СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование УУД через проектную деятельность младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы обусловлена тем, что главным изменением в обществе, влияющем и на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

Просмотр содержимого документа
««Формирование УУД через проектную деятельность младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО»»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 27







АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за межаттестационный период 2015-2020 уч. годы

Тема: «Формирование УУД через проектную деятельность младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО»



Составитель: Москаленко

Лариса Сергеевна, учитель

начальных классов, первая

квалификационная категория








Екатеринбург

2020

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение ………………………………………………………………….

4

II. Теоретическая часть …………………………………………………….

7

III. Аналитическая часть …………………………………………………..

13

3.1. Анализ качества знаний ………………………………………………..

13

3.2. Анализ мотивации обучающихся …………………………………….

16

3.3. Развитие универсальных учебных действий обучающихся через проектную деятельность ……………………………………………………


17

IV. Заключение …………………………………………………………….

24

V. Список литературы …………………………………………………….

28

VI. Приложения …………………………………………………………….

29

Приложение 1. Характеристика основных видов УУД, которые можно сформировать у младших школьников ………………………………….


29

Приложение 2. Классификация проектов при осуществлении педагогической деятельности ……………………………………………..


30

Приложение 3. Основные этапы проектирования в понимании различных авторов …………………………………………………………


31

Приложение 4. Динамика качества знаний в 1-4 классах ………………...

32

Приложение 5. Динамика качества знаний по основным предметам в 1-4 классах …………………………………………………………………….


33

Приложение 6. Характеристика обучающихся и их рисунков с разным уровнем мотивации к обучению ………………………………………….


34

Приложение 7. Анкета для оценки уровня мотивации …………………..

35

Приложение 8. Динамика уровня мотивации в 1-4 классах ……………...

36

Приложение 9. Оценочный лист проекта с примером заполнения …….

37

Приложение 10. Динамика числа обучающихся, вовлеченных в проектную деятельность, и качество проектов ………………………….


38

Приложение 11. Проект «Моя любимая Масленица!» ………………….

39

Приложение 12. Формирование УУД при реализации проекта «Моя любимая Масленица!» ……………………………………………………..


40

Приложение 13. Игровые проекты – спектакль «Серая шейка» (1класс) и театрализованная постановка «Здравствуй, осень!» (3класс) ……….


41

Приложение 14. Формирование УУД при реализации проекта – спектакля «Серая Шейка» ………………………………………………….


44

Приложение 15. Проект «Гончарные изделия в искусстве и в быту» …

45

Приложение 16. Формирование УУД при реализации проекта «Гончарные изделия в искусстве и в быту» ……………………………..


47

Приложение 17. Проект «История возникновения денег» ………….….

48

Приложение 18. Формирование УУД при реализации проекта «История возникновения денег» ……………………………………………………..


49

Приложение 19. Динамика проектов различных видов в 1-4 классах …

50

Приложение 20. Методика оценки уровня сформированности УУД учеников младших классов………………………………………………….


51

Приложение 21. Динамика уровня УДД в 1-4 классах ….………………

53

Приложение 22. Формирование УУД с помощью проектной деятельности. Защита проектов моим учеником ………………………..


55












I. ВВЕДЕНИЕ


Основная цель российского образования заключается в воспитании, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для достижения этой цели в основу Федерального государственного образовательного стандарта заложен системно-деятельностный подход. Он предполагает такую организацию учебного процесса, при которой главное место отводится активной и разносторонней, максимально самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

В течение предыдущего межаттестационного периода 2010-2015 гг. мною была реализована система педагогической деятельности по активизации мыслительной деятельности младших школьниках на уроках литературного чтения. По результатам аттестации была присвоена первая квалификационная категория и рекомендовано в течение последующего межаттестационного периода особое внимание уделить включению в систему педагогической деятельности работу по формированию у обучающихся универсальных учебных действий, поэтому темой моей работы является «Формирование УДД через проектную деятельность младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС».

Проблема заключается в том, УУД, способствующие развитию мотивации к учению, способности к организации самостоятельной работы, ориентированию в различных предметных областях познания, могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности, например, проектной. Поэтому важно создать для нее условия.

Актуальность темы обусловлена тем, что главным изменением в обществе, влияющем и на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет пути развития начальной школы и устанавливает требования к итогам обучения, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД), то есть умения учиться. Одним из эффективных методов формирования УУД является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим целью исследования было создание условий для достижения результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС и обеспечение формирования УУД с помощью вовлечения учащихся в проектную деятельность.

Для достижения поставленной цели в межаттестационный период были сформулированы следующие задачи:

- изучить характеристики и функции учебной мотивации методами анкетирования, тестирования, наблюдения и сравнить динамику уровня мотивации обучающихся;

- подобрать наиболее эффективные методы взаимодействия с обучающимися (частично-поисковый, эвристическая беседа, исследовательский);

- разработать систему проектов, направленных на развитие УУД детей младшего школьного возраста;

- реализовать систему проектов в практике на уроках и во внеурочной деятельности: на уроках русского языка и литературного чтения во 2 классе в 2015-2016 гг., на уроках математики в 3 классе в 2017-2018 гг., на уроках по предметам «Окружающий мир» и «Технология» в 4 классе в 2018-2019 гг. и 2019-2020 гг.;

- оценить эффективность предложенной системы работы через такие критерии, как качество образования, уровень мотивации, степень овладения УДД, число обучающихся, вовлеченных в проектную деятельность.

Объектом работы выступает учебная деятельность младших школьников в рамках программы «Перспектива».

Предметом работы является процесс формирования УУД младших школьников через проектную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО.





















I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Современные обучающиеся младшего школьного возраста имеют свои особенности, обусловленные причинами развития общества: в связи с развитием интернета резко возросла информированность детей (причем получаемая ими информация бессистемна и часто носит негативный характер), дети мало читают, сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетическое развитие не занимают должного места в жизни ребенка, для детей характерно ограниченное общение со сверстниками, отсутствия опыта коллективного взаимодействия из-за отсутствия детских общественных организаций.

Учитывая вышесказанное, возникает необходимость использовать положительный развивающий потенциал информационной среды, формировать у обучающихся интерес к книге, формировать коммуникативную компетентность, то есть формировать универсальные учебные действия.

Теория универсальных учебных действий разработаны группой ученых-психологов под руководством А.Г. Асмолова.

Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком значении означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В моем понимании УУД – это способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, ориентироваться в различных предметных областях, в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и деятельностных характеристик.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный и метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Универсальные учебные действия в УМК «Перспектива», по которой я работала в межаттестационный период, рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе. Показателем успешности формирования УУД являлась ориентация обучающегося на выполнение действий, выраженных в категориях «знаю/могу – хочу – делаю».

Опираясь на ФГОС НОО, в своей педагогической деятельности я ориентируюсь на формирование всех четырех видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Однако у младших школьников в силу их возраста они формируются не полностью (Приложение 1).

Формирование УУД осуществлялось мной с использованием базовых образовательных технологий:

- обучение на основе «учебных ситуаций»;

- уровневая дифференциация, когда более сильным, одаренным ученикам выдавались более сложные задания;

- использование информационных и коммуникационных технологий;

- проектная деятельность.

Для формирования указанных в таблице 2 УУД мною на уроках широко применялся проектный метод обучения. Он предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся и за счет этого формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Понятие «проект» имеет три признака: ориентация обучающихся на получение знаний в процессе осуществления деятельности; ориентация на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; ориентация на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата (С.Т. Шацкий и др.).

По К.М. Кантору, проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Процесс создания проекта называется проектированием.

Проектирование понимается как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж.К. Джонс), как управление стихийным развитием предметного мира (Т.Л. Мальдонадо), как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий, преобразующий характер.

Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Нечаева и других.

Исходя из вышеизложенного, мною под проектом понимается прототип, идеальный образ, замысел какого- либо действия; а проектная деятельность – как определенная совокупность учебно-воспитательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Существуют различные виды проектов, которые классифицируют по нескольким критериям (приложение 2). Моими учениками выполнялись проекты исследовательские, информационные, творческие, монопроекты, межпредметные проекты, внутриклассные, внутришкольные, региональные проекты, минипроекты, краткосрочные, недельные проекты. Также в своей работе я использую индивидуальные и групповые проекты. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проекты, выполняемые индивидуально, вношу элементы групповой работы. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества, взаимовыручки, ответственности (коммуникативные УУД). При этом стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся, их способности, увлечения и возможности. В перспективе буду ориентироваться на выполнение исследовательских, практико-ориентированных проектов, в том числе годовых проектов.

Педагоги-практики выделяют от 4 до 6 этапов проектной деятельности (приложение 3). Мною реализация проектов проводилась по следующему плану: подготовка; планирование; принятие решений; выполнение проекта; оценка результатов; защита проектов.

С точки зрения УУД проектная деятельность в первом-четвертом классах позволяет сформировать следующие умения:

-определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия;

- выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;

- проводить наблюдения, ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

С 1 января 2010 года в России введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, который предусматривает системно-деятельностный подход. Внедрение ФГОС сориентировало образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

Исходя из этого, в работе по методической теме было сделано следующее:

-разработаны система проблемных учебных заданий к программному материалу курсов русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии 1-4 классов;

-разработана методика организации проектной деятельности учащихся, подобраны формы, методы и приемы взаимодействия с обучающимися;

-обеспечено использование информационно-коммуникативных технологий на уроке и во внеурочной деятельности, выделены критерии системы эффективности предлагаемой системы, так какие как качество знаний, уровень мотивации, степень освоения универсальных учебных действий, степень охвата учащихся проектной деятельностью, качество проектов;

- подобраны контрольно-измерительные материалы для оценки эффективности проектной деятельности обучающихся по выбранным критериям.

В своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ промежуточных контрольных работ. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний обучающихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников, развивать УУД; назначить дополнительные занятия для учеников с низким уровнем знаний. Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения обучающихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения обучающимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование.








III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


3.1. Анализ качества знаний


Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей.

На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из главных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося с целью подготовки и реализации проектов.

В своей деятельности при организации учебного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий, я ориентировалась на эти принципы. При этом эффективность такого подхода подтверждается различными показателями.

О том, что мною созданы условия для успешности обучающихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильная динамика учебных достижений обучающихся, выраженная в росте процента качества знаний.

На диаграмме на рисунке 1 в приложении 4 представлена динамика качества знаний обучающихся в первом-четвертом классе в годовом разрезе.

Из рисунка 1 из приложения 4 видно, что по итогам учебного года качество знаний обучающихся повысилось с 42 % в первом классе до 63 % в четвертом классе (в 2016-2017 учебном году качество знаний составило 42 %, в 2017-2018 учебном году – 46 %, в 2018-2019 учебном году – 58 %, в 2019-2020 учебном году 63 %). Положительная динамика качества знаний в первом-четвертом классах связана с тем, что мною проводилась работа по созданию положительных мотиваций на уроках, по активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию у них универсальных учебных действий через проектную деятельность.

Кроме того, в рамках аналитического отчета проведен анализ качества знаний обучающихся по ключевым предметам – русскому языку, математике, чтению, окружающему миру (диаграмма на рисунке 2 в приложении 5).

Как следует из рисунка 2 (приложение 5), качество знаний по русскому языку в годовом разрезе возросло с 42 % в 2016-2017 уч.году до 46 % в 2017-2018 уч.году, 50 % в 2018-2019 уч.году и 58 % в 2019-2020 уч.году. Это объясняется повышением интереса обучающихся к данному предмету благодаря использованию проективной методики на уроках русского языка (например, реализуются проекты на темы «Пословицы и поговорки», «Крылатые выражения», «Слова-иностранцы», «Мой словарик», «Королевство Синонимов», «Волшебное дерево» (об однокоренных словах) и т.д.). Уже с первого класса мной ведется работа по обучению детей работе со словарями, энциклопедиями и художественной литературой, практикуется подготовка детьми тематических газет. Развитие УУД обучающихся способствовало их успешному участию в школьных олимпиадах по русскому языку, во всероссийском конкурсе «Российский медвежонок – языкознание для всех» (1 место в школе).

Качество знаний по математике также показало рост в динамике. Если по итогам 2016-2017 учебного года качество знаний составляло 46 %, то по итогам 2017-2018 учебного года оно достигло 50 %, 2018-2019 учебного года – 54 %, 2019-2020 учебного года – 58 %. Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики мною проводились викторины, математические турниры, выдавались творческие задания (например, составить задачу, предложить свой вариант примеров на сложение, вычитание для лепестков «математического цветка» и т.д.). На уроках я также обучала детей пользоваться справочной литературой (Орфографический словарь, Энциклопедия по окружающему миру за 1- четвертый класс, Толковый словарь русского языка и т.п.). Обучающиеся принимали участие в школьных олимпиадах, во всероссийском конкурсе «Кенгуру – математика для всех» (2-е место в школе).

В 2016-2017 учебном году качество знаний по чтению составляло 46 %, в 2017-2018 уч. году оно возросло до 58 %, в 2018-2019 уч.году –до 65 %, а в 2019-2020 уч.году – до 73 % (то есть практически две трети учеников). Высокий результат обусловлен формированием у моих учеников интереса к предмету через проведение викторин по литературным произведениям (сказкам), литературных игр-квестов (то есть игр на мышление и логику, когда, например, чтобы что-то отыскать, надо решать ребусы, математические задачи и т.п.; в случае правильного ответа участники получают часть информации, необходимой для достижения цели), разыгрыванию сценок из произведений и т.д. Дети принимали активное участие в конкурсе чтецов.

Качество знаний обучающихся по такому предмету, как окружающий мир, показывало положительную динамику: в 2016-2017 уч. году оно составляло 54 %; в 2017-2018 уч.году – 62 %; в 2018-2019 уч.году – 62 %; в 2019-2020 уч.году – 69 %. Мною постоянно практиковалась проектная деятельность на уроках окружающего мира, что повышало у детей положительную мотивацию к обучению, способствовало формированию различных УУД. Проектная деятельность на уроках в первых-вторых классах в основном сводилась к подготовке детьми или группами детей аппликаций, рисунков, поделок, раскрывающих ту или иную тему урока с последующей защитой этих минипроектов (дети рассказывали теоретический материал и объясняли его на своих работах). В третьих-четвертых классах проекты были более высокого уровня.

Дети также участвовали в научно-практических конференциях:

- «Кто такой жираф?» (2016 год, 1 место);

- Современный Екатеринбург (2017 год, 2 место);

- «Необычные музеи мира» (2018 год, 3 место);

- «Мой район – моя родина» (2018 год, 2 место);

- «Морские жители» (2019 год, 3 место);

- «История возникновения денег» (коллективный проект, задействовано 9 человек, 2019 г., 1 место);

- «История привычных вещей» (2019 г., 3 место).

В 2019 г. мои ученики заняли 1 место в школе при участии в экологическом конкурсе «Человек и природа».

В целом в предметных неделях, олимпиадах и конкурсах школьного уровня участвовало 90 % обучающихся

3.2. Анализ мотивации обучающихся


Проектная деятельность позволяет не только формировать универсальные учебные действия, но и мотивировать детей на самостоятельное приобретение знаний. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Мною проводилась оценка уровня школьной мотивации обучающихся начальных классов (по методике Н.Г. Лускановой), эта оценка включала в себя беседу с учениками 1-2 класса, а также анализ детских рисунков на школьную тему (1-3 класс) (приложение 6) и краткую анкету, состоящую из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу (3-4 класс) (приложение 7), использовался также метод наблюдения. Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации использована система балльных оценок, что позволило выделить учеников с разной степенью учебной мотивации.

Результаты анализа мотивации обучающихся первых-четвертых классов (с 2016-2017 учебного года по 2019-2020 учебный год) отражены на диаграммах на рисунке 3 в приложении 8.

Из рисунка 3 (приложение 8) видно, что у обучающихся с первого по четвертый класс положительная учебная мотивация неуклонно росла: если в 2016-2017 уч.году доля обучающихся с хорошей учебной мотивацией составляла 46 %, то в 2017-2018 г. – уже 50 %, в 2018-2019 уч.году – 58 %, в 2019-2020 учебном году – 65 %. В первом - втором классе доля детей с высоким уровнем учебной мотивации составляла 4%, то в третьем-четвертом классе – 8 %. Доля обучающихся с низкой школьной мотивацией сокращалась – с 12 % в 2016-2017 уч.году до 8 % в 2017-2018 и 2018-2019 уч.году и до 4 % в 2019-2020 уч.году. Сокращение доли обучающихся с положительным отношением к школе (но не к учебному процессу) с 39 % в первом классе до 23 % в четвертом классе произошло за счет перехода детей из этой группы мотивации на более высокий уровень мотивации – с хорошей учебной мотивацией. То есть за счет уменьшения доли детей, которых школа привлекала только возможностью пообщаться с друзьями, произошел рост доли детей, которые мотивированных на участие в образовательном процессе.


3.3. Развитие универсальных учебных действий обучающихся через проектную деятельность


В межаттестационный период отмечалась положительная динамика количества обучающихся, активно вовлеченных в проектную деятельность (рисунок 4, приложение 10).

Из рисунка 4 (приложение 10) видно, что если в 2016-2017 уч.году доля обучающихся, вовлеченных в групповую и индивидуальную проектную деятельность составляла 52 %, в 2017-2018 уч.году – 61 %, в 2018-2019 уч.году – 72 %, в 2019-2020 уч.году – 78 %. При этом в минипроектах, запланированных учебной программой, принимало то или иное участие до 100 % учеников. Активизации проектной деятельности способствовали также осуществляемые мною внеурочные мероприятия, которые имели логическую связь с изучаемым по школьной программе материалом.

Проектная деятельность также оценивалась мной по такому критерию, как качество проектов – отношение полностью завершенных проектов, набравших 70-100 баллов, к общему числу заявленных проектов. Оценка качества проектов осуществлялась мной по оценочному листу, предлагаемому И.В. Жакулиной (приложение 9). Мною использована 100-балльная система, которая соответствует следующим оценкам: «отлично» - 85-100 баллов, «хорошо» - 70-85, «удовлетворительно» - 50-70, менее 50 % - неудовлетворительно. Обработка оценочных листов проводилась мною в программе Microsoft Excel 2010.

Результаты представлены также на рисунке 4 в приложении 10. Видно, что качество проектов с первого по четвертый класс повышалось: в 2016-2017 уч.году только 59 % проектов были качественными, в 2017-2018 уч. году их доля возросла до 76 %, в 2018-2019 уч.году качественные проекты составили 80 % от общего числа проектов, в 2019-2020 уч.году – уже 89 %.

Ниже представлены лучшие проекты, реализованные моими учениками в первом-четвертом классе.

Так, в первом классе при изучении темы «Мы семья народов России» на основе беседы с детьми был предложен проект «Моя любимая Масленица». В основу была положена экскурсия с детьми в Музей истории Екатеринбурга, где ребята не только познакомились с историей и особенностями Масленицы, но и приняли участие в ее праздновании.

Идея проекта заключается в том, что Россия богата своими традициями, народными праздниками, в число которых входит большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Глубокое нравственное начало заложено в покаянии в день Прощеного воскресения. Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность для первоклассников выразить свое отношение к Масленице через реализацию творческого проекта.

Сущность проекта заключается в том, что в процессе подготовки и выполнения проекта обучающиеся проводят работу по различным направлениям с учетом их интересов и возможностей, расширяют знания по истории проведения старинных праздников, знакомятся с русскими забавами, приобретают навыки различных видов работ (познавательные, регулятивные УУД), создают атмосферу радости приобщения к традиционному народному празднику (личностные, коммуникативные УУД).

Проблема проекта обусловлена тем, что у России богатые народные традиции, в том числе в праздновании Масленицы, но многие дети не знают истории, особенностей празднования Масленицы.

Для реализации проекта сформулированы следующие задачи:

-изучить традицию проведения старинного праздника «Масленица»;

-создать газеты на тему Масленицы;

-подготовить и выступить со стихотворениями, песенками, посвященными Масленице;

-создать образ Масленицы (рисунки, поделки);

-приобщить участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы.

При реализации проекта произошло приобщение первоклассников к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, в творческом осмыслении данного праздника; была создана атмосфера радости приобщения к традиционному народному празднику; повысился познавательный интерес среди обучающихся, сформированы различные виды познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД (приложение 11).

В рамках общего проекта были выполнены работы по нескольким направлениям:

- выпущены газеты «Моя Масленица» (одна - групповая работа (4 ученика), остальные – индивидуальные (11 учеников));

- подготовлена литературная композиция «Душа моя, Широкая Масленица» (групповая работа, 3 человека);

- созданы иллюстрации, аппликации, поделки «Моя Масленица» (14 человек).

Некоторые ученики работали по нескольким направлениям (например, создавали газету и отдельно делали поделки на тему Масленицы) (приложение 12).

Во втором классе внеурочная деятельность была представлена в том числе экскурсией на киностудию – в гримерный цех и мультипликационный цех. По итогам экскурсии родился проект игрового новогоднего спектакля «Серая Шейка». Кроме того, в третьем классе была поставлена театрализованная постановка «Здравствуй, Осень!» (приложение 13).

Идея проекта «Серая шейка» заключается в том, что изучаемые по школьной программе произведения можно не только прочитать, но и инсценировать их. Проект привил детям интерес к литературе, театру, позволил приобщиться к профессиям общим для театра и кино.

Сущность проекта заключается в том, что дети в процессе постановки спектакля учились конструктивному общению друг с другом, развивали творческие способности, воспринимали моральные установки, заложенные в классическую литературу.

Проблема проекта обусловлена тем, что современные дети мало читают и часто не имеют достаточного представления о таком искусства жанре, как театр. Кроме того, абсолютное большинство обучающихся не имеют представление о процессе подготовке сценариев для театра и кино.

Для реализации проекта сформулированы следующие задачи:

- изучить процесс подготовки театральной постановки;

- составить сценарий по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», ввести дополнительных героев, которых нет в сказке (учениками предложены Фея Осень, Фея Зима, Фея Весна);

- распределить работу между участниками проекта (выбор сценаристов. режиссера, актеров, гримеров, оформителей);

- создать декорации;

- подготовить костюмы;

- провести репетиции спектакля.

При реализации проекта произошло приобщение большинства учеников класса (62 % обучающихся) к творческому процессу – созданию спектакля по литературному произведению, повысилась сплоченность коллектива, повысилась мотивация к творческой деятельности, продолжено формирование УУД обучающихся (приложение 14).

В третьем классе на основе экскурсии в гончарную мастерскую был выполнен групповой проект «Гончарные изделия в искусстве и в быту» (приняло участие 96,2 % учеников моего класса). Проект оформлен в виде альбома формата А4 (приложение 15), в котором четыре раздела:

1. Экскурсия 3-А класса в гончарную мастерскую.

2. Методика изготовления гончарных изделий.

3. Использование гончарных изделий в быту

4. Гончарные изделия в искусстве

Проект групповой, информационный, межпредметный (история, технология, литература, ИЗО) (приложение 16).

В качестве примера проекта, реализованного детьми в четвертом классе, можно назвать проект «История возникновения денег», который в 2019 г. занял первое место (приложение 17).

Идея проекта заключается в том, привычные вещи могут иметь необычную историю, изучение которой поможет лучше изучить этапы развития всего человечества. Проект позволил детям лучше понять экономические основы денежных отношений.

Сущность проекта заключается в том, что в процессе подготовки и выполнения проекта обучающиеся проводят исследования по истории, экономике, психологии, этнографии, расширяя и закрепляя имеющиеся знания и получая новые, приобретая навыки различных видов работ (познавательные, регулятивные УУД), формируя умение работать в группе (коммуникативные УУД).

Проблема проекта обусловлена тем, что деньги имеют очень богатую историю, которая большинству детей совершенно не известна.

Для реализации проекта сформулированы следующие задачи:

-изучить историю появления денег;

-рассмотреть виды денег, которые были у разных народов;

-изучить виды денег, которые имели хождение на Руси, в Российской империи, СССР, Российской Федерации, других странах;

-собрать коллекцию пословиц, поговорок, веселых историй про деньги;

-создать образ денег через денежное дерево (приложение 18).

При реализации проекта произошло приобщение четвероклассников к исследовательской работе через участие в сборе, обработке информации, наиболее эффектном ее представлении; повысился познавательный интерес среди обучающихся, сформированы различные виды познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

В приложении 19 на рисунке 5 представлена динамика числа проектов в первом-четвертом классах. Из диаграммы видно, что число проектов, выполненных обучающихся, увеличивалась от одного учебного года к другому.

В результате проектной деятельности в учебной и внеклассной работе у моих учеников за четыре года сформированы основные универсальные учебные действия:

- личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; признание общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам;

- регулятивные - способность организовывать учебно-познавательную деятельность; принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

- познавательные - готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- коммуникативные - способность вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Уровень сформированности УУД моих учеников оценивался мной по методике Л.Н.Песчанской (приложение 20). Полученные результаты представлены на рисунках 6-9 в приложении 21. Видно, что за четыре года средний и высокий уровень личностных УУД возрос с 77 % в первом классе до 92 % в четвертом классе, регулятивных УУД – с 67 % до 81 %, познавательных УУД – с 58 % до 80 %, коммуникативных – с 65 % до 81 %.



IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам межаттестационного периода сделано следующее. В результате изучения характеристик и функций учебной мотивации выбраны направления ее повышения, в том числе через проектную деятельность. Для оценки мотивации использованы анкетирование, тестирование, наблюдение. Оценка уровня учебной мотивации показала, что у обучающихся с первого по четвертый класс положительная учебная мотивация неуклонно росла (если в 2016-2017 уч. году доля обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и хорошей учебной мотивацией составляла 50 %, то в 2019-2020 учебном году она уже составляла 73 %).

Решена задача по разработке системы заданий, направленных на развитие УУД детей младшего школьного возраста через проектную деятельность, что привело к росту выполненных проектов на 42 %. В 2016-2017 уч.году доля обучающихся, вовлеченных в групповую и индивидуальную проектную деятельность составляла 52 %, то в 2019-2020 уч.году – уже 78 %. Осуществляемые мною внеурочные мероприятия имели логическую связь с изучаемым по школьной программе материалом, при этом качество проектов с первого по четвертый класс повышалось: в 2016-2017 уч.году только 59 % проектов были качественными, в 2019-2020 уч.году – уже 89 %.

Разработанная система работы реализована в практике на уроках и во внеурочной деятельности. Эффективности предложенной системы работы доказана такими критериями, как качество образования, степень овладения УДД, числом обучающихся, вовлеченных в проектную деятельность, уровнем учебной мотивации.

По итогам учебного года качество знаний обучающихся повысилось с 42 % в первом классе до 63 % в четвертом классе . Положительная динамика качества знаний в первом-четвертом классах связана с тем, что мною проводилась работа по созданию положительных мотиваций на уроках, по активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию у них универсальных учебных действий через проектную деятельность.

Качество знаний по русскому языку в годовом разрезе возросло с 42 % в 2016-2017 уч.году до 58 % в 2019-2020 уч.году. Это объясняется повышением интереса обучающихся к данному предмету благодаря использованию проективной методики на уроках русского языка. Развитие УУД обучающихся способствовало их успешному участию в олимпиадах по русскому языку.

Качество знаний по математике также показало рост в динамике

(с 46 % в 2016-2017 уч.году до 58 % в 2019-2020 уч.году. Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики мною проводились викторины, математические турниры, выдавались творческие задания, на уроках я также обучала детей пользоваться справочной литературой. Обучающиеся принимали участие в школьных олимпиадах, во всероссийском конкурсе «Кенгуру – математика для всех» (2-е место в школе).

Качество знаний по чтению с первого по четвертый класс изменилось с 46 % до 73 %. Высокий результат обусловлен формированием у моих учеников интереса к предмету через проведение викторин, разыгрывание сценок из произведений, проектной деятельности.

Качество знаний обучающихся по окружающему миру в 2016-2017 уч. году оно составляло 54 %; в 2019-2020 уч.году – уже 69 %. Мною постоянно практиковалась проектная деятельность на уроках окружающего мира, что повышало у детей положительную мотивацию к обучению, способствовало формированию основных видов УУД. Были реализованы как индивидуальные, так и групповые проекты. Из основных видов проектов были реализованы творческие, информационные и игровые проекты.

Наиболее интересными были недельные и краткосрочные проекты «Моя любимая Масленица!», спектакль «Серая Шейка», театрализованное представление «Здравствуй, Осень», проекты в рамках тематической недели «Краски Осени», «Осенняя феерия», проекты «История привычных вещей», «Гончарные изделия в искусстве и быту», «История возникновения денег», «Современный Екатеринбург», «Морские жители» и др.

В результате проделанной в межаттестационный период работы цель была достигнута: были созданы условия для достижения результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС и обеспечено формирования УУД с помощью вовлечения учащихся в проектную деятельность. При этом были сформированы такие УУД, как

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, к творческому, созидательному процессу; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание общепринятых морально-этических норм; осознание себя как представителя определенного народа и культуры, интерес к другим народам; готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья (личностные УУД);

- способность организовывать учебно-познавательную деятельность; принимать учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления (регулятивные );

- готовность осуществлять поиск, обработку и использование информации в соответствии с поставленной целью; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы (познавательные);

- способность вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач (коммуникативные).

С первого по четвертый класс произошло повышение уровня универсальных учебных действий моих учеников

В работе были выявлены проблемы обучающихся при формулировании исследовательской цели. В целом познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия сформированы, однако их уровень еще недостаточно высок.

В связи с этим к перспективам деятельности можно отнести следующие:

- дальнейшее повышение уровня познавательных и коммуникативных УУД через проектную деятельность, в том числе при внеурочной деятельности;

- обучение учеников разработке и осуществлению исследовательских проектов, особенно в рамках таких предметов, как «Окружающий мир», «Литературное чтение»;

- разработка методики обучения моих учеников созданию практико-ориентированных проектов;

- реализация годовых проектов со стопроцентной вовлеченностью учеников;

- более широкое использование минипроектов в учебной деятельности;

- разработка системы заданий на формирование и закрепление у учеников теоретических и практических навыков осуществления проектной деятельности с целью повышения качества проектов.






V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2014 г.

  2. Асмолов А.Г. Бурменская И.А., Володарская и др. / Под редакцией А.Г. Асмолова. - Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2009.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Просвещение, 1982.

  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой / Инфоурок // http://infourok.ru/anketa_ocenka_urovnya_shkolnoy_motivacii_n.g.luskanovoy-374120.htm.

  6. Григорьева Т.П. Основные подходы к пониманию сущности понятий «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект» // http://lira.dolgorukovo.net/view_article.php?id=20.

  7. Жакулина И.В. Проектная деятельность в начальной школе / http://www.nachalka.com/book/export/html/326.

  8. Песчанская Л.Н. Диагностика сформированности УУД младших школьников // http://kulschool4.edu22.info/data/documents/prilozhenie-3.pdf.

  9. Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения: 15.10.2015).

  10. Сулаева Т.В. Специфика проектной деятельности младших школьников / http://reg-school.ru/tula/plavsk/ivannosh/document/metod.pdf.

  11. Теплых Г.А. Проектная деятельность в начальной школе // Информио / http://www.informio.ru/publications/id187/Proektnaja-dejatelnost-v-nachalnoi-shkole.