Тема: «Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта»
С проблемой времени человек сталкивается постоянно. Человек живет во времени. Именно в определенном времени с человеком происходят те или иные события. Современная жизнь характеризуется острой нехваткой времени, быстрым ритмом жизни. Чтобы быть успешным, человеку необходимо хорошо ориентироваться во времени, распределять время, чувствовать время, анализировать, насколько рационально, оно было использовано, ценить его.
Время становится для ребенка регулятором его деятельности. Он сам должен ориентироваться в отрезках времени различной протяженности, соотносить свою деятельность с определенным временем, обладать чувством времени. Если у школьника не сформированы вышеуказанные умения, он будет испытывать затруднения при обучении в школе: не сможет укладываться во время, отведенное для выполнения определенного задания, будет нерационально распределять свое время между учебной деятельностью и игрой.
Младшие школьники с нарушением интеллекта плохо ориентируются в окружающей обстановке. Формирование временных представлений у них проходит с еще большими трудностями и гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся детей. Дети с нарушениями интеллекта имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью.
Начиная работу в начале учебного года учителем - дефектологом проводится обследование развития представлений о времени у младших школьников с нарушением интеллекта. Обследуя умение ориентироваться во времени, выделяются следующие моменты:
1. Знают ли дети времена года (показывают ли эти времена года по картинкам, называют или только показывают, умеют ли словесно описать признаки времен года, знают ли последовательность времен года). Называют ли месяцы, относящиеся к данному времени года.
2. Умеют ли определять и называть части суток, знают ли их последовательность (по картинкам двух видов – с изображением действий в разные части суток и природными явлениями (положение Солнца и Луны в разное время суток), отмечается, на каких картинках лучше определяют части суток и какую часть суток лучше знают).
3. Как называют дни недели, знают ли их последовательность.
Обследование позволяет выявить уровень развития временных представлений, дает возможность более точно определить основные направления фронтальной или индивидуальной работы по данной теме. Повторное обследование на конец учебного года позволит увидеть динамику результатов работы учителя-дефектолога.
| Ф. И. ученика | Опреде- ляет части суток | Называет дни недели по порядку | Знает времена года | Называет месяцы относящи-еся к определен- ному времени года | Определя-ет время по часам | Уровень развития |
1 | Катя | - | - | + | - | - | низкий |
2 | Аня | + | + | + | + | + | высокий |
3 | Дима | + | - | + | + | - | средний |
«+»-справился
«-»-не справился
«+-»-затрудняется
Дети с нарушением интеллекта затрудняются или не могут определить и назвать последовательность времен года. Отсутствуют представления о цикличности этих временных отрезков. Сведения о днях недели и о частях суток нечеткие и разрозненные. Как правило, дети знают названия лишь некоторых дней недели, различают только день и ночь.
При определении дней недели и времени суток младшие школьники с нарушением интеллекта опираются на опыт своей повседневной деятельности. Однако, в связи с тем, что их представления беднее по содержанию, менее устойчивы, носят фрагментарный характер, перечисляют значительно меньше видов деятельности, чем нормально развивающиеся дети.
Дети с нарушением интеллекта в начальной школе по программе В.В. Воронковой с лёгкой степенью умственной отсталости должны усвоить временные представления поэтапно в следующем порядке:
в первом классе уточняются представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь);
учащиеся должны усвоить названия, порядок дней недели, количество суток в неделе.
ко второму классу учащиеся должны иметь большой запас наблюдений смены дней в течение недели; получают понятие об единице измерения времени – часе, знакомятся с прибором для измерения времени – часами, узнают об их назначении, о том, зачем людям нужно знать и уметь измерять время, должны научиться определять время с точностью до 1 часа.
в третьем классе дети учатся определять время с точностью до 5 минут; знакомятся с понятием «год»; должны усвоить порядок месяцев в году; пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями; определять время по часам (время прошедшее, будущее);
в четвёртом классе учатся определять время с точностью до 1 минуты (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го); знать меры времени и их соотношение.
При формировании временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта целесообразно использовать наглядность (наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года»), словесный материал: загадки, пословицы, стихотворения, рассказы и дидактические игры. Приведу примеры заданий, которые можно использовать на уроках окружающего мира, математики, чтения и коррекционных занятиях для формирования временных представлений и развития познавательного интереса учащихся с нарушением интеллекта.
Коррекционно-развивающие упражнения для формирования
временных представлений
1. Необходимо предлагать задания на сравнение знакомых, связанных с практической деятельностью, временных представлений.
Например: определить продолжительность какого-либо события дети могут только в сравнении с продолжительностью привычной для них деятельности.
Что длится дольше – урок или перемена?
Что короче по времени обед или прогулка?
Что короче: день или неделя?
Что длиннее (час или сутки, ночь или сутки)?
Какое время года бывает перед осенью?
Какой день недели бывает перед средой?
Какой день недели наступает после пятницы? и т.д.
« Закончи предложение».
Завтракаем мы утром, а ужинаем…( Вечером).
Спим мы ночью, а делаем зарядку…(Утром).
Днём мы обедаем, а завтракаем …(Утром).
Солнце светит днём, а луна …(Ночью).
Ужинаем мы вечером, а обедаем…(Днем).
Перед понедельником идет воскресенье, а после среды …(Четверг)
Если сегодня вторник, то завтра будет …(Среда)
Такие задания формируют представления о бытовом времени.
2. Игра «Молчанка»
У вас на парте лежат карточки с названиями дней недели. Расположите их в правильной последовательности.
А теперь поиграем в молчанку. Я буду задавать вопрос, а вы будете молча поднимать нужную карточку с названием дня недели.
Какой сегодня день?
Какой день был вчера?
Какой день будет завтра?
Какой день по счёту пятый?
Какой день выходной?
Какой день по счёту первый?
Какой ваш самый любимый день? Почему?
3. Временные понятия «утро», «день», «вечер», «ночь»
По карточкам, отображающим занятия людей, составить последовательность смены времени суток. Учитель называет время суток, дети показывают соответствующую картинку.
Учитель показывает движения, ребенок должен догадаться и назвать время суток (делает зарядку, умывается, одевается - утро; шьет на машинке, пишет на доске, играет в футбол - день; одеваем пижаму, заводит будильник, ложится спать в постель - вечер).
4. Физкультминутки
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье –
Целый день я отдыхал.
Крайне важно помочь школьникам получить и систематизировать знания о времени, а также научить их планировать свою деятельность в режиме реального времени.
5. «Отметь знаком + признаки осени»
Солнышко светит ярко.
Сильные морозы.
Идут дожди.
Люди ходят в валенках.
Улетают птицы.
Листья с деревьев опадают.
Тает снег..
День становится короче, а ночь длиннее.
6. Продолжите цепочки
Дни недели: понедельник, …
Времена года: весна, …
Весенние месяцы: март, …
Летние месяцы: июнь, …
Осенние месяцы: сентябрь,…
Зимние месяцы: декабрь,
7. Вставь пропущенное слово
Зима, ___________, лето, осень.
Утро, день, ________, ночь.
Вторник, среда, четверг, ________.
Суббота, _____, понедельник, вторник.
Август, сентябрь, ___________, ноябрь.
____________, апрель, май, июнь.
8. Соедините стрелочками времена года и названия месяцев
ЗИМА ВЕСНА ОСЕНЬ ЛЕТО
Май Декабрь Ноябрь Июнь Сентябрь Август
Февраль Март Январь Апрель Июль Октябрь
9. Найди слова с противоположным значением
Вчера - _____________
Зима- _______________
Осень -________________
Утро - ________________
Лето - ________________
Ночь - ________________
Слова для справок: лето, зима, весна, вечер, день, завтра.
10. Вставь нужное число
В году ______________месяцев.
В неделе _______________дней.
В сутках ____________ часа.
В сентябре __________дней.
В году ____________времени года.
В сезоне ______________месяцев.
11. Зачеркни лишнее слово на строке
Вчера, завтра, пятница, сегодня.
Ночь, зима, утро, вечер.
Природа, осень, весна, лето.
Июнь, июль, лето, август.
Скоро, минута, секунда, час.
Секундомер, часы, будильник, компас.
12. Соедини линией два обозначения одной и той же даты
Четвертое июля Седьмое апреля Восьмое марта Десятое декабря
Двенадцатое октября Третье августа Первое мая Пятое января
03.08 07.04 01.05 08.03 04.07 10.12 05.01 12.10
13. Допиши ответ на вопрос
1. Какой месяц бывает между мартом и маем? __________________
2. Какой день недели бывает перед средой? ____________________
3. Какое время года наступает после зимы? ____________________
4. Какое время суток следует за утром? ________________________
5. Какое время суток между ночью и днем? ____________________
6. Какой день недели между четвергом и субботой? ______________
Рекомендации учителям, работающим с младшими школьниками с нарушением интеллекта.
Начиная работу по формированию временных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта, следует учитывать следующие требования:
Необходимо формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, события со временем, в которое оно протекает.
Знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени (сутки больше, чем день или ночь, сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты и т. д.).
Показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.
Формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.). Учащиеся должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени, необходимого для выполнения той или иной работы, подмечать зависимость между количеством продукции и затраченным на ее изготовление временем, отчетливо выделять связи и отношения между явлениями и событиями, давать им четкое словесное описание.
Проводить работу по формированию временных представлений и понятий на других учебных предметах (уроках музыки, русского языка, физкультуры, рисования) и во внеурочное время.
Проводить работу по развитию временных представлений систематически независимо от темы урока, затрачивая по 5-10 минут урока.
Учитель-дефектолог:
Зарубицкая Людмила Михайловна
МБОУ СОШ № 18
г.Канск, Красноярского края