СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учащихся способности интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся способности интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.»

Формирование у учащихся способности интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.


Маслова Наталья Петровна

Учитель математики

МБОУ «Школа № 70» г. Казань


                                                 «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя»

                                                                                                           Элберт Хаббарт


До 2024 года в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Чтобы реализовать данное поручение, учителям математики необходимо сформировать у ученика способность использовать все постоянно приобретаемые в течение учебы в школе знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, т.е. в разнообразных контекстах реального мира. Все это говорит о формировании функциональной грамотности у учащихся и становится очень важной целью для любого педагога. Кроме формирования математической грамотности, на уроках математики имеются колоссальные возможности для развития коммуникативных навыков, читательской, естественнонаучно и финансовой грамотности. В рамках почти любой темы можно поставить перед учащимся проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета. Урок математики предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На них чаще, чем на других уроках, учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Правда, задачи, предлагаемые экспертами для оценивания функциональной грамотности, отличаются от задач из учебника, они все же более предметные и привязаны к конкретной теме. На формирование математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности, я остановлюсь.

Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

В чем же заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики? Во-первых, обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Я наблюдаю это в основной школе, где веду уроки математики. Во-вторых, как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Это и есть основные проблемы для школьника.

Для решения этих вопросов включаю в свой урок практико-ориентированные задания, множественные тексты, организую с учащимися различные проекты. Кстати, именно участие в проектной деятельности одновременно и мотивирует, и учит ребенка работать с информацией, представленной в разных современных источниках, жизненными задачами, переводить их на математический язык и интерпретировать данные. Проекты на уроках математики могут быть связаны с практически значимыми вычислениями, оптимальным выбором, описанием процессов. Преимущество этого метода в том, что большая часть работы происходит вне урока, в самостоятельной мотивированной деятельности ученика во внеурочной деятельности. Это позволяет не тратить время на уроке на решение подобных задач и на уровне класса представить результаты проектной деятельности конкретного ученика или группы учеников.

На своих уроках я часто использую задачи с практическим содержанием. Важно научить обучающихся понимать, что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в ней.

Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:

- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;

- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;

- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.

- наука – работа с формулами из различных областей знаний.


Приведу примеры задач, которые способствуют формированию у учащихся

способности интерпретировать математику для решения проблем

в разнообразных контекстах реального мира.


Задача 1.

Срок жизни клетки кожи – приблизительно месяц. Сколько клеток сменят одна другую на одном месте, если средняя продолжительность жизни человека 74 года?


Задача 2.

Ученик 5 класса Амир решил сэкономить на мыле, чтобы купить футбольный мяч. Сколько денег пришлось добавить маме Амира к накоплениям сына, когда от грязных рук он полущил пищевое расстройство, если Амир накопил 28 рублей, а три упаковки лекарства стоили 37 рублей каждая?


Задача 3.

Расшифруйте фамилию великого врача и ученого Древнего Рима, заложившего основы медицины и анатомии на пятнадцать веков вперед, расположив числа, кратные 9, в порядке убывания.
649243 – С, 101235 – Г, 50724 – Т,
41507 – Л, 161217 – М, 3232323 – О,
13961 – Н, 52457 – А, 32682 – Е.


Задача 4.

Ежедневный рацион ученика 5 класса должен включать как минимум 0,2 л молока или кефира. Сколько лет потребуется пятикласснику, чтобы выпить 300- литровую ванну кефира при условии правильного питания? В каком классе к моменту окончания эксперимента будет учиться школьник? Ответ округлить с точностью до десятых.


Задача 5.

Уровень шума метро в 1,5 раза выше шума громкого разговора и уже опасен для здоровья. Учащийся, слушающий плеер в метро, испытывает давление на органы слуха на 10 дб больше, чем шум метро. На сколько шум плеера тише шума вертолета, если вертолет шумит на 110 дб, а громкий разговор имеет уровень шума в 60 дб?


Задача 6.

Ширина улицы-36м, сигнал перехода горит 24с. С какой скоростью надо переходить улицу, чтобы успеть до того, как сигнал погаснет?


В соответствии с письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 07.07.2022 № 03-973 «О направлении протокола совещания» и в рамках исполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по реализации внеурочной деятельности мною разработан План внеурочной деятельности. Приведу пример только для 5 класса.


План внеурочной деятельности, который способствуют формированию у учащихся способности интерпретировать математику для решения проблем

в разнообразных контекстах реального мира.

Модуль

5 класс

/часов

6 класс

/часов

7 класс

/часов

8 класс /часов

9 класс

/часов

Читательская грамотность

10

10

10

8

8

Математическая грамотность

8

8

8

6

6

Естественнонаучная грамотность

8

8

8

6

6

Финансовая грамотность

8

8

8

6

6

Глобальные компетенции




8

8

Итого

34

34

34

34

34


Модуль: «Математическая грамотность»

Тема занятия

Всего часов в неделю

Планируемый образовательный результат


Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

Находит и извлекает информацию из различных текстов. Находит и извлекает информацию из различных текстов


Сюжетные задачи, решаемые с конца

1

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание

1

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду

1

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели

1

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира

1

Комбинаторные задачи

1

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков

1

Итого

8




Модуль: «Финансовая грамотность»

Тема занятия

Всего часов в неделю

Планируемый образовательный результат


Что такое деньги? Современные деньги России и в разных странах?

1

Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте


Как отличить фальшивые деньги от настоящих?

1

Как правильно распоряжаться финансами?

1

Риски потерять деньги. Кто такие мошенники?

1

Карманные деньги.

1

Сколько стоит «своё дело»?

1

Проведение рубежной аттестации

1

Итого

8





Обсуждение предложений и идей ребят, поиск нужной информации в тексте, аргументирование своей точки зрения, разбор ошибок проходит вне урока. Особенно интересно проходят математические конкурсы и фестивали в рамках математического марафона.

К сожалению, материалов не хватает, в учебнике таких задач нет. Есть острая необходимость в издании соответствующих пособий для учителей, сборников задач для обучающихся разных возрастов.

Опыт моей работы доказывает, что и на уроках математики, и вне урока, можно организовать работу с учащимися по формированию у них способности интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира