СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД в начальной школе (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается понятие универсальные учебные действия, условия, методы, технологии формирования УУД обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД в начальной школе (из опыта работы)»

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Современные потребности ученика останутся нереализованными, если в образовательном процессе он не обретёт статус субъекта образования (т.е. обучение ради
самоизменения). Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения
учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!

Что же такое «универсальные учебные действия»?

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1. Личностный

2. Познавательный

3. Регулятивный

4. Коммуникативный

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действии направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Главной целью моей педагогической деятельности считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Главная задача моей работы - формирование универсальных учебных действий.

--- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Познавательные УУД:

1)учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2)учимся делать схемы;

3) учимся делать выводы;

4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;

5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

1)учимся слушать и понимать других;

2)учимся строить речевое высказывание;

3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;

4)учимся работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) учимся делать предположение;

2) учимся оценивать свои действия;

3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.

Я выделяю условие, обеспечивающее у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности.

Это включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

Какие же действия позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1.Для развития умения оценивать свою работу дети вместе со мной разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания. Не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2.Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3.На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.

4.Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяю цель урока.

5.Включаю детей в открытие новых знаний.

6. Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией–пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Обращаем внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

7.Используем проектные формы работы.

8.Показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям ученики учатся оценивать и свою работу.

9.Учу детей ставить цели и искать пути их достижения, а так же решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

10.Учу разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

11.Общаемся с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности работая в коллективе. При этом активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

12.Вместе решаем возникающие учебные проблемы. Ученикам даю возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

13. Учу детей планировать свою работу и свой досуг.

Поэтому организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию мини-исследования,

— технологию организации проектной деятельности,

— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Данная технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Работу по формированию УУД строю по следующему алгоритму:

- планирование,

- формирование,

- диагностика,

- план корректировки,

- подбор заданий,

- рефлексия.

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие, как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она является неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют так называемые карточки «светофоры», смайлики с улыбкой, а также шкала успеха.

Так же один из эффективных методов формирования УУД, который я использую–групповое обучение, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Почему именно этот метод я считаю эффективным. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

- полное внимание к однокласснику;

- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие;

-никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.

Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т.п.- привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать–т.е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке».

Следующим условием для успешного формирования УУД  является диагностика.

В своем классе я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности УУД.

Уровень сформированности универсальных учебных действий

Уровень

2 В класс

высокий

средний

низкий

чел

%

чел

%

чел

Регулятивные

4

12

21

64

8

24

Познавательные

4

12

23

70

6

18


Уровень

3 В класс

высокий

средний

низкий

чел

%

чел

%

чел

Регулятивные

9

27

19

58

5

15

Познавательные

8

24

21

64

4

12


Уровень сформированности предметных умений

Уровень

2 В класс

чел

%

Повышенный

15

46

Базовый

12

36

Ниже базового

6

18


Уровень

3 В класс

чел

%

Повышенный

20

61

Базовый

9

27

Ниже базового

4

12


По результатам проведения диагностики можно отметить рост уровня сформированности УУД обучающихся, а также повышение уровня сформированности предметных умений.

В своей работе я использую:

В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.

Обязательным считаю применение современных образовательных технологий, в том числе и здоровьесберегающих: использование физминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательную гимнастику. Они вызывает интерес.

В конце урока каждая группа оценивает друг друга смайликами. А свою работу оценивают по шкале успеха. Выбирают и рисуют выбранный символ.

Шкала успеха:

∆ - я мог (- ла) работать и лучше;

 - Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;

○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;

- Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

Данный вид работы помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим.

Использование данных технологий и методов обучения на  уроке позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

• повысить объем выполняемой на уроке работы;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Кроме того, освоение учебной информации позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все возможности методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение данных технологий и методов обучения в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

Проанализировав результаты работы, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методов приводит к стабильным результатам.