СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у обучающихся мотивов к конкурсной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование у обучающихся мотивов к конкурсной деятельности»





Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

ГБОУ СПО ЛНР «Стахановский политехнический колледж»






СЕМИНАР


«ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

МОТИВОВ К КОНКУРСНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»























Разработала

методист М.А.Кидалова





г. Стаханов

2022 г.



 Цель - показать влияние конкурсной деятельности обучающихся  на мотивацию к обучению.



Конкурс определяется как (от лат. concursus - стечение, столкновение, содействие) – соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы.

В образовательном процессе целесообразно понимать конкурс в более широком смысле как особую форму организации такой образовательной деятельности, которая направлена на выявление наилучших участников, и которая может проводиться как во время урочной так и во внеурочной деятельности (любые соревнования, олимпиады, игры, турниры, конкурсы, конференции, фестивали и т.д.). Конкурсная деятельность – процесс взаимодействия людей, проходящий в состоянии конкуренции, соревнования, имеющий социально или личностно значимый результат деятельности и реализующийся в конкурсах.

Для того чтобы участники образовательного процесса могли ознакомиться с тем или иным конкурсом создается конкурсное предложение. Под конкурсным предложением мы будем понимать оформленное и публично представленное обращение, адресованное обществу и участникам образовательного процесса раскрывающее содержание конкурса, условия и особенности его проведения. Конкурсное предложение формулируется, оформляется в виде информационного письма. С конкурсным предложением ученик может ознакомиться с помощью учителей, родителей, друзей или самостоятельно через СМИ, интернет и другие источники информации. Участие в конкурсе начинается с принятия решения о вступлении в него, выраженное в виде конкурсной заявки. Под конкурсной заявкой мы будем понимать выраженное в форме, определенной в конкурсном предложении, намерение субъекта образовательного процесса участвовать в конкурсе. С момента оформления и предъявления конкурсной заявки ученик становится конкурсантом. Конкурсант – участник образовательного процесса, принявший конкурсное предложение. Можно говорить о конкурсном процессе, который не ограничивается только непосредственно конкурсным мероприятием, а включает в себя деятельность до, во время и после конкурса.

Рассматривая конкурс как процесс, можно выделить в нем следующие подпроцессы:

«додействие» - подготовительная и организационная работа устроителей конкурса, оформление конкурсного предложения и информирование о нем потенциальных участников, знакомство заинтересованных участников образовательного процесса с этими предложениями; оформление потенциальными участниками конкурсной заявки;

«действие» - непосредственное проведение организаторами конкурсного мероприятия и участие в нем конкурсантов;

«последействие» - анализ произошедших изменений.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью в организации образовательного  и воспитательного процесса, выявляет индивидуальные способности учащихся,  способствует развитию творческой личности, самообразованию, стимулирует мотивацию достижения и саморазвития.

Мотивация – общее определение для методов, процессов  и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация, считающаяся наиболее значимой, включает в себя три группы мотивов: социальные мотивы (факторы влияющие на мотивы обучения, но не связанные с учебной деятельностью), познавательные мотивы обучения (мотивы способствующие приобретению знаний) и мотивацию достижения успеха. Доминирующей является мотивация к достижению успеха.

Процесс формирования мотивации к обучению напрямую зависит от педагога. Педагогу необходимо правильно организовать образовательный процесс и мотивировать с самого начала обучения учащегося на учебную и  конкурсную деятельность. Для организации образовательного процесса педагогу следует:

 - учитывать возрастные особенности и физические возможности  учащихся;

-  совместно с учащимися выбирать средства и методы обучения для достижения поставленной цели;

- применять методы поощрения;

 - проводить совместный анализ выполненной работы;

 - создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания учащихся и педагога.

Организация конкурсной деятельности и привлечение обучающихся являются одним из главных направлений образовательного процесса в колледже. Главная задача педагога - создание условий для творческого роста как одаренных детей, так и детей со средним уровнем способностей. Возможность участия в конкурсах мотивирует творческую активность, зарождает еще больший интерес к занятиям, для достижения наибольшего результата, как учащегося, так и преподавателя.


Конкурсная деятельность способствует:


 - раскрытию духовных и интеллектуальных качеств обучающихся;

 - выявлению наиболее талантливых детей;

 - укреплению значимости роли педагога в процессе воспитания;

 - развитию мотивации к дальнейшей самореализации;

 - повышению самооценки у учащихся;

 - рождает интерес к публичным выступлениям.


 Участие в конкурсах – это прежде всего сольное выступление, что вызывает повышенный интерес у детей. Задача каждого ребенка состоит в том, чтобы достичь успеха, путем показа своих знаний и умений не только родителям, но и окружающим его сверстникам и взрослым.  Таким образом, мотивация участия в конкурсах воспитывает такие качества как трудолюбие, ответственность, стремление к совершенству, инициативу и самоуважение. Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и преимущество перед другими, при этом приобретая бесценный опыт публичных выступлений.

 Опыт организации конкурсной деятельности показывает, что выступление вызывает ряд трудностей, связанных как с исполнительской (технической) так и с психологической готовностью. Очень важно психологически настроить обучающегося, дать понять, что главная цель конкурсного выступления – это возможность показать все приобретенные  знания и  научиться чему – то новому на наглядном примере других участников. Успех не всегда приходит сразу. Для того чтобы не возник страх испытать неудачу, педагогу и родителям следует правильно настроить учащегося. В связи с этим обучающиеся менее восприимчивы к окружающей среде и появляется большая вероятность побороть сценическое волнение и показать успешное выступление.

Участие и победы в конкурсах оставляют огромные впечатления, обучающиеся получают колоссальный исполнительский опыт и новую сильную мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.


 Правильно организованная мотивация – это залог успешного обучения. Насколько будет убедительным сам педагог  в своей работе, настолько успешными будут результаты его педагогической деятельности с учащимися. Поэтому важно заниматься своим саморазвитием путем участия в конкурсах, обмениваться  опытом с учениками, своими победами, взаимными переживаниями неудач и способами их решения. Все это будет только лишь стимулировать учащихся на  их творческое развитие. Главной особенностью  учащихся является доверие к взрослым, главным образом к педагогу. Дети признают  авторитет педагога, подчиняются и подражают ему. Поэтому чем  благоприятнее обстановка и доверительнее будут отношения между учащимися и педагогом, тем продуктивнее будет проходить образовательный процесс.