СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учеников глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глобальные компетенции

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учеников глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности»

«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Нельзя не согласится с тем, что начальная школа, это начало пути, в том числе пути закладывания мысли, как этот путь будет начат, настолько думающих подростков мы получим, соответственно из этого и сложится наше общее будущее.

Самое молодое направление компетенций российского образования, которое было включено в ФГОС в 2018 году.  Глобальная компетенция – это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных навыков.

Формирование глобальных компетенций в современном образовании очень актуально. Оно определено осознанием вызовов времени, отбором компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе.  На данный отбор повлияли некоторые факторы, взаимосвязанные и взаимозависимые.

1. Необходимость ориентироваться на будущее всего земного сообщества.

2. Специфика социально-экономического развития современного общества.

3. Возрастание роли комплексов умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, важных во всякой профессии.

4. Динамизм, ускорение изменений во всех сферах жизни.

5. Необходимость модернизации содержания образования, поиск баланса между предметным и метапредметным содержанием образования.

6. Поиск новых подходов к социализации школьников.

Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами:

Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий. В работах PISA он представлен и оценивается комплексным заданием. Когнитивные умения – это главные аналитическое и критическое мышление. Оценивается также комплексным заданием. Отношения – открытое, эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях.  Общечеловеческие ценности – ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом. Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.

Особенности направления глобальных компетенций в рамках функциональной грамотности.

1. Отсутствие предмета «Глобальные компетенции», метапредметное содержание включено в предметы география, обществознание, литературное чтение, окружающий мир, история.

2. В процессе формирования глобальных компетенций достигаются личностные образовательные результаты («soft skills»)

3. Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов, на уровне социально-значимых ценностей, на организационном уровне. Она предполагает командную работу и взаимодействие всех участников образовательного процесса на уроках и вне уроков на предметном, меж-и метапредметном уровне, организацию воспитательной работы в школе, деятельность родителей (запрос системы образования, мотивация ребенка, поддержка, непосредственная помощь ребенку и учителю)

4. Непосредственная ориентация на «soft skills», связь с воспитательной работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием.

5. Необходимость создания комплексных заданий, учитывающих отечественный опыт и особенности российского социума, которые позволят формировать глобальные компетенции в российских школах.

Какова же роль школы в формировании глобальных компетенций. В первую очередь это создание условий: для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира; для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия; для формирования аналитического и критического мышления школьников.

В чем смысл глобальной компетентности!   Глобальные компетенции не формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о глобальном с малого и есть основная задача начальной школы.

Содержательные аспекты формирования «глобальных компетенций» в начальной школе.

Знания глобальных проблем:

  1. Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем

  2. Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях.

  3.  Изменение климата;

  4.  Мировой океан, вода;

  5.  Здоровьесбережение, питание;

  6.  Права человека, образование.

Данные аспекты формируются в основном на уроках окружающего мира.

Знания в области межкультурных взаимодействий

  1. Традиции и обычаи

  2.  Передача социального опыта

  3.  Воспитание и самовоспитание

  4.  Патриотическое образование

  5. Гражданское воспитание

Данные аспекты более актуальны для уроков литературного чтения