СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование у школьников разумных потребностей, в том числе и потребности физического совершенствования, является сложным и многогранным педагогическим процессом. Характер потребностей и процесс их формирования зависит от многих воздействий на ребёнка со стороны школы и родителей, средств массовой информации, литературы и искусства, общественных организаций. При этом сам школьник должен стать активным участником процесса формирования личных потребностей, и от его сознательности, активности во многом зависят успехи в этом деле.
51
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…….…………………………………………………….……3
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..5
1.1. Общая оценка физической подготовленности школьников...…......... 5
1.2.Содержание массовой внеурочной физкультурно-оздоровительной работы.....................................................................................................................12
1.3. Концептуальное обоснование развития физической культуры школьников..........................................................................................17
1.4. Формирование потребности к занятиям физической культурой..........32
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………..………...38
2.1. Методы исследования......... ………………………………………….…38
2.2. Организация исследования ...…………………………………………...39
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………...……...…...…....40
Заключение………………………………………………………………............45
Список литературы…………………………………………..………………….47
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Формирование у школьников разумных потребностей, в том числе и потребности физического совершенствования, является сложным и многогранным педагогическим процессом. Характер потребностей и процесс их формирования зависит от многих воздействий на ребёнка со стороны школы и родителей, средств массовой информации, литературы и искусства, общественных организаций. При этом сам школьник должен стать активным участником процесса формирования личных потребностей, и от его сознательности, активности во многом зависят успехи в этом деле. Вопрос о том, как формировать у учащихся потребность физического совершенствования, в методике физического воспитания освещен слабо. Учителям, каждому по своему усмотрению приходиться решать эту задачу самостоятельно.
Формирование у школьников интереса к занятиям физической культурой в значительной мере зависит от того, какая атмосфера царит в коллективе учителей и учащихся, какое место занимают физкультурно-оздоровительные мероприятия в жизни школы. А это, в свою очередь, зависит от отношения к делу руководителей школы, педагогов, органов ученического самоуправления.
Пробуждению и развитию у школьников интереса к физической культуре способствует качественное проведение уроков и внеклассных занятий, хорошее оснащение и эстетическое оформление материально-спортивной базы. Хорошая база содействует не только качественному усвоению учащимися знаний и умений, но и успешному осуществлению воспитательных задач, в частности воспитанию интереса к занятиям физическими упражнениями. Воспитание интереса проходит более успешно, если ребята получают посильное задание, испытывают удовольствие от самого процесса успешного выполнения упражнений.
Основой для формирования убеждений являются знания по физической культуре. При этом важное значение имеет обеспечение взаимосвязи между практическими умениями и теоретическими знаниями учащихся. Осуществлению этой связи способствует выполнение четырёх важных условий: во-первых, создание на уроках ситуации, побуждающих учащихся к приобретению и применению знаний. Во-вторых, упражнение детей в самостоятельном выполнении различных заданий на уроке. В-третьих, вооружение учеников действенными знаниями о правилах занятий физическими упражнениями дома и по месту жительства. В-четвёртых, использование на уроках физической культуры знаний учащихся по другим предметам. Формированию у учащихся нужных убеждений способствует доходчивое объяснение учителя значения физической культуры для всестороннего развития, работоспособности, выработки положительных морально-волевых качеств. При этом важную роль играет личность учителя, единство его слов о физической культуре и практического применения им её средств в своей повседневной жизни.
Целью исследования является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблемам физического воспитания школьников.
2. Определить основные направления по организации занятий по физической культуре в школе и во внеурочное время.
3. Рассмотреть современное состояние проблемы посредством опроса и наблюдения.
Предметом исследования является повышение путей социальной эффективности агитационной работы по привлечению школьников к различным видам физкультурно-спортивных занятий.
Объект исследования: процесс пропаганды физкультурно-спортивных занятий.
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Общая оценка физической подготовленности школьников.
На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.
Под «физическим совершенством» прежде всего понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность.
Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе возрастного развития школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку.
Специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью, например, футболиста, подготовка водолаза, пожарника, лыжника, гимнаста, конькобежца и т.п. Общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и навыков. В процессе формирования двигательных умений и навыков развиваются физические качества: ловкость, скорость, выносливость, сила и др.
Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.
Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов.
Знание возрастного развития основ движений должно способствовать улучшению методики работы со школьниками.
В настоящее время уже накоплены объективные данные о возрастном развитии физических качеств (Б.А. Ашмарин, 2001, В.К. Бальсевич, 1999; и др.), но еще мало исследований, посвященных развитию движений, прежде всего основных, начиная с 1-го класса и кончая выпускниками средней школы.
В последние годы есть общественное мнение, что в нашей стране требуется оценивать работу по физической культуре в школе не только по «кубкам», «грамотам» и различным призам, завоеванным в спортивных соревнованиях, а оценивать постановку физического воспитания в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, их состоянию здоровья и физического развития. Особое внимание к физической подготовке учащихся средней школы привлекается в настоящее время. Оценка здоровья и физического развития школьников не вызывает больших трудностей, так как врачи, медицинские работники время тратят немного, имеют подробные инструкции и указания Министерства здравоохранения поэтому поводу.
В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность.
В ряде литературных источников физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
А.Д. Новиков считает, что физическая подготовка спортсмена – это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности, совершенствование физического развития, укрепление и закаливание организма.
Н.А. Лупандина подразделяет ее на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков; основных жизненно важных или, как говорят, прикладных естественных видов движений. Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта.
Н.Г. Озолин, Б.А. Ашмарин, так же как и Лупандина делит физическую подготовку на общую и специальную, но предлагает подразделить последнюю на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, цель которой – более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта.
Таким образом, Н.Г. Озолин предлагает трехступенчатость в процессе достижения наивысшей физической подготовленности, причем, на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный фундамент.
Понятие «физическая подготовленность» и «тренированность» тесно связаны и в определенной мере характеризуют степень здоровья.
Г.М. Куколевский и Н.Д. Граевская, В.Л. Карпман отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей.
Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой в избранном виде спорта. Авторы определяют тренированность как состояние, развивающееся в организме спортсмена в результате многократного повторения физических упражнений и характеризующее его готовность к наиболее эффективной мышечной деятельности.
И.М. Яблоновский, М.В. Серебровская, при изучении двигательной деятельности школьников применяли испытания по таким видам движений, которые в какой-то степени отражали физическую подготовленность учащихся.
Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования более внимательно нужно рассмотреть вопрос физической подготовленности в процессе физического воспитания школьников.
В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных, прикладных, естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника и т.п.)
Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.
Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Все это является фундаментом к выполнению нормативов комплекса «ГТО».
Первостепенное значение для успешной сдачи норм комплекса ГТО учащимися имеет разносторонняя физическая подготовленность, базирующаяся на высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т.п.), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно-массовой работы.
Человек, в отличие от животных, не рождается на свет с готовой способностью выполнить естественные для него движения. Движения в ходьбе, беге, метаниях, прыжках, лазании выработались в процессе эволюции человека, в результате взаимодействия его с окружающей средой. Этим движениям человек научился в процессе жизни. Всем известно, как дети любят бегать, бросать, метать, ловить предметы, лазать.
Давно уже выдвигается настоятельная необходимость разработки единой методики учета развития основных движений и сбора материала могущего послужить отправными данными для оценки физической подготовленности школьников разных возрастных групп.
Двигательные навыки и физические качества, приобретаемые школьниками в процессе физического воспитания в школе, имеют исключительное значение в практической работе учителей физического воспитания.
Физическое воспитание как вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, оборонной и иной деятельности говорят о физической подготовке.
Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называется физической подготовкой.
З.И. Кузнецова физическую подготовленность предлагает называть двигательной подготовленностью. Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений.
Проблема изучения развития движений школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучали «моторную одаренность», как бы независимую от воспитания и обучения. Другие изучали «простые, жизненно необходимые движения, приобретенные в повседневной жизни».
Заслуживают внимания работы, выполненные группой специалистов под руководством Г.И.Кукушкина по исследованию состояния физической подготовленности учащихся по возрастным учебным нормам.
Разнообразие двигательных умений и навыков, получаемых школьниками в процессе занятий по физической культуре в школе, направлено на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся. Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно.
В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы и др. Под качеством понимается такое свойство, которое выражается в способности выполнения не одной какой-нибудь узкой задачи, а более или менее широкого круга задач, объединенных психофизической общностью. Основные движения наиболее полно вскрывают эту общность качеств. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, «приложимых в жизненных условиях». Чем больше число двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма.
Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысливания действия.
1.2. Содержание массовой внеурочной физкультурно-оздоровительной
работы.
Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей, внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительными для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
Одним из ежедневно выполняемых комплексов несложных упражнений является гигиеническая гимнастика, которая обычно сочетается с закаливающими процедурами и применяется главным образом с целью укрепления здоровья, повышения жизнедеятельности и общей работоспособности школьников.
Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой – этот минимум двигательной деятельности, может быть обеспечен в любое время года, при любых условиях; школы и внешкольные учреждения обязаны приучать учащихся к ее регулярному выполнению. Осуществляется это следующим образом:
1. Пропагандой гигиенической гимнастики и разучиванием упражнений с детьми на уроках в школе, в летних и зимних лагерях: пионерских, физкультурно-оздоровительных, туристских. Время от времени нужно проверять, как ребята делают дома зарядку: предложить отдельным учащимся показать комплекс упражнений, спросить, в какой дозировке они их выполняют.
2. Организацией коллективной утренней гимнастики для детей на свежем воздухе – на площадках.
3. Подготовкой инструкторов и физоргов к руководству коллективными занятиям гимнастикой и проведения физкультминуток.
Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) способствует быстрому переходу от сна и бодрствованию: выводит организм из пассивного состояния и подготавливает к предстоящей активной деятельности.
Физические упражнения настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, совершенствуют координацию движений, увеличивают скорости крово- и лимфообращение, укрепляют кровоснабжение тканей.
Более глубоким и ритмичным становиться дыхание. Увеличивается поступление к мозгу, к мышцам и внутренним органам кислорода, что в свою очередь способствует повышению уровня укрепительных процессов в тканях.
Комплекс утренней гимнастики обычно состоит из упражнений, обеспечивающих всестороннее развитие на организм. Упражнения комплекса утренней гимнастики выполняют в определенной последовательности. Начинают с упражнений, которые постепенно втягивают организм в работу, - с ходьбы и легкого бега. За ними выполняют упражнения типа «подтягивание», на формирование осанки. Затем приступают к упражнениям, воздействующим на большие группы мышц всех частей тела (ног, плечевого пояса, живота, спины), – различного рода поворотам и наклонам. За ними следуют упражнения более сложного характера (например, движения туловища в сочетании с движениями ног и рук: приседания с движениями рук и ног, выпады с наклонами туловища и другие), которые оказывают еще более интенсивное влияние на деятельность внутренних органов.
После этого мышцам дают небольшой отдых: выполняются упражнения на расслабление.
Хорошо освоенные упражнения становятся постепенного легкими для занимающихся, интерес к ним снижается. Поэтому надо каждые 1-2 недели комплекс менять.
Более эмоционально проходят упражнения при музыкальном сопровождении. В лагерях можно использовать аудиокассеты с записями комплексов упражнений гимнастики. После утренней гимнастики нужны водные процедуры.
О времени занятий: в весенние дни – лучшее время, близкое к полудню в комнате умеренно теплой, летом – в более ранее время. Зимой, лучше перенести занятия на вечер.
Физкультминутки - проводятся в классе, во время уроков, когда появляются признаки утомления детей (невнимательность, беспокойное поведение). Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений, повторяемых по 5-10 раз, и выполняются под руководством учителя или физорга класса. Основными видами упражнений для физкультминуток являются: разгибание туловища, подтягивание, дыхательные упражнений сидя и стоя, ходьба, наклоны и повороты туловища, движения кистями рук.
Гимнастика перед сном. В сочетании с прогулкой и водными процедурами легкая гимнастика создает благоприятные условия для отдыха. Нужно приучать к ней детей. Такая гимнастика состоит главным образом из дыхательных упражнений по 5-6 раз каждое. Темп – медленный, движения плавные.
Закаливание – это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В системе физического воспитания детей принимаются такие виды закаливания, как воздушные ванны, солнечные ванны, обтирания, обливания, купание.
Воздушные ванны. Благодаря термическому раздражению кожи происходит рефлекторное сужение и расширение кровеносных сосудов, постепенно вырабатывается совершенный механизм регуляции теплообразования и теплоотдачи, обеспечивающий постоянные условия внутренней среды организма. Кроме того повышается тонус мышц, выносливость сердечно-сосудистой системы. Все это содействует укреплению здоровья.
Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие.
Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.
Сорокапятиминутный урок физической культуры компенсирует в средней 11%. А максимально (при большей моторной плотности) 40% необходимого объема движений. Это говорит о том, что два урока физической культуры компенсирует только 11% движений от нормы. Даже ежедневные уроки не способны ликвидировать дефицит движений.
Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рук во время письма, труда, рисования, выход к доске и т.д. однако спонтанно созданные движения на уроках не могут полностью удовлетворить движения учащихся.
В дни, когда по расписанию проводится урок физкультуры, дефицит двигательной активности составляет 40%, а в дни когда их нет, увеличивается до 80%. Исходя их данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.
На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.
Огромную роль здесь играют все виды физкультурно-оздоровительной работы в режиме школ с продленным днем. Они являются основными поставщиками необходимых ребенку движений. В школах, где физкультурно-оздоровительная работа всем своим видом, где она является обязательной для всех здоровых людей, не стоит проблема «двигательного голодания» со всеми вытекающими последствиями. Поэтому с первых дней нужно учить школьников строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказывается на растущем организме ребенка.
Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка с плохой осанкой, то также безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложиться спать. А значит и не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и психоневрологическом статусе ребенка.
Твердый распорядок предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры и развлечения, и занятия спортом. Разнообразия движений необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка.
О том, что движение способствует здоровью, люди знали еще давно. Мы часто слышим разговоры о гиподинамии, т.е. о снижении физической активности, недостаточной физической нагрузки. Семилетний ребенок проводит 3-4 часа за партой в школе, потом 1-1,5 часа готовит уроки дома и столько же просиживает у телевизора. В старших классах неумение правильно расходовать время, его и вовсе не остается на то, чтобы побегать, погулять, подвигаться. А без движения, без полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.
Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам.
И, наоборот, у школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отличаются несколько большие прибавки в росте, значительно увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития здоровья.
1.3. Концептуальное обоснование развития физической
культуры школьников.
Физическая культура - необходимое условие существования и развития человека, важнейший элемент его общественной деятельности и социальных отношений. Это - комплексное социальное явление, исторически определенный тип и форма организации жизни и деятельности людей, активное их отношение к биосоциальной природе, включающее все, многообразие факторов влияния на здоровье и физическое развитие человека. Это не только двигательная активность и достигнутый уровень физической подготовленности (развития физических качеств), а процесс и результат действия всей совокупности условий жизнедеятельности, средств и методов целенаправленного влияния на физическое развитие человека, включая экологическую деятельность. Физическая культура и здоровье - синонимы, неразрывные в своих реальных проявлениях вещи.
Целью физкультурно-оздоровительной деятельности является сохранение и совершенствование социализированной биологической, природы человека адекватно постоянно меняющимся природным и социальным условиям его существования в рамках генетически
обусловленных природными задатками возможностей индивидуального, физического развития.
Изменения в характере и содержании общественного труда, его интеллектуализации, усложнении экологических и социально-экономических условий, гиподинамия, формирование гармонично развитой личности делают целенаправленное непрерывное рациональное использование человеком средств физической культуры, особенно физических упражнений и спорта обязательным условиям его нормальной жизнедеятельности.
Потребности в здоровье и продолжительности жизни в современных условиях, а вместе с тем и в развитии физической культуры будут определяться темпами и результатами начатых в стране экономических реформ, изменениями в производительных силах и экономической структуре общества, структуре личности, образе жизни людей.
Рыночные производственные отношения стимулируют саморазвитие, самосовершенствование людьми их физических способностей, усиливает использование традиционных и нетрадиционных средств физкультурно-оздоровительной самодеятельности. Но их дальнейшее саморазвитие зависит не только от стихийного давления рыночных сил. Требуется повышение всеобщей физкультурной образованности населения, усиления государственного контроля за происходящими процессами в сфере здоровья детей и взрослого населения, всемерной поддержки всех прогрессивных начинаний.
Разработка физкультурно-оздоровительных программ, принятие эффективных управленческих решений, реализация намечаемых проектов и планов физического воспитания школьников требуют всестороннего научного обоснования, глубокого и разностороннего знания сложившейся ситуации, выявления и четкой формулировки социально-педагогических проблем и практических задач. Предлагаемая читателю монография раскрывает мировоззренческие и методологические основы региональных концепций и программ физического воспитания школьников, актуальные аспекты педагогической технологии физкультурно-оздоровительной деятельности.
Для повышения эффективности физического воспитания школьников в настоящее время уже недостаточно простого дисциплинарного или Эмоционального стимулирования их физической активности в процессе учебных или внеучебных занятий. Сложность и масштабы современной физкультурно-оздоровительной деятельности диктуют необходимость Глубокого и разностороннего научно-теоретического обоснования, разработки и внедрения целостного комплекса эффективных мер, выходящих далеко за рамки общеобразовательной школы и системы образования в целом. Необходимы поиск и применение адекватных форм учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы широкого профиля, специальные методики, последовательно реализующие на практике прогрессивные педагогические принципы.
До сих пор физическое развитие многих школьников происходит в целом стихийно, самопроизвольно, в процессе их непосредственной жизни (учебно-трудовых занятий, спорадических игр и развлечений). Это генетически обусловленное стремление детского организма к физической активности и саморазвитию и постоянно используется людьми как наиболее доступная форма физического воспитания и в недалеком прошлом в основном удовлетворяла потребности в физическом развитии подрастающего поколения. В настоящее время простой спонтанной двигательной активности детей оказывается уже явно не достаточно. Свободную «игру» дремлющих в ребенке и стихийно проявляющихся природных физических сил необходимо дополнять специальной физической подготовкой как в целях ослабления гиподинамии, так и для достижения детьми научно обоснованных параметров физического развития и двигательной подготовленности, предъявляемых современными требованиями к уровню здоровья человека.
В содержание и организацию физического воспитания школьников в связи с этим должны быть внесены существенные изменения и дополнения, повышающие научно-методический уровень преподавания физической культуры, усиливающие роль теоретического знания в разработке и реализации как локальных, так и широкомасштабных региональных программ физкультурно-оздоровительной деятельности.
Иной должна стать теоретико-методологическая и организационно-методическая подготовка и переподготовке преподавателей, тренеров, организаторов физического воспитания и других субъектов физкультурно-оздоровительной деятельности. У многих из них оказывается недостаточно знаний для постановки и реализации комплексных задач современного физического воспитания. В такой переподготовке в настоящее время фактически нуждаются все.
Общество в целом должно овладеть новой физкультурной идеологией, так как совершенствование учебно-воспитательной работы в школе и организацию физической культуры школьников в целом теперь трудно представить без предварительного теоретического осмысления, выявления тенденции и закономерностей, определения ведущих детерминант, системного анализа происходящих многофакторных процессов, логического обоснования принимаемых интегральных решений. Сложность возникающих ситуаций вызывает необходимость специальной методологической (концептуальной) проработки сложившейся ситуации, уточнения общих и конкретных целей предстоящей деятельности с учетом половозрастных, психофизиологических и морфофункциональных особенностей занимающихся, наличия средств для реализации поставленных задач, специфики местных условий учебно-воспитательного процесса.
Концептуальное комплексное (социально-философское, социально-педагогическое, медико-социальное, медико-педагогическое, экономическое, социально-психологическое) обоснование практических действий становится, таким образом, обязательным предварительным условием успешной физкультурно-оздоровительной работы на любом уровне, а методологическая грамотность необходимым качеством не только разработчиков физкультурно-оздоровительных программ, но и каждого рядового работника.
Выявляя социальный смысл физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности школьников, современная научная Концепция развития физической культуры школьников даст возможность рассмотреть проблему формирования физической культуры школьников в целом и по частям, сосредоточить внимание на возможности максимального использования достижения научно-технического прогресса в укреплении здоровья и повышении уровня физического развития подрастающего поколения, поможет кооперации усилий различных субъектов физического воспитания детей и молодежи.
