Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям на уроках ОСЖ.
На формирование положительной мотивации влияют:
1) Правильный отбор содержания учебного материала. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
2) Владение учителем современными методами и приемами обучения, их оптимальным сочетанием на уроках. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.
3) умение строить отношения с учащимися. Отмечайте достижения ребенка. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации у ребенка. Стараться использовать любую возможность, чтобы на уроке каждый учащийся получил поддержку словом, взглядом или прикосновением педагога. Нужно часто хвалить ребенка за каждую проделанную работу. (Умница, молодец, у тебя получилось, поздравляю, я в тебя верила).
4) особенности личности учителя. Для школьников важна сама личность учителя. Это положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя. (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается ребенком).
Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации. Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка. Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке - стимулируют деятельность детей, знакомят с целями и смыслом деятельности учения. Это заметно повышает интерес детей к урокам, улучшает внимательность, желание трудиться.
Для учащихся наиболее значимую роль играют словесные методы (беседа, дискуссия, объяснение), наглядные (технологические карты, схемы, плакаты, натуральные образцы растений, их плодов и семян), практические методы (упражнения, лабораторные работы, инструктаж, наблюдения, экскурсии, опыты.)
На теоретических занятиях я использую различные словесные методы обучения: рассказ, беседа, объяснение. Эти методы я применяю в различных сочетаниях: рассказ прерываю беседой, беседу - объяснением. Рассказ как метод обучения применяю на занятиях всегда, при изучении любого материала.
Беседа - это совместное обсуждение учебного материала учителя и обучающегося. В ходе беседы обсуждаем план будущей работы, подводим итоги выполненной работы, делимся результатами наблюдений. Использую беседу для закрепления знаний. Во время беседы задаю ученикам вопросы: зачем?, почему?, как?. Во время беседы обучающимся приходится обдумывать вопросы, следить за высказываниями товарищей, готовить свои ответы. Такая активизация мыслительной деятельности обучающихся на занятиях является главным достоинством беседы и необходимым условием ее успешного проведения.
Объяснение - это особый метод изложения учебного материала, который, как правило, сочетается с другими методами. Объяснением пользуюсь при ознакомлении обучающихся с новыми словами. Во время практических работ объясняю ученикам, как правильно выполнить ту или иную операцию.
Кроме словесных методов обучения применяю методы, которые имеют практическую направленность: упражнения, лабораторные работы, инструктаж, наблюдения, экскурсии, опыты.
Упражнения - это многократное, сознательное и целенаправленное повторение изучаемых действий, в результате которого обучающиеся постепенно овладевают различными навыками. Упражнения занимают ведущую роль в обучении. Поэтому считаются одним из основных методов обучения в коррекционной школе, и для их выполнения отводится большая часть учебного времени. В своей работе я использую упражнения по распознаванию растений по семенам, сортировке цветочных растений и др. Упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивать постепенное повышение степени самостоятельности обучающихся.
Лабораторные работы проводятся с целью самостоятельного приобретения знаний учащимися. Лабораторные работы провожу при изучении состава почв и минеральных удобрений, для определения крахмала в картофеле.
Инструктаж - это комплексный метод обучения, который включает устные указания учителя, наглядный показ приемов работы и их объяснение. Инструктаж провожу на каждом практическом занятии. Характер инструктажа меняется в зависимости от возраста обучающихся и их психофизических особенностей. Во время практической работы внимательно слежу за действиями учащихся.
Наблюдение - это более или менее длительное восприятие предмета, явления или процесса, которое дает возможность заметить его отличительные черты или происходящие в нем изменения, осуществляется наблюдение под руководством учителя. Метод наблюдения используется: во время показа натуральных растений, опытов, сменой фаз развития растений и т.д.
Демонстрация опытов - повышает интерес к занятиям и способствует более прочному усвоению знаний. Часть опытов демонстрирую сама, некоторые опыты проводят обучающиеся самостоятельно.
Экскурсию - можно считать и методом обучения и формой учебной работы. Экскурсии делятся на ознакомительные (обучающиеся рассматривают и знакомятся с многообразием видов цветов на клумбе) и тематические (служат средством изучения конкретных более узких вопросов).
Чтобы каждый этап урока усвоили учащиеся, включаю познавательные элементы, логические задачи или разгадывание тематических кроссвордов. Это своеобразная гимнастика ума, развивающая и тренирующая мышление учащихся, их память. К тому же ребятам это нравится, они активно включаются в процесс. На разных этапах урока, как для повторения, так и для закрепления использую
Тематические кроссворды на уроках помогают повысить активность учащихся, способствуют лучшему усвоению материала. Кроссворды предлагаются индивидуально или всему классу.
Карточки - задания. Такого рода задания способствуют формированию логических связей. Например: убери лишний овощ: РЕДЬКА, МОРКОВЬ, ЛУК, РЕПА, СВЕКЛА (уберем лук, т.к. он не относится к корнеплодам ).
Кроме того, провожу тестирование. Например:
1.Какие виды операций будете применять при пикировке томатов? (а) рыхление всходов, б) подготовка почвы, в) прополка всходов, г) разметка рядков, д) посадка растений, ж) подкормка, з) полив)
2.К какой группе овощных культур относится свекла. Правильный ответ подчеркнуть: КОРНЕПЛОДЫ, ПЛОДОВЫЕ, КАПУСТНЫЕ, ЗЕЛЕННЫЕ, ЛУКОВИЧНЫЕ.
Использование деформированные тестовые задания:
(Составить рассказ, записав в определенном порядке)
У, были, цыплята, курицы.
Она, их. на, повела, лужок.
Около, лужка, маленькая. Протекала, речка.
Один, бросился, цыпленок, в, речку.
Курочка, закудахтала, испугу.
Цыпленок, речке, в, спокойно, плыл.
Он, был, цыпленок, не, а, утенок.
Допиши тест: Человек одомашнил свинью ради получения__________. Дикая свинья понравилась человеку тем, что она __________ к корму,__________ растет, свиноматки приносят по_______ поросят.
Одним из наиболее действенных приёмов повышения мотивации к обучению является дидактическая игра. Так, при проверке знаний и закреплении на уроке сельскохозяйственного труда я использую разнообразные игры… «Сильное звено» (на доске даются вопросы с вариантами ответов. Дети должны угадать, какой вариант ответа правильный, такую фишку поднимают). «Что, где, когда», (отгадывают фрукт по запаху, например, (яблоко) дети должны ответить название фрукта, где произрастает, когда собирают?( развивается обоняние) «Черный ящик» (находятся овощи) Нужно определить на ощуп, назвать овощ, н-р, (капуста) дети должны знать где и как используют этот овощ. (развиваются тактильные ощущения)
Учащиеся очень любят отгадывать загадки. Можно отгадывать всем классом или дать индивидуально. Например,
1. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покапай немножко: под кустом … (картофель)
2. В землю – блошкой, а из земли – лепешкой. (репа)
3. Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (капуста)
4. Если любите вы щи, там найдете … (овощи)
5. Хотя и сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … (свекла)
6. Кругла, черна как уголек,
Горька на вкус. Что за овощ? Невдомек? (редька)
7. За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (морковь)
Загадки- это средство развития логического мышления, важнейший игровой компонент в учебном процессе. Загадки можно использовать в качестве сюрпризного момента, при определении названия новой темы и в качестве вспомогательного материала.
На уроках можно использовать пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки о труде применимы на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса. «Коси коса, пока роса». «Поспешишь - людей насмешишь». Учащиеся высказывают смысл пословицы. Так же раздается индивидуальные карточки – пословицы, где написано начало пословицы, а конец пословицы дети должны угадать сами.
Ребусы - Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус - одна из самых популярных и распространённых игр у детей. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова.
Пазл - интереснейшая складная игра, обозначает – головоломку, загадку. Эта игра является своего рода мозаикой, из отдельных элементов которой нужно собрать какую-то интересную единую картинку или объемную форму. Польза игры касается сразу нескольких направлений развития ребенка. Причем, это развитие происходит без лишнего напряжения. Пазлы – это средство развития мышления. Собирая картинку из фрагментов, ребенок тренирует пространственное восприятие, память, воображение, учится логически мыслить.
Одним из этих средств является использование активных форм обучения и информационных технологии. Использование активных форм обучения возможна на всех этапах урока.
Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа). ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Практика показала, применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников, прививать умственные способности и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.
И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.