ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕЛОСТНОГО ВИДЕНИЯ МИРА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Лисовец Анна Петровна, учитель русского языка и
литературы МБОУ «СОШ № 40» г Ангарск
Новикова Светлана Александровна, учитель русского
языка и литературы МБОУ «СОШ № 40» г Ангарск
Аннотация. В статье рассматриваются особенности педагогической деятельности для обеспечения продуктивного усвоения обучающимся знаний и его интеллектуального развития путем установления широких связей между разными разделами изучаемых курсов и предметами в целом.
Ключевые слова: внутрипредметная и межпредметная интеграция, интегрированный урок, интегративное обучение.
На современном этапе развития образования главным принципом обучения является «гуманистический характер образования». Осуществление этого принципа возможно в том случае, если уделять максимум внимания индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Для продуктивного усвоения ученикам знаний и для его интеллектуального развития важно давать такие задачи, которые ориентированы на установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом. Здесь имеет место внутрипредметная и межпредметная интеграция.
Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, взятых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний.
В отечественной и зарубежной педагогической науке имеется богатый опыт исследования проблем интеграции, разработаны многие аспекты феномена интеграции в образовательном процессе. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.
Главные идеи интегративного обучения:
личностная направленность обучения
формирование обобщенных предметных структур и обобщенных способов деятельности
приоритет смыслообразующих мотивов в обучении
системность в обучении
проблемность обучения
рефлексия деятельности
диалогичность.
Идеи такого обучения формируются за счет следующего:
укрупнение дидактических идей
планирование результатов деятельности
освоение новых ИКТ.
Внутри интегративного образования можно отдельно выделить такие технологии:
Более подробно хочу остановиться на интеграции обучения.
Можно ли считать урок литературы успешным, если дети не понимают, с каким бесценным материалом им предстоит работать? Духовный рост школьника на уроках литературы начинается именно с момента осознания им, как уникален и неповторим вклад нашей литературы в художественную сокровищницу человечества. Через чувство гордости за свою литературу возникает желание ее читать и изучать.
В современный урок литературы не случайно вводится философский, исторический и искусствоведческий материал. Это делается в целях углубленного восприятия школьниками единой картины мира.
Я объясняю детям, что любое произведение должно восприниматься в контексте той эпохи, к которой оно принадлежит, в которой жил и творил автор. Очень важно научить детей устанавливать связь и закономерности между фактами, явлениями, событиями литературы и истории; чтобы обучающиеся были способны самостоятельно сформулировать интегрированную проблему, определить пути ее решения, используя знания, полученные по обоим предметам.
Интеграция на уроках литературы – это мостик, связывающий вымысел и действительность. На уроках литературы мы учимся различать правду художественную и правду действительности, ибо они сливаются в книге, перерастая в правду писателя, который по-своему видит мир и приглашает читателя принять или опровергнуть его точку зрения.
Предлагаю формы, методы, приемы, которые, на мой взгляд, работают на каждом уроке.
Уроки-путешествие. Это еще одна возможность показать необъятные просторы России. Здесь можно использовать произведения таких авторов: А.С. Пушкин «Медный всадник», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Л. Н. Толстой «Детство» и др.
«Мозаика». Отрывки из известных стихотворений выстраиваются в логической последовательности. Главная цель – закрепить в сознании ребенка образную, созданную словом картину. При проведении уроков классного и внеклассного чтения по теме «Стихотворения о природе» дети получают задание: создать словесный «портрет» зимы, весны, осени, используя отрывки из стихотворений.
Например:
А.С. Пушкин «Зима»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит…
В.А. Жуковский
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали.
С.А. Есенин
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
Такие мозаики можно использовать и при работе по многим другим темам.
«Салат из сказок» строится по этому же принципу, но цели немножко другие. Нужно создать новую сказку.
Работа в группах. Всегда облегчает задачу учителя при подготовке к интегрированному уроку и обеспечивает целостность восприятия обучающимися художественного произведения. Вот как можно построить первый урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Класс объединяется в 4 группы: «Историки», «Географы», «Языковеды», «Литературоведы».
Историки информируют класс о истории создания Запорожской Сечи:
первое упоминание о Сечи;
военные лагеря казаков;
кем и почему войско запорожское было распущено.
Географы показывают на карте места расположения Запорожской Сечи в 16-18 веках. Рассказывают о законах, особенностях быта запорожцев.
Языковеды рассказывают о происхождении слов Сечь, кош.
Почему Н. В. Гоголь пишет слово «кОзак», АндрИй
Объясняют значение слов.
Литературоведы отвечают на вопросы: кто из русских писателей в своем творчестве обращался к теме казачества?
Как вы понимаете слова В. Г. Белинского: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…» .
Интегрированные уроки дают возможность детям самостоятельно составлять и решать кроссворды, головоломки, викторины.
Во внеурочной деятельности использую лингвистические турниры, классные олимпиады.
Чтобы ребенок мыслил образами, красками, звуками, нужно формировать на уроках литературы художественные поэтические картины мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Каменецкая С.Б. Русская литература в педагогическом учении. К.,2009г
Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 4. Ч. 2.
Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Кузнецова Л. Единство образного и логического мышления как условие повышения эффективности обучения и воспитания. //Воспитание школьников.2001, № 9.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Музыка Л. А. Интерес к чтению: как его пробудить? // Начальная школа № 6. – 2007г.
Валицкая А. П. Новая школа России: культуротворческая модель: Монография / Под ред. В. В. Макаева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.