Просмотр содержимого документа
«"Формирование УУД"»
ДОКЛАД
на тему «Формирование УУД»
Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.
В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.
1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
2. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
3. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
4. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
5. Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Важно четко излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, задавать вопросы на понимание, вступать в спор. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.
6. Групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.
7. Проектная деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.
8. Работа с таблицами, словарями, выбор правильного ответа.
На уроках русского языка и литературы я использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:
- «Поработай над своей устной и письменной речью. Подготовь связный рассказ на тему...».
- «Закончи и запиши предложения...»
- «Найди и выпиши слова, которые….».