СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенгности работы на уроках литературы по формированию УУД

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках литературы»

* ^ * Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы Презентация: Лаптева О.В., МОУ СОШ № 8 город Комсомольск-на-Амуре

* ^ *

Формирование универсальных учебных

действий на уроках литературы

Презентация:

Лаптева О.В., МОУ СОШ № 8

город Комсомольск-на-Амуре

* Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность обучающегося к САМО развитию и САМО совершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта умение учиться и развиваться.

* Универсальные учебные действия (УУД)

обеспечивают способность обучающегося к

САМО развитию и САМО совершенствованию посредством сознательного и активного

присвоения нового социального опыта

умение учиться и развиваться.

1 .  Цель : формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться; обеспечение умения школьников учиться. 2 .  Задачи: - формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; - развитие у детей способности к самосовершенствованию; - реализация системно-деятельностного подхода; - формирования опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. 3

1 . Цель : формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться; обеспечение умения школьников учиться.

2 . Задачи:

- формирование личностных, регулятивных,

познавательных, коммуникативных УУД;

- развитие у детей способности к самосовершенствованию;

- реализация системно-деятельностного подхода;

- формирования опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

3

* Технологии формирования УУД - Проектное обучение - Учебное сотрудничество - Коммуникативное взаимообучение - Дискуссия - Применение информационно-коммуникативных технологии

* Технологии формирования УУД

- Проектное обучение

- Учебное сотрудничество

- Коммуникативное взаимообучение

- Дискуссия

- Применение информационно-коммуникативных

технологии

1 этап - актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме; 2 этап - постановка ряда проблем; 3 этап - уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование. 4 этап -исследование: объединение и систематизация собранного материала. 5 этап - оформление работы (доклад, схема, тезисы, цитаты и их анализа, презентации) 6 этап - представление результата работы 7 этап - подведение итогов. Рефлексия. * Структура урока с использованием технологии

1 этап - актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме;

2 этап - постановка ряда проблем;

3 этап - уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование.

4 этап -исследование: объединение и систематизация собранного материала.

5 этап - оформление работы (доклад, схема, тезисы, цитаты и их анализа, презентации)

6 этап - представление результата работы

7 этап - подведение итогов. Рефлексия.

* Структура урока с использованием технологии

* Технологии формирования УУД Рефлексия: осознание учебной задачи;  понимание цели учебной деятельности;  способность адекватно оценивать себя и других

* Технологии формирования УУД

Рефлексия:

осознание учебной задачи;

понимание цели учебной деятельности;

способность адекватно оценивать себя и других

Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг . Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг . Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой чём)? в 4 шаг.  Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь?

Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):

1 шаг . Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была

цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг . Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой

(какой

чём)?

в

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой

помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

• fc Технология продуктивного чтения 3 этапа: 1 .  Работа с текстом до чтения 2 .  Работа с текстом во время чтения 3 .  Работа с текстом после чтения

• fc

Технология продуктивного чтения

3 этапа:

1 . Работа с текстом до чтения

2 . Работа с текстом во время чтения

3 . Работа с текстом после чтения

SL Работа с текстом до чтения W ~W Ш'  “ шт  Т Д * '\П*’ ТГ 111 ^г 4 ' 1 V ш

SL

Работа с

текстом до чтения

W ~W Ш'шт Т Д * '\П*’ ТГ 111 ^г 4 ' 1 V ш "Щ "Щ" "ЖЖ

Цель этапа

развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предво схищать содержание текста (урока)

Приемы работы

* Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа)

^ Составление вопросов к теме

* Высказывание предположений по новой теме на основе имеющихся знаний, иллюстративного материала

* Исторический комментарий

* Организация проблемной ситуации и др.

* Работа с текстом во время чтения Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации Приемы работы * Чтение текста «с карандашом» * Определение основных понятий (без чтения всего текста) доставление таблиц (выборочное чтение) доставление плана текста (для пересказа) * Поиск пропущенных слов

*

Работа с текстом во время чтения

Цель этапа

понимание текста и создание его читательской интерпретации

Приемы работы

* Чтение текста «с карандашом»

* Определение основных понятий (без чтения всего текста)

доставление таблиц (выборочное чтение)

доставление плана текста (для пересказа)

* Поиск пропущенных слов

РАБОТА с ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ Цель этапа постановка концептуального вопроса (почему?) повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли выполнение творческих заданий

РАБОТА с ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

Цель этапа

постановка

концептуального вопроса (почему?)

повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям

достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

выполнение творческих

заданий

Технология продуктивного чтения Цель: учим самостоятельно понимать текст Средство - приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения. Традиционный урок Продуктивное чтение До ЧТеНИЯ. Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст, по его названию... А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором; задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интепретация После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора До ЧТенИЯ. Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о ...» Во время чтения. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданиям учителя.

Технология продуктивного чтения

Цель: учим самостоятельно понимать текст Средство - приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

Традиционный урок Продуктивное чтение

До ЧТеНИЯ. Ученики

прогнозируют содержание текста:

«Предположите, о чем этот текст, по его названию... А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором; задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интепретация

После чтения. Беседуем и

уточняем позицию автора

До ЧТенИЯ. Учитель готовит

к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о ...»

Во время чтения.

Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают

После чтения. Ученики

отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданиям учителя.

* Результаты Развитие УУД: * Регулятивных : формирование умений самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока, прогнозирование результатов деятельности, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения;. * Познавательных : работа со словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе в открытом информационном пространстве; Извлечение информации, представленной в разных формах (текст; иллюстрация, таблица, схема). Изложение содержания текста подробно, сжато, выборочно. Формирование умений строить рассуждения. * Коммуникативных : аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника, ведение диалога, создание текстов различного типа, стиля, жанра; выступление перед аудиторией.

* Результаты

Развитие УУД:

* Регулятивных : формирование умений самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока, прогнозирование результатов деятельности, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения;.

* Познавательных : работа со словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе в открытом информационном пространстве;

Извлечение информации, представленной в разных формах (текст; иллюстрация, таблица, схема).

Изложение содержания текста подробно, сжато, выборочно. Формирование умений строить рассуждения.

* Коммуникативных : аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника, ведение диалога, создание текстов

различного типа, стиля, жанра; выступление перед аудиторией.

* Выводы * Выработка активной жизненной позиции и формирование творческой личности. * Роль ученика: социальный исследователь и организатор социального действия. * Формирование основных ключевых компетенций учащихся на уроках. * Использование ИКТ: развитие творческих, исследовательских способностей учащихся; более осмысленное изучение материала, приобретение навыков самоорганизации, развитие позн учащихся и интереса к предмету.

* Выводы

* Выработка активной жизненной позиции и формирование творческой личности.

* Роль ученика: социальный исследователь и организатор социального действия.

* Формирование основных ключевых компетенций учащихся на уроках.

* Использование ИКТ: развитие творческих, исследовательских способностей учащихся; более осмысленное изучение материала, приобретение навыков самоорганизации, развитие позн учащихся и интереса к предмету.