СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование внутренней мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внутренняя мотивация играет ключевую роль в достижении целей и развитии личности. Она не зависит от внешних стимулов, а исходит из личных ценностей, интересов и стремлений. Это позволяет сохранять вовлечённость в деятельность даже в условиях трудностей. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование внутренней мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы»

                    ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ   ШМЫГИНА С.В.  УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  ГБОУ «ШКОЛА №106 ГО ДОНЕЦК)

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ШМЫГИНА С.В. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ «ШКОЛА №106 ГО ДОНЕЦК)

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,  если у ученика нет желания учиться.   В.А. Сухомлинский .

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

В.А. Сухомлинский .

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. "Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь"

Ш.А. Амонашвили

МОТИВАЦИЯ   Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету.

МОТИВАЦИЯ

  • Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам.
  • Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету.

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ  УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Мотив  (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.  Мотивация - побуждения, вызывающие активность  организма и определяющие ее направленность. Внутренняя мотивация — это выполнение определенной ра­боты из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее .

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация - побуждения, вызывающие активность  организма и определяющие ее направленность.

Внутренняя мотивация — это выполнение определенной ра­боты из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее .

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПОНЯТИЯМИ: Эмоции Постановка целей Интересы Мотив учения Реакция  ребёнка на  воздействие внешних и  внутренних  раздражителей Познавательно-эмоциональное отношение школьника  учению  Смысл учения Внутреннее отношение  ученика к учению Направленность ученика на выполнение действий Побудительная  причина  к действию  М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПОНЯТИЯМИ:

Эмоции

Постановка целей

Интересы

Мотив учения

Реакция

ребёнка на

воздействие

внешних и

внутренних

раздражителей

Познавательно-эмоциональное отношение школьника

учению

Смысл учения

Внутреннее

отношение

ученика

к учению

Направленность ученика на выполнение действий

Побудительная

причина

к действию

М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я

Пять уровней внутренней учебной мотивации Первый уровень  – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Второй уровень  – хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.  Третий уровень  – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Четвертый уровень  – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия.  Пятый уровень  – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Пять уровней внутренней учебной мотивации

  • Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.
  • Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
  • Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ : Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях. Развитие коммуникативной компетенции у учащихся. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ :

  • Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
  • Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
  • Развитие коммуникативной компетенции у учащихся.
  • Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; эмоциональная речь учителя; использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; применение поощрения и порицания; вера учителя в возможности ученика; формирование адекватной самооценки учащихся;   стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • применение поощрения и порицания;
  • вера учителя в возможности ученика;
  • формирование адекватной самооценки учащихся;
  •   стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Приемы деятельности учителя русского языка и литературы, способствующие формированию мотивации в целом  Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:  – включение учеников в коллективные формы деятельности;  – привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;  – сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;  – поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;  – занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);  – умелое применение поощрения и наказания.

Приемы деятельности учителя русского языка и литературы, способствующие формированию мотивации в целом

Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно: – включение учеников в коллективные формы деятельности; – привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; – сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; – поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы; – занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты); – умелое применение поощрения и наказания.

Специальные задания на упрочение отдельных сторон внутренней мотивации

Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению. Предлагаемые школьникам задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом: а) укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости к педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора); б) создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции; в) обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности); г) устойчивость целей и упорство в их реализации. (Преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).

 Формирование внутренней мотивации  на отдельных этапах урока  Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки.  Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации:  – этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);  – этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);  – этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).

Формирование внутренней мотивации

на отдельных этапах урока Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки. Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации: этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать); – этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю); этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).

Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию внутренней мотивации “отставших детей”.   Эта работа включает следующие направления:  – восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач;  – ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);  – укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий )

Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию внутренней мотивации “отставших детей”.

Эта работа включает следующие направления: – восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач; – ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого); – укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий )

 Классификации методов обучения и их дидактических характеристик :  1. Информационные методы обучения беседа, лекция, рассказ, консультация, демонстрация, экспертиза, доклад, обзор, отчет, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью, встречи с именитым гостем.  Пути формирования внутренней мотивации:  исторический ракурс, яркие факты, биографии ученых, возбуждение внимания, практическая необходимость материала для специалиста и его ценность для интеллектуального развития, удивление, возбуждение, любопытство, задействование ассоциативной памяти, эмоции, дискуссия, умение общения.

Классификации методов обучения и их дидактических характеристик :

1. Информационные методы обучения

  • беседа, лекция, рассказ, консультация, демонстрация, экспертиза, доклад, обзор, отчет, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью, встречи с именитым гостем. Пути формирования внутренней мотивации: исторический ракурс, яркие факты, биографии ученых, возбуждение внимания, практическая необходимость материала для специалиста и его ценность для интеллектуального развития, удивление, возбуждение, любопытство, задействование ассоциативной памяти, эмоции, дискуссия, умение общения.

Операционные методы:  работа с учебниками, опорными схемами, мнемониками, алгоритмами, ориентировочными карточками, поэтапное формирование знаний, практические методы, упражнения, лабораторные работы,

Операционные методы:

  • работа с учебниками, опорными схемами, мнемониками, алгоритмами, ориентировочными карточками, поэтапное формирование знаний, практические методы, упражнения, лабораторные работы, "делай так, как я", тренинг, программирование обучения, АОС, эксперимент, самостоятельная работа.

Пути формирования мотивации: создание ситуации, авансирующей успех, работа на будущие цели, стремление к цели, внимание к содержанию, поощрение, предъявление учебных требований, групповая работа, самостоятельное достижение результата, критика и самокритика, составление планов, анализ случаев из практики, человеческая ценность знания.

Творческие методы обучения:   анализ конкретных ситуаций, беседа по методу Сократа, деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса, “думай и слушай”, инновационная игра, лабиринт действий, метод аперцепции-интеракции, “мозговая атака”, панельная дискуссия, программа саморазвития, студия активного слушания, эвристика, метод контрольных вопросов, метод проб и ошибок, творческий диалог, проблематизация, метод “круглого стола”, имитационная игра, проектирование и т.д.    Пути формирования мотивации:  создание познавательных противоречий, проблемно-поисковых ситуаций, эмоциональный настрой, учение, основанное на деятельности, любознательность, анализ событий, разрешение инцидентов и конфликтов, исследование обстоятельств, игровой азарт, ролевая игра, использование ЭВМ, самоанализ деятельности, рефлексия, реакция преподавателя и аудитории, коллективный поиск, похвала, знание о возможностях, финансирование, профессиональная необходимость, ожидание .

Творческие методы обучения:

  • анализ конкретных ситуаций, беседа по методу Сократа, деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса, “думай и слушай”, инновационная игра, лабиринт действий, метод аперцепции-интеракции, “мозговая атака”, панельная дискуссия, программа саморазвития, студия активного слушания, эвристика, метод контрольных вопросов, метод проб и ошибок, творческий диалог, проблематизация, метод “круглого стола”, имитационная игра, проектирование и т.д.

Пути формирования мотивации: создание познавательных противоречий, проблемно-поисковых ситуаций, эмоциональный настрой, учение, основанное на деятельности, любознательность, анализ событий, разрешение инцидентов и конфликтов, исследование обстоятельств, игровой азарт, ролевая игра, использование ЭВМ, самоанализ деятельности, рефлексия, реакция преподавателя и аудитории, коллективный поиск, похвала, знание о возможностях, финансирование, профессиональная необходимость, ожидание .

Своя опора Повторяем с контролем Пересечение тем Взаимоопрос Лови ошибку Мозговой штурм Театрализация Резюме Создание ситуации успеха Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля  Создание ситуации успеха Оценка – не отметка Кредит доверия Использование жизненного опыта ребенка  Игра «Классификация» Игра «Продолжить ряд» Игра « Четвертый лишний» Игра «Знаете ли вы, что…?» Прием «Закончи предложения» Игры-тренинги Игры в случайность “ Да-нет” “ Автор” “ Фантазёр” «Игра с мячом» Привлекательная цель Фантастическая добавка Пресс – конференция  МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
  • Своя опора
  • Повторяем с контролем
  • Пересечение тем
  • Взаимоопрос
  • Лови ошибку
  • Мозговой штурм
  • Театрализация
  • Резюме
  • Создание ситуации успеха
  • Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля
  • Создание ситуации успеха
  • Оценка – не отметка
  • Кредит доверия
  • Использование жизненного опыта ребенка
  • Игра «Классификация»
  • Игра «Продолжить ряд»
  • Игра « Четвертый лишний»
  • Игра «Знаете ли вы, что…?»
  • Прием «Закончи предложения»
  • Игры-тренинги
  • Игры в случайность
  • Да-нет”
  • Автор”
  • Фантазёр”
  • «Игра с мячом»
  • Привлекательная цель
  • Фантастическая добавка
  • Пресс – конференция

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Личность учителя и характер его отношения к ученику при формировании внутренней мотивации на уроках русского языка и литературы   Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.  Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

Личность учителя и характер его отношения к ученику при формировании внутренней мотивации на уроках русского языка и литературы Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

Вывод:  Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития ребенка; с помощью побуждающих функций средств в педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации; систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.

Вывод: Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом.

  • Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
  • через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития ребенка;
  • с помощью побуждающих функций средств в педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации;
  • систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.