Методическая разработка ДПП ПП Теория и методика обучения учебной дисциплине. «Формирование универсальных учебных действий при обучении математике, как средство реализации ФГОС ООО»
Слушателя группы ТМ - 24 д
Зилотиной Ольги Михайловны
«Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то, чего он не знает»
— Георг Зиммель
« Великая цель образования – это не знания, а действия »
— Герберт Спенсер
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию.
УУД - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Логика развития УУД строится по формуле:
от действия к мысли.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
- Познавательные - это система способов познания окружающего мира, направленные на развитие умений мыслить и работать с информацией в современном мире.
- Регулятивные - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
- Коммуникативные - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
- Личностные - система ценностных ориентаций школьника (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий .
Познавательные УУД:
- Формулирование цели
- Поиск и выделение необходимой информации
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач
- Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
- Подведение под понятие, выведение следствий
- Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
- Выдвижение гипотез и их обоснование
- Самостоятельное создание способов решения проблем различного характера
Виды заданий, формирующие познавательные УУД:
- «Найди отличия» (можно задать их количество)
- «Поиск лишнего»
- «Лабиринты»
- «Упорядочивание»
- «Цепочки»
- «Хитроумные решения»
- «Составить схем-опор»
- «Работать с разного вида таблицами»
- «Составить и распознать диаграммы»
Результат:
- Умение находить литературу
- Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
- Умение выявлять причины и следствия явлений
- Умение делать выводы
- Умение использовать полученную информацию в проектной деятельности
- Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ
- Составлять план текста
- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде
Регулятивные УУД :
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль
- Коррекция
- Оценка
- Саморегуляция
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:
- «Найти информацию в предложенных источниках»
- «Взаимоконтроль»
- «Взаимный диктант»
- «Диспут»
- «Заучивать материал наизусть в классе»
- «Ищу ошибки»
- «Контрольный опрос на определенную проблему»
Результат:
- Составлять план выполнения проекта
- Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки
- В ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам
Коммуникативные УУД:
- Учить сотрудничеству с учителем и сверстниками
- Умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- Разрешению конфликтов
- Управлению поведением партнера
Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД:
- Составить задание партнеру;
- Оценка работы товарища;
- Организовать групповую работу по составлению кроссворда;
- Выполнить задания «отгадай, о ком говорим»;
- Сформулировать вопросы для обратной связи в диалоговое слушание;
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Результат:
- Умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее
- Умения подтверждать аргументы фактами
- Критичного отношения к своему мнению
- Понимать точку зрения другого (в том числе автора)
- Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений
Личностные УУД:
- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
- Смыслообразование
- Нравственно-этическая ориентация
Виды заданий, формирующие личностные УУД:
- Участвовать в проектах
- Подводить итоги урока
- Выполнять творческие задания
- Развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие
- Давать самооценку событию, происшествию
- Оформлять дневник достижений
Результат:
- Оценивать и объяснять поступки
- Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
- Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
- Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми
- Объяснять самому себе: свои некоторые черты характера; свои отдельные ближайшие цели саморазвития; свои наиболее заметные достижения
- Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
- Осуществлять добрые дела
- Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
Задача 1:
В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду?
Решение:
1 способ. 2 способ.
(7 + 5) · 10 = 120 7 · 10 + 5 · 10 = 120
Ответ: 120 деревьев.
Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса.
После решения задачи учащимся предлагаем самостоятельно сравнить:
а) первые способы решения задачи;
б) вторые способы решения задач;
в) выражения, полученные при решении двух задач первым способом и вторым способом;
В результате такого сравнения учащиеся с помощью учителя приходят к выводам, что можно сделать такую запись:
(7 + 5) · 10 = 7 ·10 + 5 ·10.
(80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3 и т.д.
Далее учитель предлагает заменить одинаковые цифры в полученных выражениях одинаковыми буквами. В результате получается формула распределительного закона умножения относительно сложения:
(а + в) · с = ас + вс
Далее, ученики с помощью учителя формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона, так как он облегчает вычисления.
При выполнении данного задания формируются познавательные УУД:
- анализ текста задачи
- структурирование информации в тексте задачи
- определение способов решения задачи
- сравнение способов решения
- обобщение
- перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное)
Задача 2:
Найти верное решение. Объяснить свой выбор. Сделать проверку.
При выполнении данного задания формируются регулятивные УУД:
Контроль в форме сравнения способа действия и его результата, с целью обнаружения ошибки и внесение необходимых изменений.
Задача 3:
Игра «Морской бой».
Тема «Действия с десятичными дробями». (В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).
Правила игры:
1. Класс делится на две команды.
2. Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10 . Команды на этих листочках расставляют свои корабли ( 10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды.
3. Выбор первого хода. Ведущий задает вопрос: « Какую дробь называют десятичной?» Команда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода.
4. При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненые». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам.
5. Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.
Вопросы:
1. Как сложить две десятичные дроби?
2. Как вычесть из одной десятичной дроби другую десятичную дробь?
3. Прочитайте дробь 345,17809.
4. Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему?
5. Назовите разряды в дроби 12507,021354.
6. Как перемножить две десятичные дроби?
7. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
8. Вычислите: 2,43*0,2.
9. Как разделить одну десятичную дробь на другую десятичную дробь?
10.Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
11.Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
Вопросы:
12.Найдите значение выражения: 12,035*100.
13.Найдите значение выражения: 57,35:1000
14.Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
15.Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
16. Вычислите: 6,52*0,01.
17. Вычислите: 7,32106:0,001.
18. Найдите значение выражения: 2,148:0,2.
19. Решите уравнение : 4,5х=90.
20. Найдите значение выражения: 0,02:0,001*10.
При выполнении данного задания формируются коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации умение точно и грамотно выражать свои мысли выслушивать мнение членов команды, не перебивая принятие коллективного решения.
Весь спектр УУД формируются при выполнении заданий на моделирование реальных жизненных ситуаций.
Задача 4:
Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды.
Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700г напитка?
Вопрос задачи – создание проблемной ситуации учителем.
Данное задание развивает в комплексе следующие УУД:
- Личностные УУД – проявление внимания, интереса, желания больше узнать, ученик увязывает задание с реальными жизненными ситуациями. Познавательные УУД – соотнесение известной и неизвестной информации; структурирование знаний от того, что имеем для того, что нужно найти, умение извлекать информацию из данного текста задания, выстраивание логической цепочки рассуждения. Регулятивные УУД – поиск решения – составление плана, составление модели уравнения, решение задачи, выполнение проверки решения – определение степени успешности выполнения своей работы. Коммуникативные УУД – развитие способности у учащихся выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Вывод
Таким образом, овладение УУД на всех этапах урока, при выполнении разных видов заданий ведёт к овладению компетенции «умение учиться», что позволит ученикам использовать свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни.