ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ШМЫГИНА С.В. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ «ШКОЛА №106 ГО ДОНЕЦК)
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский .
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. "Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь"
Ш.А. Амонашвили
МОТИВАЦИЯ
- Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам.
- Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Внутренняя мотивация — это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее .
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПОНЯТИЯМИ:
Эмоции
Постановка целей
Интересы
Мотив учения
Реакция
ребёнка на
воздействие
внешних и
внутренних
раздражителей
Познавательно-эмоциональное отношение школьника
учению
Смысл учения
Внутреннее
отношение
ученика
к учению
Направленность ученика на выполнение действий
Побудительная
причина
к действию
М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я
Пять уровней внутренней учебной мотивации
- Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.
- Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
- Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ
ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ :
- Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
- Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
- Развитие коммуникативной компетенции у учащихся.
- Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- эмоциональная речь учителя;
- использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
- применение поощрения и порицания;
- вера учителя в возможности ученика;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Приемы деятельности учителя русского языка и литературы, способствующие формированию мотивации в целом
Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно: – включение учеников в коллективные формы деятельности; – привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; – сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; – поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы; – занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты); – умелое применение поощрения и наказания.
Специальные задания на упрочение отдельных сторон внутренней мотивации
Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению. Предлагаемые школьникам задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом: а) укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости к педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора); б) создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции; в) обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности); г) устойчивость целей и упорство в их реализации. (Преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).
Формирование внутренней мотивации
на отдельных этапах урока Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки. Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации: – этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать); – этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю); – этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).
Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию внутренней мотивации “отставших детей”.
Эта работа включает следующие направления: – восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач; – ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого); – укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий )
Классификации методов обучения и их дидактических характеристик :
1. Информационные методы обучения
- беседа, лекция, рассказ, консультация, демонстрация, экспертиза, доклад, обзор, отчет, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью, встречи с именитым гостем. Пути формирования внутренней мотивации: исторический ракурс, яркие факты, биографии ученых, возбуждение внимания, практическая необходимость материала для специалиста и его ценность для интеллектуального развития, удивление, возбуждение, любопытство, задействование ассоциативной памяти, эмоции, дискуссия, умение общения.
Операционные методы:
- работа с учебниками, опорными схемами, мнемониками, алгоритмами, ориентировочными карточками, поэтапное формирование знаний, практические методы, упражнения, лабораторные работы, "делай так, как я", тренинг, программирование обучения, АОС, эксперимент, самостоятельная работа.
Пути формирования мотивации: создание ситуации, авансирующей успех, работа на будущие цели, стремление к цели, внимание к содержанию, поощрение, предъявление учебных требований, групповая работа, самостоятельное достижение результата, критика и самокритика, составление планов, анализ случаев из практики, человеческая ценность знания.
Творческие методы обучения:
- анализ конкретных ситуаций, беседа по методу Сократа, деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса, “думай и слушай”, инновационная игра, лабиринт действий, метод аперцепции-интеракции, “мозговая атака”, панельная дискуссия, программа саморазвития, студия активного слушания, эвристика, метод контрольных вопросов, метод проб и ошибок, творческий диалог, проблематизация, метод “круглого стола”, имитационная игра, проектирование и т.д.
Пути формирования мотивации: создание познавательных противоречий, проблемно-поисковых ситуаций, эмоциональный настрой, учение, основанное на деятельности, любознательность, анализ событий, разрешение инцидентов и конфликтов, исследование обстоятельств, игровой азарт, ролевая игра, использование ЭВМ, самоанализ деятельности, рефлексия, реакция преподавателя и аудитории, коллективный поиск, похвала, знание о возможностях, финансирование, профессиональная необходимость, ожидание .
- Своя опора
- Повторяем с контролем
- Пересечение тем
- Взаимоопрос
- Лови ошибку
- Мозговой штурм
- Театрализация
- Резюме
- Создание ситуации успеха
- Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля
- Создание ситуации успеха
- Оценка – не отметка
- Кредит доверия
- Использование жизненного опыта ребенка
- Игра «Классификация»
- Игра «Продолжить ряд»
- Игра « Четвертый лишний»
- Игра «Знаете ли вы, что…?»
- Прием «Закончи предложения»
- Игры-тренинги
- Игры в случайность
- “ Да-нет”
- “ Автор”
- “ Фантазёр”
- «Игра с мячом»
- Привлекательная цель
- Фантастическая добавка
- Пресс – конференция
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Личность учителя и характер его отношения к ученику при формировании внутренней мотивации на уроках русского языка и литературы Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
Вывод: Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом.
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
- через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития ребенка;
- с помощью побуждающих функций средств в педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации;
- систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.