* ^ *
Формирование универсальных учебных
действий на уроках литературы
Презентация:
Лаптева О.В., МОУ СОШ № 8
город Комсомольск-на-Амуре
* Универсальные учебные действия (УУД)
обеспечивают способность обучающегося к
САМО развитию и САМО совершенствованию посредством сознательного и активного
присвоения нового социального опыта
умение учиться и развиваться.
1 . Цель : формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться; обеспечение умения школьников учиться.
2 . Задачи:
- формирование личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных УУД;
- развитие у детей способности к самосовершенствованию;
- реализация системно-деятельностного подхода;
- формирования опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
3
* Технологии формирования УУД
- Проектное обучение
- Учебное сотрудничество
- Коммуникативное взаимообучение
- Дискуссия
- Применение информационно-коммуникативных
технологии
1 этап - актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме;
2 этап - постановка ряда проблем;
3 этап - уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование.
4 этап -исследование: объединение и систематизация собранного материала.
5 этап - оформление работы (доклад, схема, тезисы, цитаты и их анализа, презентации)
6 этап - представление результата работы
7 этап - подведение итогов. Рефлексия.
* Структура урока с использованием технологии
* Технологии формирования УУД
Рефлексия:
осознание учебной задачи;
понимание цели учебной деятельности;
способность адекватно оценивать себя и других
Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):
1 шаг . Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была
цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг . Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой
(какой
чём)?
в
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой
помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?
• fc
Технология продуктивного чтения
3 этапа:
1 . Работа с текстом до чтения
2 . Работа с текстом во время чтения
3 . Работа с текстом после чтения
SL
Работа с
текстом до чтения
W ~W Ш' “ шт Т Д * '\П*’ ТГ 111 ^г 4 ' 1 V ш "Щ "Щ" "ЖЖ
Цель этапа
развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предво схищать содержание текста (урока)
Приемы работы
* Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа)
^ Составление вопросов к теме
* Высказывание предположений по новой теме на основе имеющихся знаний, иллюстративного материала
* Исторический комментарий
* Организация проблемной ситуации и др.
*
Работа с текстом во время чтения
Цель этапа
понимание текста и создание его читательской интерпретации
Приемы работы
* Чтение текста «с карандашом»
* Определение основных понятий (без чтения всего текста)
доставление таблиц (выборочное чтение)
доставление плана текста (для пересказа)
* Поиск пропущенных слов
РАБОТА с ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ
Цель этапа
постановка
концептуального вопроса (почему?)
повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям
достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
выполнение творческих
заданий
Технология продуктивного чтения
Цель: учим самостоятельно понимать текст Средство - приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
Традиционный урок Продуктивное чтение
До ЧТеНИЯ. Ученики
прогнозируют содержание текста:
«Предположите, о чем этот текст, по его названию... А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.
Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором; задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интепретация
После чтения. Беседуем и
уточняем позицию автора
До ЧТенИЯ. Учитель готовит
к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о ...»
Во время чтения.
Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают
После чтения. Ученики
отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданиям учителя.
* Результаты
Развитие УУД:
* Регулятивных : формирование умений самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока, прогнозирование результатов деятельности, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения;.
* Познавательных : работа со словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе в открытом информационном пространстве;
Извлечение информации, представленной в разных формах (текст; иллюстрация, таблица, схема).
Изложение содержания текста подробно, сжато, выборочно. Формирование умений строить рассуждения.
* Коммуникативных : аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника, ведение диалога, создание текстов
различного типа, стиля, жанра; выступление перед аудиторией.
* Выводы
* Выработка активной жизненной позиции и формирование творческой личности.
* Роль ученика: социальный исследователь и организатор социального действия.
* Формирование основных ключевых компетенций учащихся на уроках.
* Использование ИКТ: развитие творческих, исследовательских способностей учащихся; более осмысленное изучение материала, приобретение навыков самоорганизации, развитие позн учащихся и интереса к предмету.