СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование универсальных учебных действий при обучении математике, как средство реализации ФГОС ООО"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий при оучении математике, как средство реализации ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«"Формирование универсальных учебных действий при обучении математике, как средство реализации ФГОС ООО"»

Методическая разработка ДПП ПП  Теория и методика обучения учебной дисциплине.  «Формирование универсальных учебных действий при обучении математике,  как средство реализации ФГОС ООО» Слушателя группы ТМ - 24 д Зилотиной Ольги Михайловны

Методическая разработка ДПП ПП Теория и методика обучения учебной дисциплине. «Формирование универсальных учебных действий при обучении математике, как средство реализации ФГОС ООО»

Слушателя группы ТМ - 24 д

Зилотиной Ольги Михайловны

«Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»  — Георг Зиммель « Великая цель образования – это не знания, а действия »  — Герберт Спенсер

«Человек образованный — тот,

кто знает, где найти то, чего он не знает»

Георг Зиммель

« Великая цель образования – это не знания, а действия »

Герберт Спенсер

Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию. УУД - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли.

Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию.

УУД - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Логика развития УУД строится по формуле:

от действия к мысли.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Познавательные - это система способов познания окружающего мира, направленные на развитие умений мыслить и работать с информацией в современном мире. Регулятивные - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Коммуникативные - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Личностные - система ценностных ориентаций школьника (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Познавательные - это система способов познания окружающего мира, направленные на развитие умений мыслить и работать с информацией в современном мире.
  • Регулятивные - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
  • Коммуникативные - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
  • Личностные - система ценностных ориентаций школьника (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся  познавательных универсальных учебных действий .

В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий .

Познавательные УУД:   Формулирование цели Поиск и выделение необходимой информации Выбор наиболее эффективных способов решения задач Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Подведение под понятие, выведение следствий Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений Выдвижение гипотез и их обоснование Самостоятельное создание способов решения проблем различного характера

Познавательные УУД:

  • Формулирование цели
  • Поиск и выделение необходимой информации
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
  • Подведение под понятие, выведение следствий
  • Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
  • Выдвижение гипотез и их обоснование
  • Самостоятельное создание способов решения проблем различного характера
Виды заданий, формирующие познавательные УУД:   «Найди отличия» (можно задать их количество) «Поиск лишнего» «Лабиринты» «Упорядочивание» «Цепочки» «Хитроумные решения» «Составить схем-опор» «Работать с разного вида таблицами» «Составить и распознать диаграммы»

Виды заданий, формирующие познавательные УУД:

  • «Найди отличия» (можно задать их количество)
  • «Поиск лишнего»
  • «Лабиринты»
  • «Упорядочивание»
  • «Цепочки»
  • «Хитроумные решения»
  • «Составить схем-опор»
  • «Работать с разного вида таблицами»
  • «Составить и распознать диаграммы»
Результат: Умение находить литературу Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Умение выявлять причины и следствия явлений Умение делать выводы Умение использовать полученную информацию в проектной деятельности Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ Составлять план текста Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде

Результат:

  • Умение находить литературу
  • Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
  • Умение выявлять причины и следствия явлений
  • Умение делать выводы
  • Умение использовать полученную информацию в проектной деятельности
  • Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ
  • Составлять план текста
  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде
Регулятивные УУД : Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция

Регулятивные УУД :

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:  «Найти информацию в предложенных источниках»  «Взаимоконтроль»  «Взаимный диктант»  «Диспут»  «Заучивать материал наизусть в классе»  «Ищу ошибки»  «Контрольный опрос на определенную проблему»

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:

  • «Найти информацию в предложенных источниках»
  • «Взаимоконтроль»
  • «Взаимный диктант»
  • «Диспут»
  • «Заучивать материал наизусть в классе»
  • «Ищу ошибки»
  • «Контрольный опрос на определенную проблему»
Результат:  Составлять план выполнения проекта  Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки  В ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам

Результат:

  • Составлять план выполнения проекта
  • Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки
  • В ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам
Коммуникативные УУД:  Учить сотрудничеству с учителем и сверстниками  Умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  Разрешению конфликтов  Управлению поведением партнера

Коммуникативные УУД:

  • Учить сотрудничеству с учителем и сверстниками
  • Умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
  • Разрешению конфликтов
  • Управлению поведением партнера
Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД: Составить задание партнеру; Оценка работы товарища; Организовать групповую работу по составлению кроссворда; Выполнить задания «отгадай, о ком говорим»; Сформулировать вопросы для обратной связи в диалоговое слушание; «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД:

  • Составить задание партнеру;
  • Оценка работы товарища;
  • Организовать групповую работу по составлению кроссворда;
  • Выполнить задания «отгадай, о ком говорим»;
  • Сформулировать вопросы для обратной связи в диалоговое слушание;
  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Результат:  Умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее  Умения подтверждать аргументы фактами  Критичного отношения к своему мнению  Понимать точку зрения другого (в том числе автора)  Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)  Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений

Результат:

  • Умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее
  • Умения подтверждать аргументы фактами
  • Критичного отношения к своему мнению
  • Понимать точку зрения другого (в том числе автора)
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений
Личностные УУД:  Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение  Смыслообразование  Нравственно-этическая ориентация Виды заданий, формирующие личностные УУД:  Участвовать в проектах  Подводить итоги урока  Выполнять творческие задания  Развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие  Давать самооценку событию, происшествию  Оформлять дневник достижений

Личностные УУД:

  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
  • Смыслообразование
  • Нравственно-этическая ориентация

Виды заданий, формирующие личностные УУД:

  • Участвовать в проектах
  • Подводить итоги урока
  • Выполнять творческие задания
  • Развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие
  • Давать самооценку событию, происшествию
  • Оформлять дневник достижений
Результат: Оценивать и объяснять поступки Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми Объяснять самому себе: свои некоторые черты характера; свои отдельные ближайшие цели саморазвития; свои наиболее заметные достижения Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений Осуществлять добрые дела Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта

Результат:

  • Оценивать и объяснять поступки
  • Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
  • Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
  • Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми
  • Объяснять самому себе: свои некоторые черты характера; свои отдельные ближайшие цели саморазвития; свои наиболее заметные достижения
  • Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
  • Осуществлять добрые дела
  • Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
Задача 1: В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду? Решение: 1 способ.  2 способ. (7 + 5) · 10 = 120  7 · 10 + 5 · 10 = 120  Ответ: 120 деревьев. Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса. После решения задачи учащимся предлагаем самостоятельно сравнить: а) первые способы решения задачи; б) вторые способы решения задач; в) выражения, полученные при решении двух задач первым способом и вторым способом;

Задача 1:

В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду?

Решение:

1 способ. 2 способ.

(7 + 5) · 10 = 120 7 · 10 + 5 · 10 = 120

Ответ: 120 деревьев.

Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса.

После решения задачи учащимся предлагаем самостоятельно сравнить:

а) первые способы решения задачи;

б) вторые способы решения задач;

в) выражения, полученные при решении двух задач первым способом и вторым способом;

В результате такого сравнения учащиеся с помощью учителя приходят к выводам, что можно сделать такую запись: (7 + 5) · 10 = 7 ·10 + 5 ·10. (80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3 и т.д. Далее учитель предлагает заменить одинаковые цифры в полученных выражениях одинаковыми буквами. В результате получается формула распределительного закона умножения относительно сложения: (а + в) · с = ас + вс Далее, ученики с помощью учителя формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона, так как он облегчает вычисления.

В результате такого сравнения учащиеся с помощью учителя приходят к выводам, что можно сделать такую запись:

(7 + 5) · 10 = 7 ·10 + 5 ·10.

(80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3 и т.д.

Далее учитель предлагает заменить одинаковые цифры в полученных выражениях одинаковыми буквами. В результате получается формула распределительного закона умножения относительно сложения:

(а + в) · с = ас + вс

Далее, ученики с помощью учителя формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона, так как он облегчает вычисления.

При выполнении данного задания формируются познавательные УУД: анализ текста задачи структурирование информации в тексте задачи определение способов решения задачи сравнение способов решения обобщение перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное)

При выполнении данного задания формируются познавательные УУД:

  • анализ текста задачи
  • структурирование информации в тексте задачи
  • определение способов решения задачи
  • сравнение способов решения
  • обобщение
  • перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное)
Задача 2: Найти верное решение. Объяснить свой выбор. Сделать проверку. При выполнении данного задания формируются регулятивные УУД: Контроль в форме сравнения способа действия и его результата, с целью обнаружения ошибки и внесение необходимых изменений.

Задача 2:

Найти верное решение. Объяснить свой выбор. Сделать проверку.

При выполнении данного задания формируются регулятивные УУД:

Контроль в форме сравнения способа действия и его результата, с целью обнаружения ошибки и внесение необходимых изменений.

Задача 3: Игра «Морской бой». Тема «Действия с десятичными дробями». (В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).

Задача 3:

Игра «Морской бой».

Тема «Действия с десятичными дробями». (В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).

