«Формирование УУД на уроках английского языка»
Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения:
ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма, при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений.
Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников:
умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).
В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
Формирование регулятивных действий - действий контроля:
приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.
Личностные действия:
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Конечно же иностранный (английский) язык для любого ребенка незнаком и сложен, но при правильно построенном уроке ил внеклассном мероприятии, будет легко и учителю, и ученику. И самое главное необходимо проводить рефлексию для ученика на уроке и для учителя после урока.
Формировать на уроках УУД можно используя, может быть кому-то уже известную технологию, - «6 шляп».
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся являются:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
соответствие требованиям к уровню языковой подготовки оканчивающих начальную школу (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования).