СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе средствами информационно-коммуникационных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе средствами информационно-коммуникационных технологий

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий в начальной школе средствами информационно-коммуникационных технологий»

Приложение 1

Методики для выявления уровня сформированности УУД

Регулятивные учебные действия

«Нарисуй бабочку по образцу»

«Нарисуй домик по образцу»

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу.

Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Возраст: 6,5 – 7 лет.

Форма: фронтальная работа

Задание: детям предлагается нарисовать фигуру (бабочку, домик) по образцу, проверить и оценить выполненную работу.

Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:

Функциональный анализ направлен на оценивание исполнительной, контрольной и оцениваемой части действия.

Исполнительная часть:

наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):

0 уровень – не закончил выполнение задания;

1 уровень – отсутствует ориентация на образец;

2 уровень – соотнесение носит организованный характер, но линии неровные и границы линий соблюдаются плохо;

3 уровень – соотнесение носит организованный характер, линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом.

Контрольная часть:

1 уровень – средств контроля нет;

2 уровень – средства есть, но не эффективны;

3 уровень – средства есть, применяются адекватно.

Оцениваемая часть:

0 уровень – самооценка отсутствует;

1 уровень – оценка не соответствует выполненной работе;

2 уровень – оценка частично не соответствует выполненной работе;

3 уровень – адекватная оценка результата

Коммуникативные учебные действия

Задание «Рукавички», «Сапожки» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: 6,5 – 7 лет

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички или сапожку и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички (сапога) и карандаши. Рукавички (сапожки) надо украсить так, чтобы получилась пара, – для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц или сапог (на правую и левую руку; на правую и левую ногу) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

  1. продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  2. умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

  3. взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  4. взаимопомощь по ходу рисования,

  5. эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

0 уровень – в узорах нет сходства; дети не пытаются договориться;

1 уровень – в узорах явно преобладают различия; дети не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

2 уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3 уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Познавательные учебные действия

Цель: выявление развития познавательных (общеучебных, знаково-символических, логических) учебных действий, постановка и решение проблемы.

Оцениваемые УУД: общеучебные – умение самостоятельно выделять познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, знаково-символические – умение моделировать и преобразовывать модель, логические – анализировать, сравнивать, умение самостоятельно найти способ решения проблемы.

Возраст: 6.5 – 7 лет.

Форма: фронтальная работа

I.

Задание 1

Догадайся и запиши слово, которое от тебя «спряталось».


(Детям предлагается, используя картинки и слова составить ключевое слово (буквенная модель), к полученному слову составить звуковую модель).

Составь звуковую модель полученного слова______________________

Задание 2

Задания, направленные на выявление уровня развития логических учебных действий. Детям предлагается выполнить 5 математических заданий, направленных на выявление уровня развития логических учебных действий.

1. Какой столбик «лишний». Обведи.

1 5 2 8

2 6 4 9

3 7 6 10

2. Подчеркни примеры с ответом 5.

4+1 5+1 6 – 1 8 – 2

3. Найди сходство и различия. Запиши

4. Нарисуй три кружочка, раскрась их красным, желтым и зелёным карандашами так, чтобы зелёный кружок был перед красным, а красный кружок – между зелёным и желтым.

5. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше всех?

II.

Задание 1

Догадайся и запиши слово, которое от тебя «спряталось».










(Детям предлагается, используя картинки и слова составить ключевое слово (буквенная модель), к полученному слову составить звуковую модель).

Составь звуковую модель полученного слова______________________

Задание 2

Задания, направленные на выявление уровня развития логических учебных действий. Детям предлагается выполнить 5 математических заданий, направленных на выявление уровня развития логических учебных действий.

1. Какой столбик «лишний». Обведи.

4 6 8

10 12 14

16 18 20

2. Подчеркни примеры с ответом 15.

10+5 17 – 3 20 – 5

3. Найди сходство и различия. Запиши.

4. Нарисуй шесть треугольников, раскрась их красным, желтым и зелёным карандашами так, чтобы зеленые треугольники были перед красными, а красные треугольники между зелеными и желтыми.

Критерии оценивания и уровни развития

познавательных действий:

Функциональный анализ направлен на оценивание общеучебной, знаково-символической и логической части учебных действий.

Показатели уровня выполнения 1 задания:

0 уровень – не нашел «ключ» к поставленной задаче;

1 уровень – правильно найдено и записано ключевое слово, но оно не преобразовано в звуковую модель;

2 уровень – правильно найдено и записано ключевое слово, но составлена звуковая модель с ошибкой.

3 уровень – правильно найдено и записано ключевое слово, безошибочно составлена к нему звуковая модель.

Показатели уровня выполнения 2 задания:

Каждое задание оценивается от 0 до 2 баллов, затем баллы суммируются и по конечному результату определяется уровень развития логических учебных действий.

0 уровень – 1 – 3 балла

1 уровень – 4 – 6 баллов

2 уровень – 7 – 9 баллов

3 уровень – 10 баллов