СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у обучающихся с ОВЗ интереса к занятиям физической культурой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств

Просмотр содержимого документа
«Формирование у обучающихся с ОВЗ интереса к занятиям физической культурой»

Формирование у обучающихся с различной степенью интеллектуальных нарушений интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение воспитательных задач на примере работы с группой.

Физическое воспитание является неотъемлемой воспитательной работы в школе для детей с ОВЗ, находясь в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду.

Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе.

Картина физического недоразвития детей с нарушением интеллекта весьма своеобразна: часты нарушения в соотношении частей тела, наблюдается отставание в росте, неправильное развитие грудной клетки, слабость разгибателей спины и брюшного пресса. Все это создает своеобразный внешний вид ребенка с нарушением интеллекта.

На фоне общего физического недоразвития у детей с нарушением интеллекта часто наблюдаются самые разнообразные индивидуальные различия: последствия перенесенных детских параличей, остатки (или наличие) хронических заболеваний, недоразвитие слуха, зрения. Надо добавить к этому, что ребенок с нарушением интеллекта имеет плохую координацию движений, недоразвитие моторики. Движения ребенка часто несобранны, хаотичны, или, наоборот, дети заторможены, неповоротливы, неуклюжи. Ребенок не может подчинить движения волевому контролю, так как воля его недостаточно развита, у детей с нарушением интеллекта наблюдается общая моторная отсталость и в быстроте, и в точности, и в силе, и в выносливости. дети с нарушением интеллекта быстро утомляются, у многих из них отмечается относительная мышечная слабость. В физическом воспитании приходится считаться и с тем, что эмоциональная сфера ребенка с нарушением интеллекта часто неустойчива, дети легко возбудимы и легко внушаемы.

Плохое понимание, отсутствие воли, нередко агрессивные настроения представляют трудности для установления контакта с ребенком во время игр или выполнения физических упражнений. Недостатки физического развития делают своеобразным и поведение ребенка с нарушением интеллекта во время игр и занятий физкультурой. К тому же, приходя в I класс, дети с нарушением интеллекта не знают в большинстве случаев санитарно-гигиенических норм и правил. Однако все это не может быть основанием для того, чтобы сказать, что умственно отсталым делать ничего нельзя. Наоборот, каждому воспитателю следует еще глубже осознать то значение, которое имеет физическое воспитание в школе для детей с ОВЗ. Правильная организация и использование физического воспитания помогут исправлению многих недостатков детей с нарушениями интеллекта.

Цель физического воспитания в школе для детей с ОВЗ - вырастить здоровое, жизнерадостное поколение.

Данную цель мы стараемся достичь, решая ряд конкретных задач:

а) укрепление здоровья, закаливание организма ребенка;

б) забота о его нормальном физическом развитии;

в) воспитание силы, выносливости, ловкости и быстроты движений;

г) сообщение воспитанникам знаний, выработки у них умений и навыков как в общих, естественных видах действий (ходьба, бег, метание и т. п.), так и в специальных видах физических упражнений (подвижные игры, специальные гимнастические упражнения).

д) воспитание моральных и волевых качеств человека.

Все эти задачи тесно взаимосвязаны. Готовя ребенка к труду, нельзя игнорировать задачу укрепления его здоровья, физического развития, развития моральных и волевых качеств.

В связи со своеобразием физического воспитания в коррекционной школе мы выдвигаем и специальные задачи – это:

а) создание условий для возможности правильного физического развития детей

б) собственное физическое воспитание

в) коррекция недостатков физического развития;

г) стимуляция физического развития ребенка.

Особое внимание мы уделяем гигиене проведению мероприятий по физической культуре в спортзале и на спортивной площадке.

Все помещения интерната, где находятся воспитанники, должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам, мы обязаны сделать все необходимое, чтобы создать нормальные условия для занятий и отдыха детей.

Наконец, большое значение имеет правильный режим дня, составленный в соответствии с возрастом детей. В режиме должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе, достаточный для отдыха нервной системы ребенка- сон, строгий порядок питания и т. д.

Воспитатель систематически следит за состоянием ребенка, сопровождая его в столовую и на прогулку, следим за правильностью движений воспитанника и, поправляя его, вырабатываем красивую осанку.

Многие дети с нарушением интеллекта не умеют правильно дышать: дыхание их поверхностно, беспорядочно. И здесь, и воспитатель должен помочь ребенку.

Следует помнить и о том, что при неизменном положении тела во время занятий утомление наступает быстрее необходимо предусмотреть проведение физкультминутки для разрядки напряжения.

Подводя итоги всему сказанному, необходимо подчеркнуть, что физическому воспитанию ребенка с нарушением интеллекта должны уделять особое внимание, оно должно быть составной частью каждого режимного момента жизни школьника.

Важная задача - собственно физическое воспитание. Мы считаем необходимым условием физического воспитания гигиеническую гимнастику, которая «ставит своей целью совершенствование нервно-мышечных аппаратов ребенка в целях его подготовки к продуктивной работе. Сюда входят:

А. Зарядка после ночного сна, мобилизующая организм на работу.

Б. Физкультминутки на уроке, самоподготовке, занятиях дающие возможность поддержать работоспособность ребенка.

В. Систематически проводимые дни здоровья, спортивные развлечения, эстафеты как основные формы физкультурной работы, обеспечивающие как общее физическое развитие детей, так и формирование определенных качеств: быстрота, смелость, решительность и т. д.

Г. Использование в физкультурных целях спортивных игр и упражнений».

Немаловажная задача - коррекция недостатков физического развития. С давних пор олигофренопедагоги уделяли большое внимание физическому воспитанию как средству коррекции. В трудах Эдуарда Сегена «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей», Ж.Демора «Ненормальные дети и воспитание их дома и в школе», Жана Филиппа и Поля Бонкура «Воспитание ненормальных детей» отражаются основные принципы организации физического воспитания детей с умственной отсталостью. Ж. Филипп и П. Бонкур вторую главу своей работы специально посвящают вопросам физического и сенсорного воспитания детей с нарушениями интеллекта. Ж.Филипп и П.Бонкур считали необходимой применение гимнастики, обеспечивающей гармоничность движений ребенка. Современная физиология указывает, что развитие мускульных координации приводит к развитию интеллекта, так как мышечные движения есть также мозговые возбудители.

Таким образом правильно организованное физическое воспитание влияет на интеллектуальное развитие ребенка.

Физическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта является одним из средств сенсомоторного воспитания и важным стимулом его психического развития.

Упражнение соответствующих мышечных групп, правильное дыхание, работа в определенном темпе благотворно действуют на состояние важнейших органов нашего тела (сердце, легкие, органы пищеварения), оздоровляют его организм, повышают его жизнедеятельность». волевому. Особое значение имеют физические упражнения в сопровождении музыки, игры с цветоразличением, звуковыми дифференцировками, развивающие пространственные ориентировки ребенка.

Решая задачу коррекции в процессе физического воспитания (лечебная гимнастика, трудотерапия), необходимо осуществлять индивидуальный подход к умственно отсталому ребенку. Это помогает преодолеть индивидуальные физические недостатки ребенка. Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход к воспитанникам, обязательно должны работать в контакте с учителем, врачом школы, учитывать медикаментозное лечение.

Важная задача - стимуляция физического развития ребенка посредством правильного с гигиенической точки зрения режима учебы и отдыха детей и лечебно-оздоровительной работы.

Система физического воспитания в специальной коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ состоит из ежедневной утренней гимнастики, физкультминутки на уроке, гигиенической гимнастики с элементами ритмики на уроках физической культуры, физкультурных мероприятий, предусмотренных режимом дня школы.

Одним из важнейших компонентов лечения при подавляющем большинстве заболеваний у детей является ЛФК (лечебная физкультура). Благодаря занятиям лечебной физкультурой, происходит нормализация и улучшение процессов обмена веществ, также занятия по лечебной физкультуре предотвращают деформацию опорно-двигательного аппарата, отставание в росте и развитии и т.д. Если ребенок будет регулярно заниматься ЛФК, то это поможет избежать таких распространенных заболеваний у детей, как сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки, искривление ног, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты и т.д.

Нельзя пренебрегать занятиями ЛФК в детском возрасте, ведь существует опасность того, что длительное заболевание может привести к таким неприятным последствиям, как отставание в росте и развитии, и что хуже всего – к функциональным нарушениям. Поэтому очень важно вовремя начать заниматься лечебной физкультурой и тогда вполне можно избежать всех этих проблем.

ЛФК для детей имеет свои отличительные черты. Одна из главных черт – это большое количество разнообразных игровых упражнений. Как правило, инструктор по ЛФК подбирает программу занятий для каждого ребенка индивидуально, учитывая его возраст, уровень его развития, а также специфику психики и моторики.

Интересно и с пользой для здоровья проводят время на занятиях по ЛФК воспитанники школы-интерната. Преподаватель лечебной физкультуры Скворцова С.Н., добрая, внимательная, отличный профессионал, старается внести в свои уроки интересные игровые упражнения. Под присмотром Светланы Николаевны дети выполняют упражнения, показанные при нарушениях осанки, плоскостопии, сколиозе и других заболеваниях.

Регулярные занятия лечебной физкультурой не только укрепляют иммунитет, но и делают ребенка более уверенным в себе, менее подверженным стрессу, развивают интеллект, предотвращают появление травм.

Для того чтобы укрепить физическое здоровье детей, им необходимо заниматься спортом. У воспитанников нашей школы есть такая возможность. Малыши 1,2 группы очень любят заниматься в тренажерном зале. Безусловно, детям интересно и весело заниматься на детских тренажерах. Но кроме безмерного веселья, которые дети получают, эти тренажеры приносят огромную пользу здоровью. Излюбленным тренажером малышей является гребной тренажер, который имитирует греблю, тренирует мышцы верхнего плечевого пояса, спины, пресса.


Литература

  1. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., Учпедгиз, 1961.

  2. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. - Киев, 2012. – 327 с.






















   Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений физического и психического развития. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических эффектов.

Есть в нашей группе дети с хорошо развитой моторикой -это обуславливает необходимость дифференцированного индивидуального подхода.

   Воспитатель должен  хорошо  знать потенциальные возможности каждого воспитанника; специфику каждого нарушения.

Воспитатель должен плотно работать с врачом школы- только так можно успешно решать коррекционные задачи стоящие перед ним.

Особого внимания требуют дети с эпилепсией, заболеваниями ЦНС-для них важен особый охраняемый режим, исключающий перегруз.

   Конкретными коррекционно- воспитательными задачами физического воспитания являются:

-укрепление здоровья, закаливание, формирование правильной осанки;

-формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков;

-коррекция нарушений общего физического развития психомоторики;

-формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;

-воспитание устойчивых морально волевых качеств;


Дети с нарушениями интеллектуального развития способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Картина физического недоразвития детей с нарушением интеллекта весьма своеобразна: часты нарушения в соотношении частей тела, наблюдается отставание в росте, неправильное развитие грудной клетки, слабость разгибателей спины и брюшного пресса. Все это создает своеобразный внешний вид ребенка с нарушением интеллекта.

На фоне общего физического недоразвития у детей с нарушением интеллекта часто наблюдаются самые разнообразные индивидуальные различия: последствия перенесенных детских параличей, остатки (или наличие) хронических заболеваний, недоразвитие слуха, зрения. Надо добавить к этому, что ребенок с нарушением интеллекта имеет плохую координацию движений, недоразвитие моторики. Движения ребенка часто несобранны, хаотичны, или, наоборот, дети заторможены, неповоротливы, неуклюжи. Ребенок не может подчинить движения волевому контролю, так как воля его недостаточно развита. По данным 15. Козленко Н.А., у детей с нарушением интеллекта наблюдается общая моторная отсталость и в быстроте, и в точности, и в силе, и в выносливости [2, с. 22].

Педагогические наблюдения многих исследователей показывают, что дети с нарушением интеллекта быстро утомляются, у многих из них отмечается относительная мышечная слабость.

В физическом воспитании приходится считаться и с тем, что эмоциональная сфера ребенка с нарушением интеллекта часто неустойчива, дети легко возбудимы и легко внушаемы.

Плохое понимание, отсутствие воли, нередко агрессивные настроения представляют трудности для установления контакта с ребенком во время игр или выполнения физических упражнений. Недостатки физического развития делают своеобразным и поведение ребенка с нарушением интеллекта во время игр и занятий физкультурой. К тому же, приходя в I класс, дети с нарушением интеллекта не знают в большинстве случаев санитарно-гигиенических норм и правил. Однако все это не может быть основанием для того, чтобы сказать, что умственно отсталым делать ничего нельзя. Наоборот, каждому воспитателю следует еще глубже осознать то значение, которое имеет физическое воспитание в школе для детей с ОВЗ. Правильная организация и использование физического воспитания помогут исправлению многих недостатков детей с нарушениями интеллекта.

Цель физического воспитания в школе для детей с ОВЗ - вырастить здоровое, жизнерадостное поколение.

Данную цель мы стараемся достичь, решая ряд конкретных задач:

а) укрепление здоровья, закаливание организма ребенка;

б) забота о его нормальном физическом развитии;

в) воспитание силы, выносливости, ловкости и быстроты движений;

г) сообщение воспитанникам знаний, выработка у них умений и навыков как в общих, естественных видах действий (ходьба, бег, метание и т. п.), так и в специальных видах физических упражнений ( подвижные игры, специальные гимнастические упражнения).

д) воспитание моральных и волевых качеств человека.

Все эти задачи тесно взаимосвязаны. Готовя ребенка к труду, нельзя игнорировать задачу укрепления его здоровья, физического развития, развития моральных и волевых качеств.

В связи со своеобразием физического воспитания в коррекционной школе мы выдвигаем и специальные задачи – это:

а) создание условий для возможности правильного физического развития детей

б) коррекция недостатков физического развития;

в) стимуляция физического развития ребенка.

Нетрудно заметить, что А.Н. Граборов определяет специальные задачи, исходя из общих задач физического воспитания. Первая из них должна решаться всем коллективом учителей и родителями. В специальной коррекционной школе VIII вида особое внимание надо уделить гигиене мы уделяем проведениюмероприятий по физической культуре в спортзале и на спортивной площадке [1, с. 25].

Все помещения интерната , где находятся воспитанники ,должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам, мы обязаны сделать все необходимое, чтобы создать нормальные условия для занятий и отдыха детей.

Наконец, большое значение имеет правильный режим дня, составленный в соответствии с возрастом детей. В режиме должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе, достаточный для отдыха нервной системы ребенка- сон, строгий порядок питания и т. д.

Воспитатель систематически следит за состоянием ребенка ,сопровождая его в столовую и на прогулку, следим за правильностью движений воспитанника и, поправляя его, вырабатываем красивую осанку.

Многие дети с нарушением интеллекта не умеют правильно дышать: дыхание их поверхностно, беспорядочно. И здесь и воспитатель должен помочь ребенку.

Следует помнить и о том, что при неизменном положении тела во время занятий утомление наступает быстрее необходимо предусмотреть проведение физкультминутки для разрядки напряжения.

Подводя итоги всему сказанному, необходимо подчеркнуть, что физическому воспитанию ребенка с нарушением интеллекта должны уделять особое внимание, оно должно быть составной частью каждого режимного момента жизни школьника.

Важная задача - собственно физическое воспитание. Мы считаем необходимым условием физического воспитания гигиеническую гимнастику, которая «ставит своей целью совершенствование нервно-мышечных аппаратов ребенка в целях его подготовки к продуктивной работе. Сюда входят:

А. Зарядка после ночного сна, мобилизующая организм на работу.

Б. Физкультминутки на уроке, самоподготовке, занятиях дающие возможность поддержать работоспособность ребенка.

В. Систематически проводимыедни здоровья, спортивные развлечения, эстафеты как основные формы физкультурной работы, обеспечивающие как общее физическое развитие детей, так и формирование определенных качеств: быстрота, смелость, решительность и т. д.

Г. Использование в физкультурных целях спортивных игр и упражнений».

Немаловажная задача - коррекция недостатков физического развития. С давних пор олигофренопедагоги уделяли большое внимание физическому воспитанию как средству коррекции. В трудах Эдуарда Сегена «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей», Ж.Демора «Ненормальные дети и воспитание их дома и в школе», Жана Филиппа и Поля Бонкура «Воспитание ненормальных детей» отражаются основные принципы организации физического воспитания детей с умственной отсталостью. Ж. Филипп и П. Бонкур вторую главу своей работы специально посвящают вопросам физического и сенсорного воспитания детей с нарушениями интеллекта. Ж.Филипп и П.Бонкур считали необходимой применение гимнастики, обеспечивающей гармоничность движений ребенка. Современная физиология указывает, что развитие мускульных координации приводит к развитию интеллекта, так как мышечные движения есть также мозговые возбудители.

Таким образом правильно организованное физическое воспитание влияет на интеллектуальное развитие ребенка.

Физическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта является одним из средств сенсомоторного воспитания и важным стимулом его психического развития.

Упражнение соответствующих мышечных групп, правильное дыхание, работа в определенном темпе благотворно действуют на состояние важнейших органов нашего тела (сердце, легкие, органы пищеварения), оздоровляют его организм, повышают его жизнедеятельность». волевому. Особое значение имеют физические упражнения в сопровождении музыки, игры с цветоразличением, звуковыми дифференцировками, развивающие пространственные ориентировки ребенка.

Решая задачу коррекции в процессе физического воспитания (лечебная гимнастика, трудотерапия), необходимо осуществлять индивидуальный подход к умственно отсталому ребенку. Это помогает преодолеть индивидуальные физические недостатки ребенка.Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход к воспитанникам , обязательно должны работать в контакте с учителем, врачом школы, учитывать медикаментозное лечение.

Важная задача - стимуляция физического развития ребенка посредством правильного с гигиенической точки зрения режима учебы и отдыха детей и лечебно-оздоровительной работы.

Система физического воспитания в специальной коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ состоит из ежедневной утренней гимнастики, физкультминутки на уроке, гигиенической гимнастики с элементами ритмики на уроках физической культуры, физкультурных мероприятий, предусмотренных режимом дня школы .

Литература

  1. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., Учпедгиз, 1961.

  2. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. - Киев, 2012. – 327 с.