СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД обучающихся через создание портфолио

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е.  государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД обучающихся через создание портфолио»

Тема выступления: «Формирование УУД учащихся через создание портфолио».

Цель выступления:

Доказать эффективность работы с портфолио для формировании УУД обучающихся.

Задачи выступления:

- показать необходимость ведения портфолио школьника для создания ситуации успеха для каждого ученика, раскрытия индивидуальных способностей, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях, стимулирования стремления к самосовершенствованию;

- раскрыть более эффективные методы работы с портфолио для формирования УУД

- поделиться удачными находками в ведении портфолио

Актуальность проблемы:

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий.

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Познавательные (интеллектуальные умения) – обработка информации

Регулятивные (организационные умения) – организация своих дел, решения проблем

Коммуникативные (коммуникативные умения) – общение с людьми

Личностные (нравственно-оценочные умения) – оценка своих и чужих поступков.


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.


Учебная самостоятельность школьника переходит от чисто исполнительского поведения ученика к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. На начальную школу ложится особая задача – формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться.


Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.


Что такое портфолио?


Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности:


учебной;


творческой;


социальной;


коммуникативной

Портфолио ученика:


является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;


реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;


позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;


предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.


Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как:


процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;


копилка полезной информации;


наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;


повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.


Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:


сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);


учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;


позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.




Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.


Задачи:


1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;


2. поощрять их активность и самостоятельность;


3. развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;


4. формировать умение учиться, т. е. УУД – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.


Эти задачи возможно решить, если понимать, что портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.


Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.


Опыт работы с портфолио.

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть не только учебного процесса, но и внеурочной деятельности. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.


Проанализировав литературу и документацию по этому вопросу, опыт прошлых лет, столкнулись со следующими проблемами:


1. На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе, но нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В связи с этим возникает необходимость выработки единой методологической основы. В нашей школе мы разработали ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио. Портфолио наших учеников состоит из следующих разделов и работа с каждым из них построена так, чтобы эффективно шло формирование УУД.


Раздел 1 «Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя. Этот раздел может содержать информацию, которая интересна и важна для ребёнка, например:


"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя.


"Моя семья" - рассказ о своей семье.


"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об интересах, увлечениях.


"Мои увлечения" - рассказ о том, чем увлекается ребёнок. "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.


«Моя школа»- рассказ о школе и педагогах.


"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах. Можно вложить написанные проверочные работы и тесты, а также рисунки, доклады, собираются таблицы, графики, показывающие динамику обученности по различным предметам, что позволяет увидеть и проследить уровень сформированности УУД. В результате работы учащихся с данным разделом формируются регулятивные и личностные УУД, т.к. ребятам приходится учиться планировать и корректировать свои действия, давать оценку своей учебной деятельности, формируется мотивация к дальнейшему обучению.


Заполнение рубрик данного раздела помогает сформировать у учащегося познавательные и коммуникативные УУД, так как предполагают активную работу с информацией и её презентацию.


Раздел 2 «Мои планы и мечты» посвящен планированию школьниками своей деятельности на учебный год: чему ученик хочет научиться, какие умения считает нужным усовершенствовать, что новое хочет узнать.


Раздел 3 «Моя общественная работа» включает всю внеурочную деятельность ученика (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.). Ценность работы с данным разделом состоит в том, что происходит мотивация к активной общественной работе и развитие личностных и коммуникативных УУД.


Раздел 4 «Мои впечатления» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например: экскурсии, поездки, походы, праздники, классные часы) и комментариев и отзывов к ним: когда состоялось мероприятие и какое я принимал в нем участие, что позволяет развивать навыки рефлексии.


Раздел 5 «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста, сформировать ситуацию успеха.


Раздел 6 «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. Сюда включаются исследовательские и проектные работы (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы). Работая с этим разделом, учащиеся учатся анализировать свои работы и презентовать их. Развиваются регулятивные и коммуникативные УУД.

Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию; выучил и великолепно рассказал стихотворение, самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.


2. Другая проблема, которая может возникнуть при работе с портфолио – это то, что оно может превратиться в папку для сбора документов, а работа с ним сведётся к погоне за новыми грамотами и дипломами, что полностью перечёркивает ценность этой работы. В связи с этим встаёт вопрос «Как сделать работу с портфолио эффективной для развития личности учащегося?


Для решения этого вопроса мы выработали единые методы и формы работы.


Была разработана процедура презентаций портфолио, которая состоит из нескольких этапов:


1. презентация после прохождения каждого раздела в минигруппах;


2. презентация всего портфолио внутри класса;


3. представление более полных портфолио в конце года;


4. показ родителям на родительском собрании в конце года;


5. подведение итогов и награждение по номинациям в конце года на итоговом концерте.


Данные методы помогают формировать все УУД.


С родителями провожу собрания, где информирую их о том, как помочь ребёнку дома при заполнении портфолио.


Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.

Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. На работу с каждым разделом отводится 1,5 месяца.


1-3 неделя – сбор материала.


4 неделя – анализ материала.


5 неделя – оформление работ.


6 неделя – представление, защита работ.


Вывод:


К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».


Закончить выступление хочется словами Э. Хаббарта:


Цель обучения ребенка состоит в том,


чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.


А портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.