Формирование УУД младших школьников
по УМК «Школа России»
Ладыгина Е.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Подолешенская СОШ»
В 2011 учебном году мы перешли на обучение по ФГОС НОО. В этот момент мы работами по развивающей системе Л.В. Занкова. Проработав некоторое время, пришли к выводу, что не всем детям под силу работать по данной программе и перешли на УМК «Школа России».
С 2014 года я работаю по учебникам этого замечательного комплекта и считаю, что для совершенствования содержания основной образовательной программы начального общего образования нет лучшего учебно-методического комплекта.
Учитель начальной школы, реализующий ФГОС, должен не только учить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия. Передо мной встала задача – понять сущность Стандарта, его отличительные особенности по сравнению с прежним. Для этого были пройдены курсы повышения квалификации, изучены документы и дополнительная литература. Стало понятно, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело сложное. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия. УМК «Школа России» стал для меня не только помощником в такой работе, но и отличным путеводителем по организации урочно-внеурочной деятельности, соответствующей требованиям Стандарта.
УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, которая представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр. Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эффективность реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе учебников «Школа России», достигается особой организацией подачи учебного материала, способствующей достижению личностных, метапредметных и предметных результатов посредством формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:
1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
В курсе «Окружающий мир» — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте». В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства. Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России» и др.
В курсе «Литературное чтение» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины», «Родина», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения.
В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. В учебнике даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н. Толстого, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С. Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова и др., убеждающие учащихся в красоте и богатстве русского языка.
В системе учебников «Школа России» представлен материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения. Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений: «Проверим себя и оценим свои достижения», их сравнение с предыдущими результатами способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Важным мотивирующим средством изучения того или иного предмета являются «Странички для любознательных», «Занимательные странички» и др. Эффективно влияют на формирование мотивов учебной деятельности задания рубрик: «Выскажи своё мнение…», «Подготовь сообщение на тему…» и др.
Уже это говорит о ценности УМК «Школа России» в совершенствовании содержания ООП НОО и ведущей роли в формировании универсальных учебных действий младших школьников.
Сегодня резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, поэтому современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
И снова на помощь приходит УМК «Школа России», так как формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте всех его учебных предметов.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Например, на уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений.
Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.
На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.
Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. А проектов разработчики УМК «Школа России» предлагают в большом количестве и разнообразии по каждому учебному предмету. Роль учителя начальных классов заключается только в том, чтобы выбрать самые актуальные темы по предметам и определиться с датами в планировании своей работы по проектам.
И если цель ООП НОО - формирование личности выпускника начальной школы на основе освоения универсальных учебных действий и в соответствии с личностными характеристиками «портрета выпускника начальной школы», представленными ФГОС НОО, то УМК «Школа России» создается в России и для России. Предлагаемая образовательная модель отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его.
В основу создания образовательной модели «Школа России» положены традиции отечественной школы с признанием их исключительной ценности и значимости. Данному УМК издательства «Просвещение» присущи такие качества как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.
УМК, получивший самое широкое признание в школах России, успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, и сейчас является надежным инструментом реализации Стандартов второго поколения.
Все предметы работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.
Родители моего класса согласны с мнением, что учебники по данной программе одни из лучших, потому как написаны доступным для детей языком, имеют на своих страницах замечательные красочные иллюстрации, материал изложен так, что самостоятельно изучить новый материал (с направляющей ролью учителя или родителей) может каждый ребёнок. А это имеет особую ценность в нашей общей с ними работе в условиях сельской малокомплектной школы.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС, содержание, дидактическое и методическое обеспечение системы учебников «Школа России» способствует достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, посредством формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться.
01.11.2018 г.
В статье использованы материалы Интернета:
https://infourok.ru/
http://pedsovet.su/publ/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
https://multiurok.ru/
http://school-russia.prosv.ru/
Формирование регулятивных УУД в УМК «Школа России»
Аннотация:
Формирование регулятивных УУД в системе учебников «Школа России». Их значения, роль в организации познавательной активности школьников, приобретение необходимых навыков для дальнейшего обучения.
Цель: роль формирования регулятивных УУД в УМК «Школа России» для младших школьников.
Задачи:
Раскрыть понятие регулятивного УУД
Показать способы, приёмы формирования регулятивных УУД по УМК «Школа России»»
Введение
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания,
умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е они формируются, применяются и сохраняются втесной связи с активными действиями самих уч-ся.
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова
Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход
Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно выделить четыре блока:
1. личностный;
2. регулятивный;
3. познавательный;
4. коммуникативный.
Формирование регулятивных УУД в УМК «Школа России»
Ученик, который может самостоятельно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и др, т.е организовать свою учебную деятельность, сможет сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные УУД.
Функция регулятивных УУД - организация учащимися своей учебной деятельности.Регулятивные УУД обеспечивают возможность учащимся самостоятельно действовать и оценивать свою деятельность.
К ним относятся:
• целеполагание
• планирование
• прогнозирование
• контроль
• коррекция
• оценка
• саморегуляция
Рассматривая описание этапов урока и УУД , которые формируются на данных этапах я заметила, что больше всего в течение урока мы формируем у детей регулятивные УУД. Я работаю пятый год по УМК «Школа России». Учебники по УМК «Школа России»: Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Русский язык . 1-4 классы»,М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. «Математика. 1-4 классы» Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, «Технология», под редакцией Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы.» Построение учебника нацеливает на организацию деятельности по формированию регулятивных УУД, которые происходят в течение всего урока. Рассмотрим особенности их формирования на примере посредством УМК «Школа России».
Навыки постановки учебной цели закладываются у ученика уже с первых уроков обучения математике. Ученики проговаривают тему урока и формулируют цель по этой теме. Ученики определяют, на какие из вопросов они уже знают ответы, на какие смогут получить ответ на уроке. На основе вопросов формулируется цель урока.
Пример: Так в начале каждого раздела ,каждого учебника формируется целеполагание на целый раздел, а в начале урока на урок.
Тема урока "Деление суммы на число". На доске выражения: (11+13):3
(30+12):3 Уч-ль: « Какова тема урока?» Дети проговаривают. Формулировка вопросов учащимися: «Что мы знаем ?Как можно разделить?» Соотнесение того, что уже знаем, с тем, что еще не изучали: «Мы можем найти сумму чисел в скобках и разделить на 3,но мы не знаем, как 42 разделить на 3».Чтобы цель урока стала для каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?», «Для чего нам нужно изучить…»
Какую цель нам надо перед собой поставить?
Отсюда цель урока: «Нам необходимо научиться выполнять деление суммы на число новым способом».
Умение планировать свою работу складывается путем повторения последовательности действий в ходе изучения похожих тем. Дети, опираясь на изученные ранее темы и цель урока определяют, каким образом будет раскрыта тема урока. В течение всего урока необходимо возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Умение планировать свои действия способствуют развитию осознанности выполняемой деятельности.
Пример: приведу пример с урока математики. После проговаривания темы и цели урока, прошу открыть страничку учебника и просмотреть задания. Ключевой вопрос: -Что необходимо сделать сначала? По теме урока идет закрепление №1. Дальнейший план урока ребята проговаривают или составляют, зная свои силы, способности. Или на доске дан план, его последовательность определяют сами дети, аза сверяют с номерами учебника.
Оределяем вид работы на уроке: письменно или устно; и формы работы: индивидуально, в паре, в группе.
Ориентируясь на цель и план, ученики предполагают, каких результатов они могут достигнуть, или пытаются предугадать действия главных героев.
Пример: : Ученики предугадывают результат на уроках русского языка и математики: «Мы можем освоить несколько способов нахождения значения деления суммы на число» «……научимся правильно употреблять при письме разделительный (ъ) твёрдый знак».
Дана страничка литературного чтения произведение «Лягушка- путешественница». Уч-ся по названию предполагают, о ком этот будет рассказ, и что может произойти с героем.
Ключевые вопросы:
-Для чего нам это нужно?
Предположите, о чем будет рассказ? Что может произойти?
Учащиеся сами осуществляют контроль по готовому образцу. Возможен взаимоконтроль, проверка выполнения по устному объяснению учителя или учеников класса.
Пример: В учебниках М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. «Математика», задания для самостоятельной работы для усвоения темы находятся в конце каждого урока (под красной линией) А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы.»- в конце каждой темы «Проверяем себя»; в литературном чтение, русском языке- после разделов «Проверяем себя и оцениваем свои достижения»
Ключевые вопросы:
Что нужно было сделать в этом задании?
Какая была цель, что нужно было получить?
Удалось ли получить результат?
На уроках мои ученики выполняют коррекцию учебных задач, плана, способов действий на основе учета сделанных ошибок, степени усвоения материала. При проверке они находят ошибки, и проводят обсуждение ошибок и способов их исправления.
Пример:
Найдите среди записей ошибку, и выполните их правильно.
оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Учащиеся должны иметь четкие критерии, по которым ставится оценка. Формируется умение оценивать свою работу и работу соседа. Школьники дают оценку деятельности по своим результатам.
Пример: Самооценка в УМК «Школа России» происходит с помощью смайликов. Желтый- всё отлично получилось, зелёный- были небольшие ошибки, красный- что-то не получилось, не понял. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение..
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
Как ты оцениваешь свою работу
Ребёнок у доски выполняет задание. Предлагаю оценить его работу. Согласны, кто-то не согласен. Приходим к общему выводу.
Предлагаю оценить свою работу на уроке. Насколько усвоили материал. Из того как усвоили материал строю пути коррекции на следующий урок.
Я использую для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
III. Заключение.
При формировании регулятивных УУ действий любая деятельность выполняется ребенком самостоятельно, а учитель лишь «помощник», он осуществляет поддержку учащихся: высказывает одобрение, замечания, задает вопросы, дает инструкции, просит доказать, объяснить.
Таким образом, правильно организованная обучающая среда и возможности УМК «Школа России» позволяют нам успешно формировать регулятивное УУД у учащихся начальной школы с учетом требований новых ФГОС.
Плохой учитель даёт истину, хороший учит ее находить.
А.Дистервег
Литература
Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/ /
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
Кудряшова М.Г.. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011
Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010