«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Нельзя не согласится с тем, что начальная школа, это начало пути, в том числе пути закладывания мысли, как этот путь будет начат, настолько думающих подростков мы получим, соответственно из этого и сложится наше общее будущее.
Самое молодое направление компетенций российского образования, которое было включено в ФГОС в 2018 году. Глобальная компетенция – это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных навыков.
Формирование глобальных компетенций в современном образовании очень актуально. Оно определено осознанием вызовов времени, отбором компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе. На данный отбор повлияли некоторые факторы, взаимосвязанные и взаимозависимые.
1. Необходимость ориентироваться на будущее всего земного сообщества.
2. Специфика социально-экономического развития современного общества.
3. Возрастание роли комплексов умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, важных во всякой профессии.
4. Динамизм, ускорение изменений во всех сферах жизни.
5. Необходимость модернизации содержания образования, поиск баланса между предметным и метапредметным содержанием образования.
6. Поиск новых подходов к социализации школьников.
Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами:
Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий. В работах PISA он представлен и оценивается комплексным заданием. Когнитивные умения – это главные аналитическое и критическое мышление. Оценивается также комплексным заданием. Отношения – открытое, эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях. Общечеловеческие ценности – ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом. Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.
Особенности направления глобальных компетенций в рамках функциональной грамотности.
1. Отсутствие предмета «Глобальные компетенции», метапредметное содержание включено в предметы география, обществознание, литературное чтение, окружающий мир, история.
2. В процессе формирования глобальных компетенций достигаются личностные образовательные результаты («soft skills»)
3. Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов, на уровне социально-значимых ценностей, на организационном уровне. Она предполагает командную работу и взаимодействие всех участников образовательного процесса на уроках и вне уроков на предметном, меж-и метапредметном уровне, организацию воспитательной работы в школе, деятельность родителей (запрос системы образования, мотивация ребенка, поддержка, непосредственная помощь ребенку и учителю)
4. Непосредственная ориентация на «soft skills», связь с воспитательной работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием.
5. Необходимость создания комплексных заданий, учитывающих отечественный опыт и особенности российского социума, которые позволят формировать глобальные компетенции в российских школах.
Какова же роль школы в формировании глобальных компетенций. В первую очередь это создание условий: для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира; для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия; для формирования аналитического и критического мышления школьников.
В чем смысл глобальной компетентности! Глобальные компетенции не формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о глобальном с малого и есть основная задача начальной школы.
Содержательные аспекты формирования «глобальных компетенций» в начальной школе.
Знания глобальных проблем:
Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем
Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях.
Изменение климата;
Мировой океан, вода;
Здоровьесбережение, питание;
Права человека, образование.
Данные аспекты формируются в основном на уроках окружающего мира.
Знания в области межкультурных взаимодействий
Традиции и обычаи
Передача социального опыта
Воспитание и самовоспитание
Патриотическое образование
Гражданское воспитание
Данные аспекты более актуальны для уроков литературного чтения