Правила игры: 1. Класс делится на две команды. 2. Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10 . Команды на этих листочках расставляют свои корабли ( 10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды. 3. Выбор первого хода. Ведущий задает вопрос: « Какую дробь называют десятичной?» Команда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода. 4. При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненые». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам. 5. Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.

Правила игры:

1. Класс делится на две команды.

2. Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10 . Команды на этих листочках расставляют свои корабли ( 10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды.

3. Выбор первого хода. Ведущий задает вопрос: « Какую дробь называют десятичной?» Команда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода.

4. При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненые». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам.

5. Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.

Вопросы: 1. Как сложить две десятичные дроби? 2. Как вычесть из одной десятичной дроби другую десятичную дробь? 3. Прочитайте дробь 345,17809. 4. Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему? 5. Назовите разряды в дроби 12507,021354. 6. Как перемножить две десятичные дроби? 7. Как разделить десятичную дробь на натуральное число? 8. Вычислите: 2,43*0,2. 9. Как разделить одну десятичную дробь на другую десятичную дробь? 10.Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.? 11.Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?

Вопросы:

1. Как сложить две десятичные дроби?

2. Как вычесть из одной десятичной дроби другую десятичную дробь?

3. Прочитайте дробь 345,17809.

4. Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему?

5. Назовите разряды в дроби 12507,021354.

6. Как перемножить две десятичные дроби?

7. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

8. Вычислите: 2,43*0,2.

9. Как разделить одну десятичную дробь на другую десятичную дробь?

10.Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?

11.Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?

Вопросы: 12.Найдите значение выражения: 12,035*100. 13.Найдите значение выражения: 57,35:1000 14.Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.? 15.Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.? 16. Вычислите: 6,52*0,01. 17. Вычислите: 7,32106:0,001. 18. Найдите значение выражения: 2,148:0,2. 19. Решите уравнение : 4,5х=90. 20. Найдите значение выражения: 0,02:0,001*10. При выполнении данного задания формируются коммуникативные УУД:  сотрудничество в поиске и сборе информации  умение точно и грамотно выражать свои мысли  выслушивать мнение членов команды, не перебивая  принятие коллективного решения.

Вопросы:

12.Найдите значение выражения: 12,035*100.

13.Найдите значение выражения: 57,35:1000

14.Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?

15.Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?

16. Вычислите: 6,52*0,01.

17. Вычислите: 7,32106:0,001.

18. Найдите значение выражения: 2,148:0,2.

19. Решите уравнение : 4,5х=90.

20. Найдите значение выражения: 0,02:0,001*10.

При выполнении данного задания формируются коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации умение точно и грамотно выражать свои мысли выслушивать мнение членов команды, не перебивая принятие коллективного решения.

Весь спектр УУД формируются при выполнении заданий на моделирование реальных жизненных ситуаций.   Задача 4: Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700г напитка? Вопрос задачи – создание проблемной ситуации учителем.

Весь спектр УУД формируются при выполнении заданий на моделирование реальных жизненных ситуаций.

Задача 4:

Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды.

Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700г напитка?

Вопрос задачи – создание проблемной ситуации учителем.

Данное задание развивает в комплексе следующие УУД: Личностные УУД – проявление внимания, интереса, желания больше узнать, ученик увязывает задание с реальными жизненными ситуациями.  Познавательные УУД – соотнесение известной и неизвестной информации; структурирование знаний от того, что имеем для того, что нужно найти, умение извлекать информацию из данного текста задания, выстраивание логической цепочки рассуждения.  Регулятивные УУД – поиск решения – составление плана, составление модели уравнения, решение задачи, выполнение проверки решения – определение степени успешности выполнения своей работы.  Коммуникативные УУД – развитие способности у учащихся выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Данное задание развивает в комплексе следующие УУД:

  • Личностные УУД – проявление внимания, интереса, желания больше узнать, ученик увязывает задание с реальными жизненными ситуациями. Познавательные УУД – соотнесение известной и неизвестной информации; структурирование знаний от того, что имеем для того, что нужно найти, умение извлекать информацию из данного текста задания, выстраивание логической цепочки рассуждения. Регулятивные УУД – поиск решения – составление плана, составление модели уравнения, решение задачи, выполнение проверки решения – определение степени успешности выполнения своей работы. Коммуникативные УУД – развитие способности у учащихся выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Вывод Таким образом, овладение УУД на всех этапах урока, при выполнении разных видов заданий ведёт к овладению компетенции «умение учиться», что позволит ученикам использовать свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни.

Вывод

Таким образом, овладение УУД на всех этапах урока, при выполнении разных видов заданий ведёт к овладению компетенции «умение учиться», что позволит ученикам использовать свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни.