«Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни»
Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности), но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания обучающихся, которые должны воздействовать, прежде всего, на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.
Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у учеников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на уроке, на занятии. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого ученика. То есть этому надо учить.
Почему же санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.
Какова же роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Но это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты, уметь прогнозировать результаты собственной деятельности, обладать способностью к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенка; использование доступной каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных условиях успех конкретного учащегося.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни педагог должен уметь:
1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
2) владеть основами здорового образа жизни;
3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;
4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5) прогнозировать развитие своих учащихся;
6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Ответственное отношение к здоровью – это достаточно сложное психическое новообразование. Оно включает:
1) отношение к здоровью как к ценности;
2) формирование представлений о себе как о здоровом человеке;
3) переживание возможности утраты здоровья, мысль об этом должна вызывать тревогу;
4) способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразовываться в энергию действия;
5) конкретные привычки здорового образа жизни.
Показателем сформированности такого новообразования являются
• прочные знания о способах сохранения здоровья;
• умение анализировать свои поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на состояние здоровья;
• наличие умений проводить самонаблюдения.
Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию (это простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения релаксационных упражнений).
Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. К здоровьесберегающим технологиям можно отнести и систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.
Предлагаю 3 рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности:
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок, занятие должны оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3.Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку, занятию.
Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Доклад на семинаре МО кураторов:
«Формирование у студентов устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни»
Подготовила: куратор
Костенкова С.В.
2017 г.
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости наших детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
Также он отмечал, что у большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы.
Наших студентов в большом смысле этого слова уже нельзя назвать детьми, но можно лишь подписаться под правильностью фраз, сказанных выше.
Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной.
Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
-плодотворный труд;
-рациональный режим труда и отдыха;
- искоренение вредных привычек;
-оптимальный двигательный режим;
-личную гигиену;
-закаливание;
-рациональное питание ;
- психологическую саморегуляцию и т.п.
Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные практики, зачетные и экзаменационные сессии - основное время становления личности будущего специалиста среднего звена. Все это требует от студентов не только подготовленности, сосредоточенности, высокой работоспособности, но и хорошего, крепкого и стабильного здоровья.
Студентам рекомендуется:
- являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физическая зарядка поможет являться на учебу в хорошей физической форме;
- быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») - враг успехов;
- умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помнить: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие - тайные и явные враги профессионального роста.
Внеучебное, свободное время - время самосозидания, самосовершенствования. Именно по тому, как человек пользуется свободным временем, можно судить о его здоровом образе жизни.
Современные условия жизни ставят перед нами задачу – формировать у студентов убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использования свободного времени с пользой для здоровья, соблюдения режима дня, выработки негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, и т. п.) и неслучайно в последнее время повышается роль образовательного учреждения как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность с такими сформированными качествами и свойствами личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Иными словами, здоровью надо учить.
Воспитательные планы классных руководителей нашего учебного заведения содержат обязательный раздел: Воспитание здорового образа жизни,
целью которого и является воспитание здорового образа жизни.
Всем известные задачи этого раздела включают в себя:
- усвоение принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание ответственности за собственную жизнь и здоровье;
- развитие физической культуры будущего специалиста как фактора его гармоничного развития, высокой профессиональной и трудовой активности, творческого долголетия;
- содействие правильному формированию и развитию организма, укреплению нравственного и психологического здоровья;
- профилактика вредных привычек и девиантного поведения;
- популяризация спорта.
В этой связи, как и всеми классными руководителями, мною ведется работа по этому направлению. В данном учебном году я являюсь классным руководителем КС-31 группы. То есть со своими студентами мы уже вместе третий год.
Так с КС-11 группой в 2015-2016 учебном году были проведены мероприятия по формированию ЗОЖ:
1)Встреча с наркологом Поповым О. Ю. по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма.
2) Приняли участие в городском массовом велопробеге, посвященному Дню города.
3)Кл. час «Мы выбираем жизнь!».
С КС- 21 группой в 2016-2017 учебном году проводилось:
Кл. час- экскурсия в городской музей на выставку « Анатомический театр», где для нас провели лекцию о последствиях вредных привычек человека. Зрелище, надо сказать, запоминающееся. Вы можете увидеть заметку о наших впечатлениях на сайте БМТК.
Кл час : «Вред вейпинга».
Участие в военно- спортивной игре «Щит ».
На протяжении трех лет постоянными членами военно- патриотического клуба «Росы» являются 6 чел. В данный момент принимают участие в открытии и проведении турнира по боксу в ФОК «Звездный».
5) Заняли 1 место и выиграли кубок в соревнованиях по баскетболу среди учебных групп.
6) Принимали участие в волейбольном турнире колледжа.
2 студента: Литвинов Иван и Шелковников Никита являются членами сборной колледжа по волейболу и не раз среди других членов команды завоевывали призовые места различного уровня.
7) Принимали участие в шахматно- шашечном турнире БМТК. Студент Литвинов Иван занял 2 место по колледжу.
8) Приняли участие в Открытом мероприятии: «А ну-ка, парни!», организованном Архиповой О. Д. между группами КС- 21 и КС-31. Мы незначительно обошли соперников, ведь у нас была такая весомая поддержка в виде девочек БЭ- 21 группы.
9) Стараясь собственным примером увлечь ребят ЗОЖ, я совместно с другими нашими преподавателями также приняла участие в Областном мероприятии «Лыжня России» и сдаче норм ГТО (золотой значок). Теперь стараюсь активнее привлекать к участию в спортивном комплексе ГТО и своих студентов.
С КС- 31группой в 2017- 2018 учебном году:
Участие в спортивных мероприятиях:
Соревнования по перетягиванию каната «Группа- богатырь».
Открытое мероприятие: «Спорт- альтернатива пагубным привычкам».
В ближайшее время готовимся принять участие в мероприятиях, приуроченных ко Дню прыгуна и баскетбольном турнире.
Был организован классный час с приглашением психолога колледжа Тертышного В. А. на тему профилактики компьютерной зависимости и игромании, а также проведено открытое родительское собрание совместно со студентами и Тертышным В. А. на тему «Профилактика интернет- рисков и угроз жизни».
Также регулярно принимаем участие в конкурсе рисунков и плакатов по пропаганде ЗОЖ, осенних и весенних спартакиадах, Днях здоровья и обязательно совершаем прогулки на свежем воздухе!
См. Приложение: Презентация «Формирование у студентов устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни».