Если услышишь - забудешь, увидишь - запомнишь, а сделаешь сам - тогда поймешь.
Формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности обучающихся. Учитель биологии МБОУ СОШ №33 им. З. Калоева Павлова В.В.
- В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”.
- В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”.
- В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика
(ценностно-смысловых ориентаций, знаний,
умений, навыков, способностей),
обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
способности
знания
ценностно-
смысловые
ориентации
компетенция
навыки
умения
Наиболее важные ключевые компетенции:
ценностно-смысловые
общекультурные
учебно-познавательные
коммуникативные
информационные
социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования
сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой.
Информационно-коммуникативные компетенции
Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, анализировать результаты деятельности.
На каждом учебном занятии вводятся новые биологические термины. На уроках оценивается умение учащегося грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов.
Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по изученному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.
Компетенции, применяемые на уроках биологии
- 1 . Информационные компетенции. При помощи таких объектов как компьютер и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет), у учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее. 2. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков (русского и английского), способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задавать вопросы, выслушивать оппонента, вести дискуссию и др. Для формирования данных компетенций в учебном процессе используются реальные объекты коммуникации и способы работы с ними.
Информационная компетентность
Актуализация
информационной
насыщенности
Анализ лекционного материала
Работа с текстом учебника
Использование иных источников информации
Анализ исторических источников
Коммуникативная компетентность
.
Развитие
коммуникационной
направленности
Ролевые игры
«Дебаты»
Деловые игры
Групповая работа
Ролевые игры
Совместный урок с учителем химии по теме: «Витамины» в 8 «А» классе.
У обучающихся в данной работе формируются коммуникативные компетенции :
- умение быстро объединиться в группы по интересам, учитывая возможности и особенности своих товарищей.
- умение правильно организовать работу в группе, распределить четко обязанности между всеми её членами.
- умение, получив задание, увидеть в нем конечную цель, выделить главное, определить последовательность выполнения работы.
- умение составить план ответа, из большого объема информации выделить главную суть и передать её в виде презентации своей группы .
Мастер-классы в СОГУ
Мастер-класс в СОГУ
Групповая работа
Формирование навыков сотрудничества и эффективной коммуникации
Озвучивание
самостоятельных
идей
.
Аргументирование
Нахождение
компромисса
Разработка
общей
позиции
Юные экологи
Посвящение в юные экологи
Уроки экологии по «Экоклассу»
Экоурок «Хранители воды»
Экоурок «Волга»
Основа системы личностно-ориентированного обучения
- Для создание психолого-педагогических условий для полного усвоения и учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться можно применять личностно-ориентированное обучение
Составляющие самостоятельной деятельности ученика
В целях положительного результата опыта, целесообразно систематически включать самостоятельную работу в учебный процесс на разных этапах урока, в том числе и в ходе усвоения нового материала. В результате, учащиеся быстро осваивают ее, для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ, школьники затрачивают значительно меньше времени, это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение других задач на уроке.
Проектная деятельность
ЛОШАДЬ:САМЫЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ И ПОМОЩНИК
Автор работы : Даурова Сюзанна
Проектная деятельность
Интервью с кандидатом биологических наук Павлом Вейнбергом в центральной научной библиотеке города Владикавказ.
Леопардам быть!
(Реинтродукция леопарда в Осетии)
Для развития учебно-познавательных компетенций необходимо:
- Развитие у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности Развитие потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов. Развитие внимания, воображения настойчивости, ответственности.
- Развитие у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности
- Развитие потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.
- Развитие внимания, воображения настойчивости, ответственности.
СИНКВЕЙНЫ
- Животные.
- Одноклеточные, многоклеточные, хищные и травоядные.
- Двигаются, размножаются, добывают еду.
- В природе являются гетеротрофами.
- Изучает их зоология.
- Фауна Земли.
Таксономия Бенджамина Блума
это иерархически взаимосвязанная система (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение
- система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.)
Б. Блум (1913 —1999гг.), американский психолог методов обучения
Таксономия Б. Блума
- Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера
- Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией
- Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания
Мышление высокого уровня
Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Мышление низкого уровня
Понимание
Знание
- Конкретного материала
- Терминологии
- Фактов
- Способов и средств обращения с конкретным материалом
- Определений
- Тенденций и результатов
- Системы понятий и категорий
- Критериев
- Методологии
- Универсальных понятий данной области знаний
- Законов и обобщений
- Теорий и структур
Знание
Объяснение
Интерпретация
Понимание
Знание
Применение знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях
Использование
Понимание
Знание
Элементов, взаимосвязей, принципов построения
Частей целого и взаимосвязи между ними
Анализ
Нарушений в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных
Использование
Понимание
Знание
Знаний из нескольких областей
Экспериментирование
Синтез
Анализ
Творческая переработка информации для создания нового целого
Использование
Понимание
Знание
Суждение на основе имеющихся данных
Оценка
Суждение на основе внешних критериев
Синтез
Анализ
Видение различий между фактами и оценочными суждениями
Использование
Понимание
Знание
Примеры заданий
представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
создать, придумать дизайн, разработать, составить план
проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
применить, проиллюстрировать, решить
описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Рефлексия и мотивация
Рефлексия
Сухомлинский В.А. « Трудные дети»
- «Подлинный смысл педагогики
-
- заключается в том, чтобы даже
-
- человек, которому трудно то,
-
- что посильно другим, не чувствовал
-
- себя неполноценным, испытывал
-
- высокую человеческую радость,
-
- радость познания, радость
-
- интеллектуального труда,
-
- радость творчества».
-
- Сухомлинский В.А. « Трудные дети»
-
-