Формирование у учащихся способности интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Маслова Наталья Петровна
Учитель математики
МБОУ «Школа № 70» г. Казань
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя»
Элберт Хаббарт
До 2024 года в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Чтобы реализовать данное поручение, учителям математики необходимо сформировать у ученика способность использовать все постоянно приобретаемые в течение учебы в школе знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, т.е. в разнообразных контекстах реального мира. Все это говорит о формировании функциональной грамотности у учащихся и становится очень важной целью для любого педагога. Кроме формирования математической грамотности, на уроках математики имеются колоссальные возможности для развития коммуникативных навыков, читательской, естественнонаучно и финансовой грамотности. В рамках почти любой темы можно поставить перед учащимся проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета. Урок математики предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На них чаще, чем на других уроках, учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Правда, задачи, предлагаемые экспертами для оценивания функциональной грамотности, отличаются от задач из учебника, они все же более предметные и привязаны к конкретной теме. На формирование математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности, я остановлюсь.
Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
В чем же заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики? Во-первых, обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Я наблюдаю это в основной школе, где веду уроки математики. Во-вторых, как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Это и есть основные проблемы для школьника.
Для решения этих вопросов включаю в свой урок практико-ориентированные задания, множественные тексты, организую с учащимися различные проекты. Кстати, именно участие в проектной деятельности одновременно и мотивирует, и учит ребенка работать с информацией, представленной в разных современных источниках, жизненными задачами, переводить их на математический язык и интерпретировать данные. Проекты на уроках математики могут быть связаны с практически значимыми вычислениями, оптимальным выбором, описанием процессов. Преимущество этого метода в том, что большая часть работы происходит вне урока, в самостоятельной мотивированной деятельности ученика во внеурочной деятельности. Это позволяет не тратить время на уроке на решение подобных задач и на уровне класса представить результаты проектной деятельности конкретного ученика или группы учеников.
На своих уроках я часто использую задачи с практическим содержанием. Важно научить обучающихся понимать, что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в ней.
Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:
- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
- наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Приведу примеры задач, которые способствуют формированию у учащихся
способности интерпретировать математику для решения проблем
в разнообразных контекстах реального мира.
Задача 1.
Срок жизни клетки кожи – приблизительно месяц. Сколько клеток сменят одна другую на одном месте, если средняя продолжительность жизни человека 74 года?
Задача 2.
Ученик 5 класса Амир решил сэкономить на мыле, чтобы купить футбольный мяч. Сколько денег пришлось добавить маме Амира к накоплениям сына, когда от грязных рук он полущил пищевое расстройство, если Амир накопил 28 рублей, а три упаковки лекарства стоили 37 рублей каждая?
Задача 3.
Расшифруйте фамилию великого врача и ученого Древнего Рима, заложившего основы медицины и анатомии на пятнадцать веков вперед, расположив числа, кратные 9, в порядке убывания.
649243 – С, 101235 – Г, 50724 – Т,
41507 – Л, 161217 – М, 3232323 – О,
13961 – Н, 52457 – А, 32682 – Е.
Задача 4.
Ежедневный рацион ученика 5 класса должен включать как минимум 0,2 л молока или кефира. Сколько лет потребуется пятикласснику, чтобы выпить 300- литровую ванну кефира при условии правильного питания? В каком классе к моменту окончания эксперимента будет учиться школьник? Ответ округлить с точностью до десятых.
Задача 5.
Уровень шума метро в 1,5 раза выше шума громкого разговора и уже опасен для здоровья. Учащийся, слушающий плеер в метро, испытывает давление на органы слуха на 10 дб больше, чем шум метро. На сколько шум плеера тише шума вертолета, если вертолет шумит на 110 дб, а громкий разговор имеет уровень шума в 60 дб?
Задача 6.
Ширина улицы-36м, сигнал перехода горит 24с. С какой скоростью надо переходить улицу, чтобы успеть до того, как сигнал погаснет?
В соответствии с письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 07.07.2022 № 03-973 «О направлении протокола совещания» и в рамках исполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по реализации внеурочной деятельности мною разработан План внеурочной деятельности. Приведу пример только для 5 класса.
План внеурочной деятельности, который способствуют формированию у учащихся способности интерпретировать математику для решения проблем
в разнообразных контекстах реального мира.
Модуль | 5 класс /часов | 6 класс /часов | 7 класс /часов | 8 класс /часов | 9 класс /часов |
Читательская грамотность | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 |
Математическая грамотность | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 |
Естественнонаучная грамотность | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 |
Финансовая грамотность | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 |
Глобальные компетенции | | | | 8 | 8 |
Итого | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
Модуль: «Математическая грамотность»
Тема занятия | Всего часов в неделю | Планируемый образовательный результат |
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | Находит и извлекает информацию из различных текстов. Находит и извлекает информацию из различных текстов |
Сюжетные задачи, решаемые с конца | 1 |
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание | 1 |
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду | 1 |
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели | 1 |
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира | 1 |
Комбинаторные задачи | 1 |
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков | 1 |
Итого | 8 | |
Модуль: «Финансовая грамотность»
Тема занятия | Всего часов в неделю | Планируемый образовательный результат |
Что такое деньги? Современные деньги России и в разных странах? | 1 | Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
Как отличить фальшивые деньги от настоящих? | 1 |
Как правильно распоряжаться финансами? | 1 |
Риски потерять деньги. Кто такие мошенники? | 1 |
Карманные деньги. | 1 |
Сколько стоит «своё дело»? | 1 |
Проведение рубежной аттестации | 1 |
Итого | 8 | |
Обсуждение предложений и идей ребят, поиск нужной информации в тексте, аргументирование своей точки зрения, разбор ошибок проходит вне урока. Особенно интересно проходят математические конкурсы и фестивали в рамках математического марафона.
К сожалению, материалов не хватает, в учебнике таких задач нет. Есть острая необходимость в издании соответствующих пособий для учителей, сборников задач для обучающихся разных возрастов.
Опыт моей работы доказывает, что и на уроках математики, и вне урока, можно организовать работу с учащимися по формированию у них способности интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира