях тропического леса, полного опасностей для маленького человека, знакомит с богатым животным миром и т.д.
Используя произведение Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли» в работе с дошкольниками, мы преследовали цель не только познакомить детей с творчеством английского писателя Редьярда Киплипга, но и развивать познавательный интерес к тропическим животным джунглей, воспитывать у детей интерес к сказке и ее героям, а так же обратить внимание на богатый растительный мир джунглей. Приведу несколько примеров:
1. Джунгли – это тропические дикие густые леса и непроходимые чащи, перевитые лианами, полные опасностей не только для человека, но и для животных. Растений так много, что они растут ярусами и на каждом ярусе кипит жизнь. В густых кронах деревьев верхних ярусов прячутся птицы. Чуть пониже, на толстых ветвях и лианах качаются мартышки и находят приют крупные кошки – леопарды и ягуары. Здесь же охотятся длинные змеи-удавы, маскируясь под лианы и вися на них. В нижнем ярусе живут грызуны, пресмыкающиеся, крупные звери, ядовитые змеи. По земле ходят слоны, обрывая листву с деревьев; водятся дикобразы. Для джунглей характерны огромные деревья, заросли кустарников, древесные лианы, тянущиеся к солнцу и обвивающие стволы деревьев; высокие травы, бамбук, пальмы, растения с воздушными корнями-прицепками и огромные цветы без корней. Джунгли обильно цветут и плодоносят круглый год, поэтому там много животных, питающихся плодами и нектаром цветов. А также много хищников, которые охотятся на травоядных животных. Человека в Джунглях подстерегают опасности на каждом шагу. В тропическом лесу легко заблудиться и погибнуть от жажды или от укуса змей и ядовитых насекомых. В целях систематизации знаний детей используем яркую картинку тропического леса - крупный схематичный план с лесными ярусами и просим детей разложить карточки с изображением животных по ярусам.
2. Предложить перечислить тех животных, которые стали героями сказки «Маугли».
Целесообразно использовать карточки с изображением животных: Багира — пантера, чёрный леопард. Балу — медведь. Каа — питон. Шерхан — тигр. Табаки — шакал. Акела — вожак волчьей стаи. Ракша — волчица, приёмная мать Маугли. Волк-отец — приёмный отец Маугли. Бандерлоги— обезьянья стая, похитившая Маугли. Хатхи — слон. Чиль — коршун. Рыжие псы — стая красных волков. Сахи — дикобраз. Мао — павлин. Рама — вожак стада буйволов, которых спас Маугли, вернувшись к людям. Индийская кобра – враг Маугли.
3. Можно предложить детям карточки с местами обитания животных в тропическом лесу
(с ландшафтами джунглей: излучина реки, озеро, водопад, опушка леса, цветущие лианы, холм, поляна, ущелье и т.д.) и разложить их в соответствии с тем животным, какой выпал ребенку.
4. Парные картинки. Это своеобразный перенос сказочных героев в реальную жизнь. Необходимо найти пару сказочному животному из предложенных фотографий животных.
5. Животные в сказке «Маугли» наделены дополнительными характерными чертами не только как животные, а как персонажи сказки. У каждого своя роль в сказке и в джунглях. Просим детей охарактеризовать персонажей, наделить их эпитетами: Каа - мудр и беспощаден. Багира – игривая, сильная, опасная, грациозная. Балу – терпеливый воспитатель. Акелла - храбрый и справедливый лидер. Волчица-мать готова отдать жизнь за своего детеныша. Стая Бандерлогов хаотична, взбалмошна, суетлива. Шерхан - свиреп и хитер, он живёт не по законам джунглей и поэтому получает по заслугам. Шакал Табаки – трусливый прихвостень более сильного тигра Шерхана. Кобра коварна, но бессильна. У колючего Сахи - дикобраза неуживчивый характер. Стая волков олицетворяет сплоченность и понимание, что вместе можно добиться гораздо большего, чем в одиночку.
6. Широко применяем сказочные викторины. Вопросы могут быть тематическими: природа, животные, сюжетная линия и т.д.
Главное, конечно донести ценность любого литературного произведения - в сказке Киплинга храбрость и честь награждаются. Бесчестие, хитрость и трусость - наказываются. Добро побеждает зло. Но это происходит не чудесным образом, как во многих сказках, а усилиями главных героев, стремлением Маугли выжить, быть лучшим, сильным. Успехи достигаются обучением, тренировкой, самостоятельностью, смекалкой, поддержкой друзей.
Читая сказки и др.произведения природоведческой направленности, затем обыгрывая их в различных ситуациях и используя на разных занятиях, предоставляется уникальная возможность не только узнать много нового, закрепить уже имеющиеся знания, но и познакомится с писателями и иллюстраторами.
Стоит отметить, что значение природоведческой литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Дошкольников необходимо знакомить с лучшими произведениями для детей и на этой основе решать целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.