Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике.
Автор: Дансарунова Татьяна Юрьевна
«Сгорание топлива. Решение задач по литературным сюжетам». 8 класс.
Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.
Курс учебного предмета «физика» открывает ряд возможностей для формирования самостоятельности.
1. Надо учить в любой задаче узнавать изученное раннее. Отсюда – прямой шаг к использованию знакомых закономерностей.
Для этого нужно сформировать ряд универсальных умений:
а) вести анализ (расчленяя условие задачи) на составные элементы: тела, участвующие в событии, их состояния, происходящие процессы;
б) проводить сопоставление (сравнение);
в) делать выводы.
2. Использование алгоритма для решения задачи.
3. Разнообразная познавательная деятельность. На уроке используется:
- решение задач у доски с комментариями,
-опрос учащимися друг друга,
-ознакомление с дополнительной информацией и выделение главного,
-способность узнавать физические явления в окружающем мире,
-придумывание физических вопросов и задач.
Тема: «Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива»
Цели урока: развивать мыслительные операции, практические умения.
Учебно – организационные умения: вникать в смысл целей и задач, организовывать свой труд.
Учебно – информационные умения: работать с художественной и научно-технической литературой
Учебно – коммуникативные умения: слушать, управлять своим вниманием, развивать монологическую речь, грамотно ставить вопросы.
Учебно – интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать.
Форма организации работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: исследовательский.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Из целей урока получаем следующие познавательные задачи:
П.З.1 – находить в любых ситуациях изученное ранее (Домашнее задание по литературным сюжетам);
П.З.2 – проводить анализ и сравнение (Теоретические вопросы);
П.З.3 – решать и анализировать задачи с нетипичным условием (Групповая работа).
План урока:
1.Комментарии к предшествующему домашнему заданию-3 мин.
2.Теоретические вопросы 7-10 мин.
3.Расчетные задачи 28-30 мин.
4.Оценка результата 3-5 мин.
5.Домашнее задание 2мин.
При резерве времени – самостоятельное решение задач.
Ход урока:
Слайд 1: «Решение задач по литературным сюжетам». 8 класс.
Слайд 2: Эпиграфом к сегодняшнему уроку предлагаю высказывание педагога Константина Дмитриевича Ушинского. «Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения»
Слайд 3. План урока.
Слайд 4. Учитель: П.З. 1.Домашнее задание включало:
1. Найти литературный отрывок, связанный с темой урока «Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива»
2. Грамотно задать вопрос или составить задачу.
3. Ответить правильно на свой вопрос или решить свою задачу, используя табличные значения для плотностей тел и их удельной теплоты сгорания.
Вначале разбираем теоретические вопросы.
Этап актуализации и систематизации знаний по теме. П.З.2.
Слайд 5. На экране: Задача 1. Автор:
«Однажды ему попалось полено под руку, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время» А.Толстой, «Золотой ключик»
Вопрос: Можно ли вычислить, какое количество теплоты выделится при полном сгорании соснового полена? Если можно, то как?
Вопрос: При каком условии поленья одинаковых пород деревьев выделят одинаковое количество теплоты при полном сгорании?
Автор зачитывает текст и выбирает учащегося, который будет отвечать на его вопросы.
После ответа он соглашается или нет с ответом.
Слайд 6. Задача 2 Автор:
«Наступила ночь. В лесу темно, и только вдали был виден маленький огонек. Это был костер, который развели двенадцать месяцев» Из сказки «12 месяцев»
Вопрос: Какие дрова – березовые, сосновые или осиновые – при полном сгорании выделяют больше теплоты, если они одинаково высушены и их массы равны?
Автор зачитывает текст и выбирает учащегося, который будет отвечать на его вопросы.
После ответа он соглашается или нет с ответом.
Учитель задает свой дополнительный вопрос:
А если покупать по кубометру этих дров, то какие выгодней?
Разбор ответа.
Слайд 7. Задача 3 Автор: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Вопрос: Пока в топку подкидывают уголь, будет выделятся тепло, а если прекратить, то тепло перестанет выделяться. Почему?
Автор зачитывает текст и выбирает учащегося, который будет отвечать на его вопросы.
После ответа он соглашается или нет с ответом.
П.З.3. Разбираем расчетные задачи. Выделяем метод решения типовых задач. Слайд 8.
П.З. 3.1. Слайд 9. Задача 1. Автор:
Тише едешь – дальше будешь. Поговорка.
Вопрос: Рассчитайте количество теплоты, выделившееся при сжигании каменного угля в печи поезда, если объем угля 0,01м3 и масса 20 кг. Найдите плотность угля.
Автор зачитывает текст и выбирает учащегося, который будет решать задачу у доски.
После ответа он соглашается или нет с ответом, ставит оценку решавшему. На экране рядом с текстом появляется ответ.
П.З.3.2. Слайд 10. Задача 2.Автор: «Наутро деревня покрылась дымом, все думали, что в лесу пожар после долгой засухи. Люди пошли в лес и увидели, что горят торфяные болота. Жители деревни пытались потушить огонь, но очаг возгорания был очень большой. На счастье вскоре начались сильные дожди, потушившие пожар в болоте» Дж.Ханстер «Охотник»
Вопрос: Найти массу торфа, если при его полном сгорании выделилось 121400000 Дж теплоты.
Автор зачитывает текст и выбирает учащегося, который будет решать задачу у доски.
После ответа он соглашается или нет с ответом, ставит оценку решавшему.
П.З.3.2. Этап решения задачи с контролем по каждому действию.
Слайд 11. Задача 3. Автор: Загадка.
Траншею копаю
Пять суток подряд,
Ни много ни мало –
Сто двадцать лопат.
А он – в одиночку,
Но выкопал тут
Такую же точно
За двадцать минут!
Вопрос: Сколько энергии выделится при полном сгорании бензина в двигателе экскаватора, если объем бака 110 л?
Автор зачитывает текст и выбирает учащегося, который будет решать задачу у доски.
После ответа он соглашается или нет с ответом, ставит оценку решавшему.
Групповое решение задач.
Слайд 12.
Задача группы №1. Теплота сгорания суточного рациона питания для школьников вашего возраста составляет около 1,2 МДж. Достаточно ли для вас потребление в течение дня 100 г жирного творога, 50 г пшеничного хлеба, 50 г говядины и 200 г картофеля?
Необходимые дополнительные данные:
Удельная теплота сгорания, q, *10 3Дж/кг
- творог жирный – 9755;
- хлеб пшеничный – 9261;
- говядина – 7524;
-картофель – 3776.
Задача группы №2. При подготовке к урокам, в течении двух часов, вы тратите около 800 кДж энергии. Восстановите ли вы запас энергии, если выпьете 200 мл обезжиренного молока и съедите 50 г пшеничного хлеба?
Необходимые дополнительные данные:
Удельная теплота сгорания, q, *10 3Дж/кг
- молока – 7498;
- хлеб пшеничный – 9261.
Плотность молока 1036 кг/м3.
Подведение итогов групповой работы
Слайд 13. Самостоятельное решение задач. Задача. Автор:
«-Я ни капельки не удивлюсь, если окажется, что эти крысы способны прогрызть железо и жесть.- Закончил прерванную фразу Муфта. – И если они, как ты утверждаешь, пьют керосин, то почему бы им не попробовать бензина?» Э.Рауд, «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
Вопрос: Во сколько раз больше выделится теплоты при полном сгорании керосина, если их объемы одинаковы?
Задача. Автор:
Нет дыма без огня.
Поговорка
Вопрос: Сколько потребуется литров бензина, чтобы заменить 0,3 м3 дров, при условии, что будет выделено такое же количество теплоты при их полном сгорании.
Задача. Автор:
Загадка
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины
До завтра солнца не нужны.
Вопрос: Сколько литров воды можно нагреть на 80 градусов, если сгорает 5 л природного газа?
Задача «Двигатель в высшей степени современен. Он оборудован двойной последовательной системой наддува. Причем на первой стадии трудится механический компрессор, а на второй – турбина. Это обеспечивает высокую отдачу на широком диапазоне оборотов и делает мотор гибким»
Вопрос: Сколько энергии выделится при полном сгорании в двигателе 28 л бензина? Сколько энергии выбрасывается в атмосферу, если полезная часть составляет 46%?
Слайд 14. Домашнее задание: параграф 11,упр.6 (ус.), № 1085, 1123, 1125.