Приложение 1
Методики для выявления уровня сформированности УУД
Регулятивные учебные действия
«Нарисуй бабочку по образцу»
«Нарисуй домик по образцу»
Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу.
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.
Возраст: 6,5 – 7 лет.
Форма: фронтальная работа
Задание: детям предлагается нарисовать фигуру (бабочку, домик) по образцу, проверить и оценить выполненную работу.


Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:
Функциональный анализ направлен на оценивание исполнительной, контрольной и оцениваемой части действия.
Исполнительная часть:
наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):
0 уровень – не закончил выполнение задания;
1 уровень – отсутствует ориентация на образец;
2 уровень – соотнесение носит организованный характер, но линии неровные и границы линий соблюдаются плохо;
3 уровень – соотнесение носит организованный характер, линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом.
Контрольная часть:
1 уровень – средств контроля нет;
2 уровень – средства есть, но не эффективны;
3 уровень – средства есть, применяются адекватно.
Оцениваемая часть:
0 уровень – самооценка отсутствует;
1 уровень – оценка не соответствует выполненной работе;
2 уровень – оценка частично не соответствует выполненной работе;
3 уровень – адекватная оценка результата
Коммуникативные учебные действия
Задание «Рукавички», «Сапожки» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: 6,5 – 7 лет
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички или сапожку и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички (сапога) и карандаши. Рукавички (сапожки) надо украсить так, чтобы получилась пара, – для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц или сапог (на правую и левую руку; на правую и левую ногу) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
0 уровень – в узорах нет сходства; дети не пытаются договориться;
1 уровень – в узорах явно преобладают различия; дети не могут прийти к согласию, настаивают на своем;
2 уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3 уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.


Познавательные учебные действия
Цель: выявление развития познавательных (общеучебных, знаково-символических, логических) учебных действий, постановка и решение проблемы.
Оцениваемые УУД: общеучебные – умение самостоятельно выделять познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, знаково-символические – умение моделировать и преобразовывать модель, логические – анализировать, сравнивать, умение самостоятельно найти способ решения проблемы.
Возраст: 6.5 – 7 лет.
Форма: фронтальная работа
I.
Задание 1
Догадайся и запиши слово, которое от тебя «спряталось».






(Детям предлагается, используя картинки и слова составить ключевое слово (буквенная модель), к полученному слову составить звуковую модель).
Составь звуковую модель полученного слова______________________
Задание 2
Задания, направленные на выявление уровня развития логических учебных действий. Детям предлагается выполнить 5 математических заданий, направленных на выявление уровня развития логических учебных действий.
1. Какой столбик «лишний». Обведи.
1 5 2 8
2 6 4 9
3 7 6 10
2. Подчеркни примеры с ответом 5.
4+1 5+1 6 – 1 8 – 2
3. Найди сходство и различия. Запиши
4. Нарисуй три кружочка, раскрась их красным, желтым и зелёным карандашами так, чтобы зелёный кружок был перед красным, а красный кружок – между зелёным и желтым.
5. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше всех?
II.
Задание 1
Догадайся и запиши слово, которое от тебя «спряталось».






(Детям предлагается, используя картинки и слова составить ключевое слово (буквенная модель), к полученному слову составить звуковую модель).
Составь звуковую модель полученного слова______________________
Задание 2
Задания, направленные на выявление уровня развития логических учебных действий. Детям предлагается выполнить 5 математических заданий, направленных на выявление уровня развития логических учебных действий.
1. Какой столбик «лишний». Обведи.
4 6 8
10 12 14
16 18 20
2. Подчеркни примеры с ответом 15.
10+5 17 – 3 20 – 5
3. Найди сходство и различия. Запиши.
4. Нарисуй шесть треугольников, раскрась их красным, желтым и зелёным карандашами так, чтобы зеленые треугольники были перед красными, а красные треугольники между зелеными и желтыми.
Критерии оценивания и уровни развития
познавательных действий:
Функциональный анализ направлен на оценивание общеучебной, знаково-символической и логической части учебных действий.
Показатели уровня выполнения 1 задания:
0 уровень – не нашел «ключ» к поставленной задаче;
1 уровень – правильно найдено и записано ключевое слово, но оно не преобразовано в звуковую модель;
2 уровень – правильно найдено и записано ключевое слово, но составлена звуковая модель с ошибкой.
3 уровень – правильно найдено и записано ключевое слово, безошибочно составлена к нему звуковая модель.
Показатели уровня выполнения 2 задания:
Каждое задание оценивается от 0 до 2 баллов, затем баллы суммируются и по конечному результату определяется уровень развития логических учебных действий.
0 уровень – 1 – 3 балла
1 уровень – 4 – 6 баллов
2 уровень – 7 – 9 баллов
3 уровень – 10 баллов