Формирование адекватной системы физического воспитания, оптимизация физкультурно-оздоровительной деятельности детей и учащейся молодежи требует наличия общероссийской, республиканских (областных), городских (районных) концепций развития физической культуры школьников и разработанных на их основе физкультурно-оздоровительных программ, реализуемых через соответствующие государственные и общественные организации, предпринимательские структуры.
Общероссийская Концепция развития физической культуры детей и юношества носит более широкий, рамочный характер. Формулируя единые мировоззренческие принципы и методологические установки, она определяет основные направления развития физической культуры в стране, ставит перед обществом общие социальные задачи и раскрывает способы решения главных проблем, аккумулируя разнопрофильное знание об улучшении здоровья и повышении уровня физической культуры школьников в единую практически значимую теорию.
Региональные концепции развития физической культуры школьников представляют собой многоуровневый интегральный документ уже более конкретного характера. Исходя из единых принципов и положений общероссийской концепции, региональные концепции, интегрируют и дифференцируют содержание проводимой массовой физкультурно-оздоровительной работы согласно определенной иерархии целей и задач развития, учитывая особенности местных условий их реализации.
Создание адекватной современному научно-техническому и социальному прогрессу системы физического воспитания школьников требует существенных изменений в учебно-воспитательном процессе, ус гранения изживших форм и методов практической работы, значительных изменений в учебном и во внеучебном режиме жизнедеятельности учащихся различных возрастов, создания качественно новой физкультурно-оздоровительной инфраструктуры. Нужно внести соответствующие коррективы в программы преподавания физической культуры в школе и содержание внешкольной физкультурно-оздоровительной работы, подготовку и переподготовку кадров, значительно повысить уровень профессиональной компетенции организаторов физической культуры, работников здравоохранения, государственных служащих и предпринимателей, найти более эффективные формы распространения физкультурных знаний среди родителей и общественности.
Работа такого масштаба требует от ее исполнителей хорошего знания теории физической культуры, достижений социальной философии, социологии, биологии, педагогики, медицины и других наук о здоровье и физическом развитии человека, умения видеть педагогические, медицинские и экологические проблемы здоровья через призму социальных потребностей, производственно-экономических и общественных отношений
Организаторы физической культуры и общественность должны иметь четкое представление о современных проблемах физкультурно-оздоровительной деятельности. Это особенно важно в условиях переходного периода, когда условия жизнедеятельности населения резко изменились, а производственная и общественная жизнь предъявляют новые требования к здоровью и физической культуре выпускников общеобразовательных школ.
В настоящее время уже недостаточно ограничиваться лишь частичными (педагогическими или медицинскими) мерами и рекомендациями по совершенствованию преподавания физической культуры в школе, хотя и здесь есть резервы и возможности. Решение проблем физической культуры требует коренных перемен во всей социально-экономической системе, поскольку ее развитие обусловливается, прежде всего, достигнутым уровнем жизни населения, социально-экономическими условиями и обстоятельствами, далеко выходящими за пределы возможностей школ, системы образования и педагогики.
Поэтому предстоящая модернизации сферы здоровья должна коснуться не только преподавания физической культуры в школе, а распространяться на деятельность различных общественных институтов, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Каждый из них должен четко представлять цели и задачи своей деятельности в сфере здоровья школьников, иметь конкретные программы решения поставленных перед ними воспитательных задач, средства их реализации.
Для решения социальных проблем физического воспитания недостаточно лишь педагогического и медицинского знания, усилий врачей и педагогов. Их ведомственные трактовки оказываются здесь явно непригодными. Назрела потребность в комплексных исследованиях и интегральных решениях актуальных задач. В связи с этим особое значение приобретают социологические аспекты совершенствования физического воспитания школьников, позволяющие на более высоком уровне обобщений соединить разнопрофильное знание о человеке в стройную теорию физической культуры.
Результаты социологического и основанного на нем социально-педагогического анализа физкультурных проблем должны вооружить государственные и общественные структуры, политические партии и общественные движения, общественность выводами, положениями и рекомендациями по практическому решению социальных проблем здоровья и
физического развития школьников. Без глубокого осознания органами государственной власти и большинством населения насущных потребностей физическом совершенствовании школьников, понимания современных целей и задач развития физической культуры и рамок возможных преобразований, овладения прогрессивным отечественным опытом и результатами мировой практики невозможны в настоящее время ни принятие адекватных политических решений, ни их реализация.
Предлагаемый социально-педагогический подход, располагая большим арсеналом способов, "методов анализа и обобщений, дает возможность выявить объективные потребности в физическом совершенствовании различных групп школьников с учетом изменений в общественной жизни, ранжировать факторы влияния, дать справедливую оценку эффективности существующей системы физического воспитания. В единстве с медико-педагогическим, социально-педагогический подход помогает, таким образом, достаточно разносторонне исследовать проблемы здоровья школьников, наметить магистральные пути преобразований, основы региональных физкультурно-оздоровительных программ.
С особой ответственностью следует отнестись к социальному обобщению эмпирического материала, уточнению употребляемых понятий, выявлению тенденций и закономерностей, разработке методологических принципов организации физкультурно-оздоровительной деятельности, достоверности выводов, предложений и рекомендаций. Однако многие прежние теоретико-методологические принципы и установки - основы марксистско-ленинской футурологии отвергнуты общественной практикой, а новые еще не созданы.
Кризис марксистско-ленинской социологии не означает, что при разработке физкультурных проблем следует отказаться от материализма и диалектики, позволяющих объективно трактовать происходящие в физкультурном движении явления и процессы, видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Диалектико-материалистическая методология повышает эффективность комплексного социологического изучения и решения физкультурно-оздоровительных проблем и ее надо всемерно использовать в работе.
Очевидно, что модернизацию физического воспитания школьников следует начинать с научной разработки ее теоретико-методологических и организационно-методических основ. Необходимо, прежде всего, социально-философски (социологически) обосновать смысл тех или иных практических Действий, четко сформулировать цели и задачи развития. Субъективистские и волюнтаристские попытки навязать обществу устаревшие или научно не проработанные пути и средства решения физкультурно-оздоровительных проблем абсолютно не допустимы.
Социально-философское, социально-педагогическое, медико-социальное, медико-педагогическое, экономическое, то есть интегральное научное обоснование проблем и предлагаемых мер по их разрешению являются обязательным предварительным условием последующей эффективной физкультурно-оздоровительной работы.
Выявляя действительные потребности в физическом совершенствовании отдельных социальных и половозрастных (типологических) групп школьников, социально-педагогический подход позволяет осуществить индивидуализацию учебно-воспитательной и массовой физкультурно-спортивной работы.
Ценность социально-педагогического подхода состоит в том, что с помощью социологии удается рассмотреть проблему в целом, структурировать ее, выявив социальный смысл предполагаемой деятельности, основные детерминанты развития, сформулировать адекватные социальные цели и задачи совершенствования физического воспитания, а с помощью педагогики определить и практически осуществить наиболее эффективные способы и методы их реализации. Этим устраняется или, по крайней мере, смягчается извечно существующий в физкультурно-оздоровительной деятельности разрыв теории и практики, усиливается их взаимодействие, повышается качественный уровень каждой из них.
Основное внимание теоретиков и практиков сейчас должно быть обращено на преодоление последствий ограниченной трактовки физической культуры, уточнение ее современного социального содержания, разработке на новой теоретико-методологической основе главных направлений комплексного решения проблем. Для этого нужны точно выверенные социально-педагогические формулировки самих физкультурно-оздоровительных проблем, верно отражающих сущность происходящих, процессов, действующих тенденций и закономерностей. Это позволит в каждом конкретном случае видеть реальные перспективы развития и разрабатывать адекватные меры решения многочисленных организационно - практических задач.
Чтобы оградить себя при этом от субъективизма и утопических, проектов, следует опираться на материалистические трактовки общественных процессов. Особенно важно учитывать зависимость физического воспитания от базисных социально-экономических факторов, способа производства.
Нередко при анализе проблем развития физической культуры ограничиваются лишь указанием на нехватку спортивных сооружений, инвентаря, оборудования. Игнорируется тот факт, что современный кризис в сфере здоровья и физической культуры школьников, в том числе и недостаточность материально-технического оснащения физического воспитания, детерминированы базисными факторами, системой существующих социально-экономических условий.
История показывает, что развитие физической культуры общества и формирование тех или иных систем физического воспитания происходит не в отрыве от жизни, по выдумке мечтателей, а обусловливается тем или иным способом производства, функциональным содержанием общественного труда, производственно-экономическими условиями жизни людей.
Обусловленность содержания физического воспитания способом производства определяет его содержание в каждый из периодов развития, характерные черты и отличительные особенности физической культуры в каждом из них.
Учитывая требования технического состояния общественного
производства, функционального содержания труда к физическим
способностям работника и физической культуры общества в целом,
периодизацию истории физической культуры и спорта следует проводить с
учетом доминирующих в определенные периоды развития общества типов
труда (ручного, механизированного, автоматизированного).
Такой подход позволяет научно объяснить содержание физического воспитания в зависимости от конкретных исторических условий, определить факторы, вызывающие появление его новых средств, форм и методов, выявить действительные потребности в физическом совершенствовании определенных социальных и возрастных слоев населения, пути решения назревших проблем.
В настоящее время, например, развитие физической культуры, непосредственно связано с содержанием и результатами экономических Реформ, техническим перевооружением производства и становлением рыночных производственных отношений. Анализ проблем физической культуры школьников вне связи с социально-экономическим развитием страны, уровнем развития производительных сил и экономических отношений неправомерен.
Но, считая материальные условия определяющим фактором, нельзя забывать о важнейшей роли мировоззренческих, идеологических факторов, общественного сознания, политической воли, качественно новой философии физической культуры. Физкультурно-оздоровительные программы, выражая потребности общественного производства и общества в целом, должны одновременно соответствовать осознанным интересам определенных слоев и социальных групп населения. Поддержка и непосредственное сознательное участие людей в намечаемых преобразованиях возможны только в случае, если постановленные задачи актуальны, научно обоснованы.
Многолетние научные наблюдения за происходящими в физкультурном движении явлениями и процессами позволили авторам выявить и; сформулировать основные социально-педагогические проблемы современного физического воспитания школьников, показать возможности и пути их решения на региональном уровне.
Основная трудность при разработке проблем физической культуры школьников заключается в отсутствии надежной теоретической базы, невозможности в рамках традиционных положений и устаревшей терминологии объективно, практически приемлемо объяснить сущность и содержание происходящих в сфере физического воспитания процессов. Существующие теория и методология не позволили дать панораму реальных потребностей в физическом совершенствовании детей и молодежи, дать сравнительный социальный анализ, объективно оценить работу действующих учреждений здравоохранения и физического воспитания, сформулировать региональные и локальные физкультурные задачи развития. Серьезно тормозит текущую практическую работу отсутствие теоретически проработанной концепции развития физической культуры.
Консервативность постулатов, сформулированных ранее в советской теории физического воспитания, ограничивала физическое воспитание школьников диапазоном возможностей общеобразовательной школы, что не позволяло рассмотреть проблемы здоровья и физической культуры школьников в их полном объеме, комплексно анализировать вопросы, выходящих за пределы компетенции педагогики и медицины. Альтернативные направления, том числе и региональные подходы к организации современного физического воспитания школьников, требующие обобщения более высокого уровня, не получали должного научного освещения.
Узковедомственные интерпретации целей и задач физического воспитания привели к потере школой и различными физкультурно-спортивными организациями социального кругозора, ошибкам в определении основных направлений, путей и средств решения многих практических задач.
Хотя считалось, что целью физического воспитания школьников является гармоническое развитие личности, на деле все сводилось главным образом лишь к физической подготовке детей для сдачи определенных нормативов. Использовалось лишь наиболее доступное из средств физической культуры - физические упражнения. Фактически происходила теоретически оправдываемая «эксплуатация» биологической компоненты человеческой природы, природной способности физически совершенствоваться в ответ на запрос, определяемый сиюминутными политическими и экономическими задачами, без учета медико-биологических последствий. Вопрос о необходимости максимального потребления школьниками разнообразных средств физической культуры в целях достижения высоких параметров здоровья и увеличения продолжительности жизни вообще не ставился. Все это не могло не повлиять на рост заболеваемости и сокращение продолжительности жизни населения.
С точки зрения экологии такое отношение к биологической природе людей нуждается в серьезной критике и может квалифицироваться как расхищение природного ресурса человека, богатства его психофизиологической природы.
Физическая подготовка населения до сих пор проводится без учета обусловленности физического развития людей наследственностью, питанием, влиянием окружающих природных или социальных условий, различных компонентов образа жизни. Такая «физкультурно-оздоровительная» деятельность, естественно, не смогла и не могла обеспечить людям стабильного здоровья.
Содержание физического воспитания детей многие десятилетия определялось задачами форсированной физической подготовки в условиях ограниченных материально-технических и кадровых возможностей школы. Принятые в мировой практике стандарты и уровни физического развития, обеспечивающие активную продолжительную жизнь людей, игнорировались.
По крайней мере, до начала 60-х годов типовые здания общеобразовательных школ вообще сдавались в эксплуатацию без спортивных залов, а в последующие десятилетия попыткам самодеятельного создания элементарных спортивных сооружений при школах воздвигались непреодолимые препятствия. Неудовлетворительно было поставлено производство спортивной обуви, одежды, спортивного инвентаря и оборудования. В сознании людей культивировалось, а на практике последовательно осуществлялось примитивное представление о физической культуре школьников только как об их физической подготовленности. Все сводилось к урокам физической культуры в школе, ограниченному стихийному общению детей с природой, спонтанными играми и развлечениями. Спортивная деятельность потеряла свое оздоровительное назначение, получив явно рекордсменский уклон.
Догматизм подцензурной теории физического воспитания препятствовал выявлению недостатков в системе физического воспитания. Ошибки в методологии мешали увидеть связь физической культуры с существующим способом производства, социально-экономической и политической деятельностью, уровнем жизни, здравоохранением, экологической деятельностью и другими факторами. В физкультурное движение проникли априорные, безжизненные формы организации.
Недостатки в организации физической культуры школьников связаны такой проблемой, как отсутствие в регионах необходимой объективно: информации о состоянии их здоровья, физическом развитии, физическое подготовленности, уровне физкультурного образования. Органы здравоохранения и образования, педагогические коллективы и медицинские учреждения сбором и анализом такой информации серьезно не занимались и не занимаются. Значительно затрудняет физкультурно-оздоровительную практическую работу отсутствий логически обработанных материалов, обобщенных характеристик работ: учреждений здравоохранения и физического воспитания. Из-за отсутствия объективной информации за прошлые годы настоящее время трудно установить динамику происходящих в здоровья процессов, выявить действительные потребности в физическом совершенствовании конкретных категорий школьников, прогнозировании тенденции. Это тормозит разработку и осуществление адресных локальных комплексных региональных программ физического воспитания, препятствуют целенаправленному влиянию на развитие физкультурно-массовой работы.
В этих условиях абсолютной необходимостью, важнейшей социально-педагогической проблемой и приоритетной практической социальной задач становится создание постоянно действующего мониторинга здоровья физического развития школьников.
Мониторинг (постоянное врачебно-педагогическое наблюдение четкий контроль) позволит не только судить о здоровье школьников в целом, но и фиксировать реальную взаимосвязь заболеваемости с физическим развитием школьников, активно влиять на показатели здоровья средствами физической культуры через изменения в содержании учебно-воспитательного процесса в школе и физкультурно-оздоровительную внешкольную работу.
Выявляя действительные потребности в физическом совершенствовании конкретных типологических групп школьников, мониторинг дает их количественные и качественные характеристики, позволяет оперативно следить за динамикой происходящих процессов, адресно использовать средства физической культуры в оздоровительных и воспитательных целях.
Из-за отсутствия необходимых информационных материалов учителя физической культуры чаще всего ограничиваются стандартными, унифицированными, а потому и малоэффективными в данных конкретных условиях, общими программами и методиками. При этом индивидуальные особенности конкретных групп занимающихся, местная специфика почти не учитываются. Уроки физической культуры в школе, проводимые «вообще», стали терять академический смысл, а абстрактный характер государственных программ уже привел к тому, что уроки физкультуры нередко становились местом проведения физкультурно неэффективных произвольных подвижных игр и развлечений, а вовсе не временем серьезной работы по воспитанию у школьников необходимых физических качеств, научно обоснованных параметров физического развития.
Хотя в школах эпизодически проводятся так называемые "медосмотры", но их результаты должным образом не обрабатываются, до сведения педагогов и общественности не доводятся и потому практически не влияют на учебный процесс, формирование здорового образа жизни школьников, разработку и реализацию планов социально-экономического развития регионов.
Повсеместно отсутствует также и конкретная информация о влиянии на физическое развитие детей материального положения, состава, быта и образа жизни семей различного социального уровня. Многие родители даже при наличии возможностей не заботятся о создании здорового жизненного режим в семье, не понимают детских физкультурных проблем. Все это пока проходит мимо внимания педагогов, врачей, общественности, средств массовой информации.
1.4. Формирование потребности к занятиям физической культурой
В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся» подчеркнуто значение охраны здоровья детей и подростков, как важнейшего условия оздоровления всего населения.
Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, ее характер и масштабность потребуют значительного времени.
На ближайшие годы первостепенным станет совершенствование действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.
Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания с 1-11 класса должен быть «физически совершенный» человек.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека.
Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.
К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.
Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.
Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей.
Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.
Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.
Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков.
Например, чем лучше у подростка будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее будет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. То же можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства.
Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки.
Чтобы охватить учащихся систематическими занятиями физическими упражнениями в режиме школьного времени, надо привить детям и подросткам потребность к физическому совершенствованию, ежедневным занятиям физическими упражнениями. Осуществление данной задачи требует, прежде всего, усиления воспитательной работы, направленной на формирование у каждого школьника этой потребности. Особое значение воспитательной работы объясняется тем, что потребность - это психологическое состояние, характеризующееся влечением личности к определённым действиям, которые воспринимаются как необходимое условие существования. Таким образом, в процессе воспитания мы планомерно должны формировать у школьников именно такое состояние, которое характеризуется как влечение к занятиям физическими упражнениями с целью развития своих способностей, укрепления здоровья.
Без осознанного желания, стремления самих учащихся совершенствовать свои физические возможности нельзя достаточно успешно осуществлять их физическое воспитание.
Уроки физической культуры, физкультминутки, занятия в спортивных секциях, массовые школьные соревнования имеют явную направленность на то, чтобы приобщить всех учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Большое значение для формирования у учащихся устойчивых убеждений имеют согласованные действия школы и семьи. Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей широко практикуем обсуждение вопросов физического воспитания учащихся на родительских собраниях. Первой частью собрания может быть открытый урок физкультуры, на котором присутствуют родители детей. На уроке можно продемонстрировать упражнения утренней гимнастики, упражнения для домашнего задания, рассматриваются вопросы правильной осанки. Урок строится так, чтобы отцы и матери учащихся хорошо видели и благодаря объяснениям учителя глубоко осознавали задачи совместной работы школы и семьи по физическому воспитанию детей и подростков. Во второй части собрания учитель анализирует физическую подготовленность детей, даёт советы.
Практическое приучение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом в режиме школьного и нешкольного времени является решающим условием выработки у них потребности физического совершенствования.
Потребность формируется через привычку. Ведь привычка - это сформированный навык, выполнение которого стало потребностью. А привычка, как известно, вырабатывается в результате многократного повторения определённого действия, поступка.
Достижению успехов в этом важном деле способствуют спортивно-оздоровительные мероприятия: «Президентские состязания», «Мини-футбол», «Дни здоровья», «Спартианские игры», «Олимпийские недели бега», где принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс.
Названные выше направления достигаются в практике работы школы в тесной связи в едином учебно-воспитательном процессе. Выработка у детей, начиная с первого класса, интереса к процессу выполнения физических упражнений становиться одним их мотивов внутреннего побуждения их к занятиям физической культурой, важным условием для формирования соответствующей потребности.
У младших школьников интерес, как правило, рождает положительные эмоции, вызванные непосредственно самим выполнением упражнений. В средних и старших классах наряду с развитием интереса большое значение приобретает формирование у школьников убеждений, благодаря которым занятия физической культурой воспринимаются как необходимое условие разумно организованной повседневной жизни. Там, где ведётся такая работа, у детей отмечаются положительные изменения в проявлениях своего отношения к физическому совершенствованию. Эти проявления у разных ребят различны, и зависят они от уровня развивающейся потребности. Так у одной группы школьников, в недавнем прошлом равнодушных, появилось влечение к занятиям физическими упражнениями. Они ищут возможности развивать себя в группах ОФП, проявляют большое прилежание и настойчивости на уроках физической культуры.
У другой развилось действенное желание и стремление, путём систематических упражнений, включая самостоятельные занятия дома, достигнуть хорошей успеваемости по физической культуре. У третьей группы подростков укоренилось сильное желание, страсть настойчиво тренироваться, строго соблюдать режим с целью достичь высоких спортивных результатов, завоевать почётные места в соревнованиях.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников;
2. Наблюдение;
3. Анкетирование;
4. Методы математической статистически.
1.Анализ литературных источников. Анализ и обоснование специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществлялся на изучении литературы по теории и методике физического воспитания.
2.В исследовании применялось наблюдение, проводимые «изнутри», т.е. когда исследователь из пассивного наблюдателя превращается в непосредственного участника учебно-тренировочного процесса с одинаковыми для всех занимающихся правами, испытывая на себе все то, что происходит с ними. Зачастую в практике проведения научно-исследовательских работ исследователь сам выступает в роли преподавателя, тренера в группах, где проводится наблюдения, что создает наиболее благоприятные возможности для наблюдений.
3.Анкетирование - процедура заполнения анкеты респондентом. Для повышения качества информации необходимо соблюдать ряд требований, касающихся организации анкетных опросов (выбор объекта, учет ситуации и вида опроса) и правил поведения анкетера на объекте при проведении анкетных опросов.
В анкете было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся таких тем, как:
-владение различными видами спорта (футбол, волейбол, хоккей и т.п.);
-наличие спортивных разрядов;
-занятие в свободное от учебы время.
4. Методы математической статистики. Для обработки полученного экспериментального материала использовались общепринятые методы математической статистики, которые включают в себя измерение средних показателей проводимых проб и помогают оценить результаты исследования.
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось на базе БГПУ им. М. Акмуллы и проходило в несколько этапов:
1-й этап. Анализ научно – методической литературы по выбранной теме. На этом этапе было обработано более 30 литературных источников. Проведение данного этапа предусматривалось с сентября 2009 года по февраль 2010 года.
2-этап. Анкетирование. Проведение второго этапа предусматривалось с октября 2009 года по апрель 2010 года. В исследовании принимали участие 30 учеников.
3-й этап. Проведение второго этапа предусматривалось в мае. Он предполагал выполнение статистической обработки полученных данных эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ специальной и научно-методической литературы показал, что существующие на сегодняшний день разработки и рекомендации не в полной мере отвечают требованиям и требуют доработки. Много недостатков имеется и в организации учебных занятий по физической культуре в школе. Десятилетиями остаются нерешенными проблемы спортивных залов и оборудования, квалификации учителей физической культуры, индивидуальной работы с учащимися и создания социальных медицинских групп для занятий со школьниками, имеющими отклонения в физическом развитии.
Результаты анкетирования были следующими.
Таблица 1
Владение различными видами спорта
Виды спорта | Хорошо владею | Еще плохо | Совсем не владею |
Плавание | 44,3 | 38,9 | 16,8 |
Футбол (юн.) | 21,1 | 27,3 | 48,6 |
Волейбол | 39,9 | 52,5, | 7,6 |
Баскетбол | 37,0 | 46,7 | 16,3 |
Хоккей (юн.) | 3,8 | 22,7 | 63,5 |
Спортивная борьба | 5,9 | 8,8 | 76,9 |
Лыжи | 42,8 | 45,4 | 11,8 |
Тяжелая атлетика (юн) | 13,8 | 20,7 | 65,5 |
Легкая атлетика | 38,9 | 42,9 | 18,2 |
Гимнастика | 41,4 | 30,8 | 27,8 |
Но даже большинство из тех, кто высоко оценил свою спортивную подготовку ("хорошо владею") оказывается, значительно переоценил ее, так их умения и навыки в большинстве своем не соответствуют требованиям даже низших спортивных разрядов. Такие занятия слабо влияют на достижение школьниками необходимых параметров физического развития, дети оказываются недостаточно физически подготовлены к взаимодействию с существующими условиями жизнедеятельности. Это обнаруживается вскоре после окончания ими школы, когда начинают возникать проблемы с их здоровьем из-за недостаточной психофизиологической готовности к учебным или производственным физическим и психическим нагрузкам и перегрузкам. Придя на производство или в вуз, выпускники школ из-за отсутствия необходимых физкультурно-спортивных навыков не в состоянии активно заниматься физической культурой и спортом, в результате чего масштабы физического совершенствования взрослого населения значительно сокращаются. Особенно низок уровень подготовленности школьников в таких жизненно важных видах спорта, как плавание, легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры.
Таблица 2
Наличие спортивных разрядов
Группы | Не имеют спортивных разрядов | Имеют спортивные разряды | |||
юношеский | 3-разряд | 2-разряд | 1-разряд | ||
Девушки | 79,0 | 10,1 | 6,7 | 3,4 | 0,8 |
Юноши | 58,3 | 15,5 | 14,9 | 9,5 | 1,8 |
Особенно тревожит общефизическая и спортивная подготовленность девушек. Так среди выпускниц общеобразовательных школ многие (74,8% опрошенных) не умеют плавать или плавают плохо, 74,6% - бегать на коньках, 52,2% - ходить на лыжах, 65,5% - не подготовлены по легкой атлетике и гимнастике. У юношей отмечаются серьезные проблемы в видах спорта, имеющих важное прикладное значение: 12,4% юношей не умеют плавать, почти половина (43,8 %) - играть в футбол, 28,1% - в волейбол, 45,4% - в баскетбол, 39,6 - в хоккей. В таких специфически "мужских" видах, как борьба, тяжелая атлетика не владеют необходимыми навыками соответственно 81,0 и 58,7% юношей. Чрезвычайно низок процент умеющих бегать на коньках (57,0%), ходить на лыжах (79,3%), имеют подготовку по гимнастике лишь 43,0% опрошенных, по легкой атлетике - 56,2%. Такое положение объясняется не только недостатками в материально-техническом оснащении школ, но в значительной мере организацией самого учебного процесса, отношением к физическому воспитанию органов народного образования, руководителей школ, педагогических коллективов, учителей физической культуры и части родителей.
Таким образом, большинство школьников не имеют достаточных навыков во многих жизненно важных видах физкультурно-спортивной деятельности, систематически не дополучают физическую нагрузку, необходимую для нормального функционирования и развития организма.
Недооценка значения физического воспитания школьника отрицательно влияет на их физическую активность и занятия спортом в свободное время. В приводимой ниже таблице отражены данные использовании школьниками массовых средств физического воспитания внеурочное время.
Таблица 3
Использование средств физического воспитания выпускниками
Виды занятий | Не занимаются | Занимаются эпизодически | Занимаются систематически |
ЛЕТОМ | |||
Купание в реке, загорание | 7,7 | 26,6 | 65,7 |
Выезд за город | 77,8 | 21,7 | 0,5 |
Спортивные игры | 51,6 | 20,7 | 24,7 |
Участие в спортивных соревнованиях | 74,7 | 13,8 | 1,5 |
Занятия в спортивной секции | 75,4 | 18,2 | 6,4 |
Физзарядка | 30,6 | 67,4 | 3,0 |
ЗИМОЙ | |||
Лыжи | 22,6 | 44,8 | 32,6 |
Занятия в спортивной секции | 73,2 | 18,9 | 7,9 |
Спортивные игры | 42,8 | 36,1 | 21,1 |
Физзарядка | 35,5 | 59,8 | 4,7 |
Участие в соревнованиях | 76,8 | 20,2 | 3,0 |
Из таблицы видно, что систематическими занятиями физическими упражнениями и спортом с необходимой для нормальной жизнедеятельности частотой и интенсивностью охвачено сравнительно небольшое число школьников. Нами подсчитано, что систематически и в необходимом объеме занимаются физическими упражнениями и спортом около 11,0% учащихся, в то время как остальная часть ограничивается в лучшем случае двумя уроками физической культуры в неделю, часто при малой их динамической насыщенности.
Уроки физического воспитания во многих школах до сих пор считаются второстепенными и не всегда посещаются школьниками. Лишь 60,0% опрошенных выпускников показали, что регулярно посещают занятия по физической культуре, так как не вызывают интереса, не прививают детям желания к повседневной физической активности.
Исследования, таким образом, показывают, что большинство школьников недостаточно физически развиты, у них нет умений и навыков во многих жизненно важных видах физкультурно-спортивной деятельности, многие из них систематически не получают необходимой физической нагрузки, находятся в состоянии хронической гиподинамии. Все это отрицательно сказывается на здоровье, структуре и динамике заболеваемости, физической дееспособности юношей и девушек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы показал, что разработка физкультурно-оздоровительных программ, принятие эффективных управленческих решений, реализация намечаемых проектов и планов физического воспитания школьников требуют всестороннего научного обоснования, глубокого и разностороннего знания сложившейся ситуации, выявления и четкой формулировки социально-педагогических проблем и практических задач.
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой, главной целью - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.
Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять администрацией, учителями физического воспитания, в данную работу должен включиться весь педагогический коллектив школы, однако эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.
Исходя из результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что большинство школьников недостаточно физически развиты, у них нет умений и навыков во многих жизненно важных видах физкультурно-спортивной деятельности, многие из них систематически не получают необходимой физической нагрузки, находятся в состоянии хронической гиподинамии. Все это отрицательно сказывается на здоровье, структуре и динамике заболеваемости, физической дееспособности юношей и девушек.
Таким образом, в процессе воспитания мы планомерно должны формировать у школьников именно такое состояние, которое характеризуется как влечение к занятиям физическими упражнениями с целью развития своих способностей, укрепления здоровья. Без осознанного желания, стремления самих учащихся совершенствовать свои физические возможности нельзя достаточно успешно осуществлять их физическое воспитание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 223 с.
Боген М. М. Обучение двигательным действиям.— М.: Физкультура и спорт, 1985.— 192 с.
Г.В. Бондаренкова, Н.И. Коваленко, А.Ю. Уточкин «Физкультура» Волгоград 2004 год.
Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.
М.В. Видякин «Начинающему учителю физкультуры» Волгоград 2002 год.
М.В. Видякин «Внеклассные мероприятия по физкультуре» Волгоград 2004 год.
Валиахметов Р. М. здоровье и физическая культура школьников: региональные проблемы физического воспитания. – Уфа, 2002.
Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – К.: Здоров`я, 1981. – 120 с.
Гужаловский А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.— Минск: Нар. освiта, 1978.—88 с.
Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970.—148 с.
В.Я. Игнатьева «Только вперед» «Физкультура и спорт».
Изаак В.И., Набиев Т.Э. «Физкультура в вузе» Ташкент 2005 год.
Игнатьева В.Я., Петрачева И.В., Гамаун А., Иванова С.В. Анализ соревновательной деятельности мужских команд высокой квалификации. Методическое пособие для тренеров, спортсменов и студентов учебных заведений по физической культуре. Москва, 2008.
Игнатьева В.Я., Ализар Т.А., Гамаун А. Анализ соревновательной деятельности женских и мужских вратарей высокой квалификации. Методическое пособие для тренеров, спортсменов и студентов учебных заведений по физической культуре. Москва, 2008.
Игнатьева В.Я. Применение комплексных средств для повышения качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Москва, 2008.
Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка спортсменов в детско-юношеских спортивных школах: М.: Советский спорт, Метод. пособие. - 216 с.
Игнатьева В.Я., Тхорев В.И., Петрачева И.В.; под общ. ред..Игнатьевой В.Я. Подготовка юношей на этапе высшего спортивного мастерства : учеб. пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева; под общ. ред. В.Я. Игнатьевой. – М.: Физическая культура, 2005. - 276 с. ISBN 5-9746-0004-
Лебедь Ф."Формула игры": Общая теория спортивных игр, обучение и тренировка / Ф.Лебедь; ВолГУ, Россия, Акад. пед. колледж им. семьи Кэй, Беэр-Шева, Израиль. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. - 392 с.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебн. пос. для ИФК. - М.: ФиС, 2006г.
Николич А.,Параносич В «Здоровье детей» Москва.
Павлов Ш.,.Абдурахманов Ф, Акрамов Ж. «Физкульт-ура» Ташкент 2005 год.
Правила соревнований по гандболу Россия 2006 год.
23. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред., Круцевич Т.Ю. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
24. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. – 374 с.
25. Филин В.П., Фомин Н. Н. Основы юношеского спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1980.—255 с.
26. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания» Москва “Академия”2002.
27. Найминова Э «Физкультура» Ростов -на- Дону 2003 год.
28. Масленников, С. М. Родительский час в спортивном зале /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.- 2000.- № 1. - 54с.
29. Матвеев, Л.П. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. - М., 2001. – 65 с.
30. Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 169,190,209,229 с.
31. Матвеева, О. П. - Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 2001.-215с.
32. Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. ТII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2001.-173с.
33. Морозов, О. В. Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. - 2002.- № 5.- 41с.
34. Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 2002.- 34 с.
35. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. – М.: Академия, 2000. – 72 с.
36. Портных, Ю. И. - Спортивные игры и методика преподавания: Учебное пособие /Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 2006.-219с.
37. Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 2001. – 43 с.
38. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 2003.- С. 32.
39. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 2003.- 24с.
40. Скворцов, Г. И. - Допрофессиональная подготовка учащихся 5-6 специализированных спортивных