Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература» в 5 классе
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие
умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться
к совершенствованию собственной речи
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и
общемирового культурного наследия:
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и
принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность:
– потребность в самовыражении через слово
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к
ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы:
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность:– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным:
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным):
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему):– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
– пользоваться словарями, справочниками:– осуществлять анализ и синтез:
– устанавливать причинно-следственные связи:
– строить рассуждения
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности:
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выводы– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности и
сотрудничества с партнёром:
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание: Книга
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога:
– высказывать и обосновывать свою точку зрения:
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями:
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности– задавать вопросы:
3