«Формирование УУД на уроках как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения» (обмен опытом)
учитель русского языка и литературы Бизина А.А.
Цель моего выступления - рассмотреть пути формирования УУД в школе средствами учебного предмета русский язык и литература.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребенка способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в стандартах нового поколения ФГОС.
Сегодня УУД ( универсальным учебным действиям) придается огромное значение. Это совокупность способов действий ученика, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные коммуникативные.
Какова специфика формирования и развития УУД средствами предмета русский язык и литература?
Виды коммуникативных действий: 1. Сотрудничество и кооперация . (Например: «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, жизненный опыт, консультируйся со старшими».) 2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. 3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. ( Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».) 4. Речевые умения. ( У мение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах; оформлять свои мысли в устной и письменной форме)
Виды регулятивных действий: 1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». 2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?». 3. Контроль (волевая саморегуляция ): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». 4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование. 5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе?
Формирование личностных УУД:
1. Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя». 2. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений («Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?») 3. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка. (Например: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге. Вырази свое отношение к окружающим тебя людям в творческой работе.)
Познавательные УУД на уроках русского языка формируются через такие виды работ, в которых ученикам приходится формулировать проблему; приводить аргументы, строить цепь доказательств; осуществлять библиографический поиск, извлекать и систематизировать необходимую информацию из различных источников. Все эти действия имеют место, например, на уроках подготовки обучающихся к ОГЭ. Познавательные УУД формируются и через задания, связанные с компрессией текста. Без навыков сжатия информации невозможно написать сжатое изложение, трудно подготовить пересказ учебной статьи, сообщение, написать сочинение, наконец, выделить в тексте абзацы, микротемы, занести теоретический материал в таблицу, схему.
Условия для успешного формирования УУД
Условие № 3 для успешного
формирования УУД – включение
в учебную деятельность.
Правильная организация
учебной деятельности
У словие № 1 для успешного формирования УУД на всех ступенях образования - обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий , учитывая возрастные психологические особенности развития детей.
У словие № 2 для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.
Условие № 4 для успешного
формирования УУД – создание
условий для личностного
самоопределения и самореализации
ребенка.
Условие № 5 для успешного
формирования УУД – диагностика.
В результате эффективной деятельности мы получаем положительный результат — всесторонне развитую личность ребёнка, что и является целью развития УУД.