СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учащихся с НОДА навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики в условиях реализации ФГОС при подготовке к ГВЭ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные материалы  по развитию самооценки на уроках математики, которые помогают предварительно провести промежуточный контроль качества усвоения знаний и умений применять алгоритмы, так и для диагностики уровня усвоения тем по модулям: «Реальная математика», «Алгебра», Геометрия», которую можно провести в конце учебного года, чтобы в следующем году приступить в ликвидации пробелов знаний и наметить план предстоящей подготовки к экзамену. Учащимся можно предложить оценить себя по модулям на отдельно распечатанных листочках или предложить оценить себя с помощью Yandex Forms и обратной связью в виде опросника.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся с НОДА навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики в условиях реализации ФГОС при подготовке к ГВЭ.»

Формирование у учащихся с НОДА навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики в условиях реализации ФГОС при подготовке к ГВЭ.

  1. Введение

Мониторинг — это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

Внутришкольный мониторинг — это систематический контроль за результатами обучения учащихся с дальнейшей корректировкой своей работы по формированию познавательных УУД.

Каждый учитель стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) - неоднородная по составу группа школьников для которых необходимы особые образовательные условия: специальное обучение; введение специальных разделов, которых нет в программе обычных школ; использование специальных методов, приемов, средств обучения, которые обеспечивают реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения; особая пространственная и временная организация образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы школы.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Анализ результатов предыдущих лет показал, что учащиеся набирают не очень высокие баллы по математике.

Цель мониторинга: повышение качества математической подготовки школьников с НОДА на основе использования различных форм и технологий.

Задачи:

  • Определение уровня подготовки учащихся к сдаче ГВЭ

  • Определение достижений учащихся по темам.

  • Реализация индивидуальных возможностей учащихся.

  • Отслеживание результатов.

Виды готовности: информационная, предметная, психологическая

Информационная:

  • Спецификация экзаменационной работы

  • Правила поведения на экзамене

  • Правила заполнения бланков

  • Рекомендации по подготовке к ГВЭ

  • Рекомендуемая литература, ссылки на интернет - сайты

  • Примерный график проведения мониторинговых работ

Психологическая

  • Оценка трудностей заданий и рациональный подход к выбору заданий

  • Жесткий самоконтроль времени

  • Обучение прикидке границ результата и способам проверке результата

  • Занятия с психологом по стрессоустойчивости.

Предметная

  • Отработка умения работать с тестами

  • Организация вводного, текущего и итогового повторения

  • Проведение системного мониторинга (внутреннего и внешнего)

  • Создание банка тестовых заданий

  • Организация самостоятельной работы учащихся (сборники для подготовки к ГВЭ, Интернет-сайты, карточки, упражнения, тестовые задания на сайте Учи.ру.

Одним из важных качеств необходимых для управления собственной учебно-познавательной деятельностью и развития своих мыслительных способностей является развитие у учащихся с НОДА адекватной, дифференцированной, критической самооценки себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность.

Развитая самооценка, в свою очередь, способствует развитию мотивации достижения и мотивации успеха, подталкивает ученика к рефлексии, анализу собственных действий, и требует от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага в собственной деятельности. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений.

Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить, подталкивает к действиям, направленным на изменение себя.

Проблема формирования и развития самоконтроля и самооценки учащихся с НОДА является одной из центральных проблем становления учебной деятельности. Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок.

С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы. Приоритетной задачей школьного образования становится:

  • развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,

  • - проектировать пути их реализации,

  • -контролировать и оценивать свои достижения

Эта тема является актуальной потому, что проблема формирования и развития самоконтроля и самооценки учащихся является одной из центральных проблем организации учебной деятельности.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, особенно выполняя задания на контрольных работах или экзамене.

Математика – учебная дисциплина, наиболее способствующая выработке у обучаемых потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса математики.

Проблемы, вызывающие формирование самоконтроля:

  1. Задание воспринимает невнимательно, непонимание задания не осознается учеником, поэтому он не ставит вопроса относительно разъяснения непонятного;

  2. Ученик работает пассивно, неудачи и трудности в работе им не замечаются;

  3. Нет ясного представления о последовательности работы;

  4. К результату работы отношение пассивное, при первой же неудаче заявляют «не могу»;

  5. Учебные действия контролируются учителем, а не самим учеником;

  6. Не сформулированы критерии контроля учебной деятельности.


Предоставляя ученику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя рассуждения ребенка, учитель тем самым помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку.

Такой способ работы учителя очень эффективен не только для воспитания учащихся (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, завышенной самооценки либо, наоборот, неуверенности в себе, ощущения своей неполноценности), но и для развития его собственных профессиональных качеств, таких, как уважение к ребенку, терпеливость, педагогический такт.

Представленные материалы  по развитию самооценки на уроках математики, которые помогают предварительно провести промежуточный контроль качества усвоения знаний и умений применять алгоритмы, так и для диагностики уровня усвоения тем по модулям: «Реальная математика», «Алгебра», Геометрия», которую можно провести в конце учебного года, чтобы в следующем году приступить в ликвидации пробелов знаний и наметить план предстоящей подготовки к экзамену.

Эта самооценка по модулям оказывает помощь, как учителю, так и ученикам, позволяет видеть картину подготовленности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Материал для следующих уроков, для индивидуальной работы и дифференцированных домашних заданий, подбирается с учётом тех пробелов, которые легко отслеживаются по данным таблицам.

Данные таблицы является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяют видеть им изученные темы целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. А также видеть, насколько объективна была его самооценка при выполнении подготовительных задания к экзамену.




  1. Самооценка учащихся с НОДА по модулям при подготовке к ГВЭ

(реальная математика, алгебра, геометрия)


Задачи самооценки:

  • Определение уровня подготовки учащихся к сдаче ГВЭ.

  • Определение достижений учащихся по темам.

  • Реализация индивидуальных возможностей учащихся.

  • Отслеживание результатов.



Учащимся в конце учебного года предлагается оценить себя по предметным темам трех модулей: «Реальная математика», «Алгебра», «Геометрия», опираясь на предложенные ступеньки мастерства.


1 ступень мастерства – «Я не могу это сделать (не умею, не получится)»

2 супень мастерства – «Я хочу это сделать!»

3 ступень мастерства – «Как мне это сделать?»

4 ступень мастерства – «Я попытаюсь...»

5 ступень мастерства – «Я могу это сделать!»

6 ступень мастерства – «Я это сделаю!»

7 ступень мастерства – «Это же так просто!»


Учащимся можно предложить оценить себя по модулям на отдельно распечатанных листочках или предложить оценить себя с помощью Yandex Forms и обратной связью в виде опросника.


Ф. И. ___________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Тема

Ступеньки мастерства (модуль «Реальная математика»)

Я не могу

это сделать

(не умею,

не получится)

 

Я

хочу

сделать!

 

Как мне

это сделать?

 

Я попытаюсь…

 

Я могу это сделать!

 

Я это с

делаю!

 

Это же

так просто!



1

2

3

4

5

6

7

1

Действия с целыми числами

 

 

 

 

 

 

 

2

Действия с рациональными числами

 

 

 

 

 

 

 

3

Действия с именованными числами

 

 

 

 

 

 

 

4

Практические расчеты по формулам

 

 

 

 

 

 

 

5

Работа с таблицей

 

 

 

 

 

 

 

6

Работа с диаграммой

 

 

 

 

 

 

 

7

Работа с графиком

 

 

 

 

 

 

 

8

Решение расчетных задач

 

 

 

 

 

 

 

9

Решение задач, связанных с отношением, пропорциональными величинами

 

 

 

 

 

 

 

10

Решение задач с дробями

 

 

 

 

 

 

 

11

Решение задач с процентами

 

 

 

 

 

 

 

12

Оценка и прикидка при практических расчетах

 

 

 

 

 

 

 

13

Решение задач на движение

 

 

 

 

 

 

 

14

Задачи на нахождение стоимости

 

 

 

 

 

 

 

15

Практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

 

 

 

 

 

 

 

16

Задачи на производительность труда

 

 

 

 

 

 

 

17

Решение текстовых задач арифметическим способом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.__________________________________________

 

 

 

 

 

Тема

Ступеньки мастерства (модуль «Алгебра»)

Я не могу

это сделать

(не умею,

не получится)

 

Я хочу

сделать!

 

Как мне

это сделать?

 

Я попытаюсь…

 

Я могу это сделать!

 

Я это сделаю!

 

Это же так просто!



1

2

3

4

5

6

7

1

Выполнение вычислений и преобразований целых, 

рациональных чисел

 

 

 

 

 

 

 

2

Сравнение чисел

 

 

 

 

 

 

 

3

Модуль числа

 

 

 

 

 

 

 

4

Свойства степени с целым показателем

 

 

 

 

 

 

 

5

Квадратный корень из числа

 

 

 

 

 

 

 

6

Округление чисел

 

 

 

 

 

 

 

7

Действия с многочленами

 

 

 

 

 

 

 

8

Действия с алгебраическими дробями

 

 

 

 

 

 

 

9

Разложение многочлена на множители

 

 

 

 

 

 

 

10

Применение формул сокращенного умножения

 

 

 

 

 

 

 

11

Решение линейных уравнений

 

 

 

 

 

 

 

12

Решение квадратных уравнений

 

 

 

 

 

 

 

13

Решение рациональных уравнений

 

 

 

 

 

 

 

14

Решение линейных неравенств

 

 

 

 

 

 

 

15

Решение квадратных неравенств аналитическим способом

 

 

 

 

 

 

 

16

Решение квадратных неравенств 

методом интервалов

 

 

 

 

 

 

 

17

Решение задач алгебраическим методом

 

 

 

 

 

 

 

18

Решение систем уравнений способом подстановки

 

 

 

 

 

 

 

19

Решение систем уравнений способом сложения

 

 

 

 

 

 

 

20

Решение систем неравенств

 

 

 

 

 

 

 

21

График линейной функции

 

 

 

 

 

 

 

22

График квадратичной функции

 

 

 

 

 

 

 

23

Свойства функции (работа по графику)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 




Ф. И. ___________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Тема

Ступеньки мастерства (модуль «Геометрия»)


Я не могу

это сделать

(не умею,

не получится)

 

Я хочу

сделать!

 

Как мне

это сделать?

 

Я попытаюсь…

 

Я могу это сделать!

 

Я это сделаю!

 

Это же так просто!



1

2

3

4

5

6

7

1

Решение задач на нахождение геометрических величин (длин)

 

 

 

 

 

 

 

2

Решение задач на нахождение геометрических величин (углов)

 

 

 

 

 

 

 

3

Решение задач на нахождение геометрических величин (площадей)

 

 

 

 

 

 

 

4

Изображение геометрических фигур на плоскости

 

 

 

 

 

 

 

5

Медиана, высота, биссектриса, средняя линия треугольника

 

 

 

 

 

 

 

6

Признаки равенства треугольников

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Зависимость между величинами сторон и углами треугольника

 

 

 

 

 

 

 

8

Теорема Фалеса

 

 

 

 

 

 

 

9

Признаки подобия треугольников

 

 

 

 

 

 

 

10

Решение прямоугольных треугольников

 

 

 

 

 

 

 

11

Центральный, вписанный угол

 

 

 

 

 

 

 

12

Касательная и секущая к окружности

 

 

 

 

 

 

 

13

Окружность, вписанная в треугольник

 

 

 

 

 

 

 

14

Окружность, описанная около треугольника

 

 

 

 

 

 

 

15

Операции над векторами (сложение, вычитание, умножение вектора на число)

 

 

 

 

 

 

 

16

Длина, координаты вектора

 

 

 

 

 

 

 

17

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

 

 

 

 

 

 

 


План по устранению пробелов в знаниях учащихся 9 А класса по математике:

1. Провести работу над ошибками по результатам проверочных работ.

2. Предусмотреть выполнение учащимися на карточках заданий, аналогичных заданиям ГВЭ в процессе урока, на этапе систематизации знаний.

3. Включить аналогичные задания в самостоятельные работы.

4. Включить аналогичные задания в индивидуальные домашние работы, в устные упражнения на этапе актуализации знаний.

5. Информировать родителей об уровне знаний и результатах работ.

6. Организовать проведение консультаций (дополнительных занятий) со слабоуспевающими учащимися.

7. Проведение дополнительных занятий по подготовке к государственной итоговой аттестации в 10 классе.

Формирование у учащихся самооценки на уроках математики

При традиционном обучении ученик является объектом обучения и у него нет контролирующего и оценивающего компонентов. По требованиям ФГОС учитель должен создать на уроке для обучаемых условия для развития контрольно-оценочных действий их учебной деятельности и организовать собственную самооценку. Главным в учебной деятельности ученика должно быть понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом главное, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения математических дисциплин, ощущал своё развитие. 

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимного обогащения учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

Современная структура урока в рамках ФГОС

Учебная задача – цель которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?)

Учебное действие – система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?)

Самоконтроль – определение правильности выполненного действия (Правильно?)

Самооценка – определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?)

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля и самооценки.

1-й этап – понимание и принятие учеником контроля и оценки своей деятельности со стороны учителя. На этом этапе учитель должен: 1) показать учащимся, что любое обучение - единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала; 2) ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; 3) проинформировать учащихся, после изучения каких дидактических модулей необходим контроль, цель, форма его проведения; 4) объяснять критерии оценки.

2-й этап – овладение навыками оценки деятельности товарища. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, освоить морально-этические нормы выражения оценки деятельности другого человека.

3-й этап – овладение умениями самоконтроля и самооценки собственной учебной деятельности. Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

Оценивая работу ученика, следует выделить такие моменты:

1) получение задания (внимание ученика, понимание задания, спрашивание разъяснений)

2) начальный момент работы (инициатива, отсутствие пассивного отношения)

3) способ работать (общая ориентировка в работе, подчинение ее поставленной цели, увлеченность, самоконтроль)

4) отношение к работе (серьезное, спокойное)

5) отношение к результатам (проверка, упорство в преодолении трудностей, стремление к наилучшему результату)

В современной педагогической литературе, посвященной проблеме развития самооценки учащихся на уроках математики дается достаточно подробное описание способов и приемов развития самооценки. Это и различные варианты разно-уровневых по степени сложности заданий, работа в группах с единой оценкой всей группы, проверка и оценка работы товарища, использование алгоритмов, схем, моделей выполнения заданий, составление учащимся проверочных заданий, разнообразные приемы работы над ошибками и многое другое. В практике собственной педагогической деятельности для формирования самооценки учащихся использую прием создания ситуации критической самооценки.

Ситуации критической самооценки: 

1.  Составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.

2. Задания на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.

3. При объяснении специально “допущена” ошибка.

4. Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам.
5. Решать одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждаем и выбираем наиболее удачное решение.
6. Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.
7. Учащимся дается задание с избыточными данными.

Роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля.

Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: “Как решать?”, “Каким приёмом воспользоваться?”, “Какой теоретический материал надо знать?”, “Что знаю?”, “Что не знаю?”, “Где возьму?”.

Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням.

Классические приемы контроля:

1) Самопроверка по образцу

2) Взаимопроверка с помощью образца.

3) Математический диктант   

На этапе коррекции учащиеся выполняют задания с использованием алгоритма действий, правил, схем и т.д., консультируются с учителем или у своих товарищей. После разбора ошибок предлагаются подобные задания на дом. На следующем уроке по такой схеме проводится еще самостоятельную работу, то есть через систему таких уроков формируется новый способ работы над ошибками, который опирается на действие самоконтроля и самооценки. Благодаря потребности в самоконтроле и в критической самооценке своих действий учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили, тем самым у них развивается мыслительная деятельность.

Если приемы самоконтроля правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро их осваивают, и они дают хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, нахождение ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников.

Оценка представляет собой процесс сопоставления реальных результатов с планируемыми целями.

Отметка – это результат данного процесса, его условно – формальное проявление.

Самооценка представляет собой компонент деятельности, который связан не с выставлением себе отметок, а с самой процедурой оценивания.

Самоконтроль и самопроверка являются неотъемлемыми частями самооценки.

Самооценка является важным регулятором поведения человека, от него зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Основной смысл самооценки зависит состоит в самоконтроле школьника, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе своей деятельности.

В результате:

 - постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей;

- повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы;

- вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно, будет повышаться и качество обучения.

Заключение.

Человек никогда не преуспеет в жизни, если однажды не познает успеха.

Поэтому очень важно видеть в каждом ученике уникальную личность, верить в неё.

Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, на высокую оценку себя со стороны окружающих.