СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД при подготовке выпускника к итоговой аттестации по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Думать легко, действовать трудно, а превратить

мысль в действие – самая трудная вещь на свете».

И. Гете

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД при подготовке выпускника к итоговой аттестации по биологии»

Формирование УУД при подготовке выпускника к итоговой аттестации по биологии Соснина Галина Сергеевна

Формирование УУД при подготовке выпускника к итоговой аттестации по биологии

Соснина Галина Сергеевна

«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». И. Гете

«Думать легко, действовать трудно, а превратить

мысль в действие – самая трудная вещь на свете».

И. Гете

Что такое УУД? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть - способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Что такое УУД?

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть - способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Признаки УУД носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития (связующий элемент) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Признаки УУД

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития (связующий элемент)
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
ключевые цели общего образования Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. " width="640"

Виды УУД = ключевые цели общего образования

Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Функции универсальных учебных действий:    - Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. «Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» .

Функции универсальных учебных действий:

- Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

«Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» .

Ключевой навык - умение учиться! Учебная деятельность включает осознание (жонглирование) оперирование познавательными и учебными мотивами понимание учебной цели, задачи учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Ключевой навык - умение учиться!

Учебная деятельность включает осознание (жонглирование) оперирование

  • познавательными и учебными мотивами
  • понимание учебной цели, задачи
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Проблемы типичного выпускника Существует проблема осознанного чтения учебника. Страдает эффективность поиска информации Слабое, искаженное понимание сути определений - ошибки в применении Сленг упрощает бытовое общение, но усложняет понимание учебного текста. Нечеткое понимание биологических рисунков.

Проблемы типичного выпускника

  • Существует проблема осознанного чтения учебника.
  • Страдает эффективность поиска информации
  • Слабое, искаженное понимание сути определений - ошибки в применении
  • Сленг упрощает бытовое общение, но усложняет понимание учебного текста.
  • Нечеткое понимание биологических рисунков.
Как улучшить ситуацию? В ходе подготовки к экзамену необходимо структурировать имеющееся биологическое содержание всего курса.  Так как наибольшее количество заданий в КИМ приходится на раздел «Общая биология», то отработке этого содержания следует уделить наибольшее внимание.

Как улучшить ситуацию?

В ходе подготовки к экзамену необходимо структурировать имеющееся биологическое содержание всего курса.

Так как наибольшее количество заданий в КИМ приходится на раздел «Общая биология», то отработке этого содержания следует уделить наибольшее внимание.

 Особое внимание следует уделять заданиям, представленным в действующих вариантах ЕГЭ и ОГЭ: на множественный выбор, установление соответствия; установление последовательности; решение биологических задач; а также заданиям со свободным развернутым ответом, требующим от обучающихся умений обоснованно, кратко и логично излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.

Особое внимание следует уделять заданиям, представленным в действующих вариантах ЕГЭ и ОГЭ: на множественный выбор, установление соответствия; установление последовательности; решение биологических задач; а также заданиям со свободным развернутым ответом, требующим от обучающихся умений обоснованно, кратко и логично излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.

В целях достижения высоких результатов рекомендуется постепенно увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся как на уроке, так и во внеурочное время. Для подготовки к итоговой аттестации рекомендуется использовать методические материалы, а также интернет-ресурсы: Инфоурок, Образовариум, ЯКласс, “Российская электронная школа”. Обратить внимание на изучение биологического материала вызывающего затруднения у обучающихся

В целях достижения высоких результатов рекомендуется постепенно увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся как на уроке, так и во внеурочное время.

Для подготовки к итоговой аттестации рекомендуется использовать методические материалы, а также интернет-ресурсы: Инфоурок, Образовариум, ЯКласс, “Российская электронная школа”.

Обратить внимание на изучение биологического материала вызывающего затруднения у обучающихся

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!