«Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры»
Дамбаев Б.З.- учитель физической культуры
МБОУ «Можайская СОШ»
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделай его крепким и здоровым: пусть он работает, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении.
Жан Жак Руссо
В настоящее время в современном обществе основной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства. Это одно из важнейших направлений внедряемых ФГОС.
В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего и среднего образования, ясно то, что цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для учителя является - овладение школьниками основ физической культуры.
При проведении уроков физической культуры я опираюсь на современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребёнка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.
Воспитывая культуру здоровья, здорового образа жизни, я обучаю учащихся приёмам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования, что привело к необходимости пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в нашей школе. Считаю, что мой предмет «Физическая культура» понимается как единство двух составных частей.
Первая составная часть создает у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры.
Вторая составная часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственной деятельности, а также на умение применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
Изменения в системе общего основного образования ведут к разработке новой концепции физического воспитания. Поэтому я думаю, что для этого необходимо, помимо комплекса педагогических, медико-биологических, психологических и социологических исследований в области физической культуры, чётко определить роль и место физкультуры, и взаимодействие с другими учебными дисциплинами.
Однако, как подтверждает практика, 3 урока физкультуры в неделю не могут достаточно решить все проблемы физического воспитания. Все мы знаем, что народная мудрость гласит: «Движение – это жизнь!». Но в результате научно-технического прогресса резко снизилась двигательная активность детей. Сейчас у ребят в особом почёте телефоны и гаджеты. Негативные последствия этого на лицо – дети мало двигаются , много сидят в одном положении, что отрицательно влияет на их здоровье.
На каждом уроке стараюсь выделять три основных направления современного урока по учебному предмету «Физическая культура» – оздоровительное, образовательное и воспитательное. Это реализуется через уроки, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные соревнования и т.д.
Моя педагогическая деятельность направлена на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья. На уроках физической культуры я применяю такие педагогические технологии, таких как:
технология деятельностного подхода,
проектная и исследовательская деятельность,
но больше всего применяю здоровьесберегающие технологии, технология игрового обучения.
-определение нагрузок на уроках физкультуры и их дифференциация с учётом физического развития и состоянием здоровья детей;
-выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание, влажная уборка, соблюдение теплового и светового режима);
-введение в учебно-воспитательный план уроков здоровья, профилактических бесед, введение в режим работы школы физкультминуток во время уроков;
-совершенствование системы физкультурно-спортивных мероприятий;
-систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;
-проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья.
Конечно, каждое образовательное учреждение самостоятельно составляет структуру оздоровительных блоков в зависимости от материально-технических возможностей, целей и задач программ оздоровления учащихся. В нашей школе функционирует спортивный зал, с имеющимся необходимым спортивным инвентарём. При школе находится спортивная площадка, включающая: футбольное и волейбольное поля, беговую дорожку. Все это позволяет повысить эффективность проводимых уроков и повышает интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом. В школе работают секции «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол».
Очень актуален вопрос – как сформировать желание заниматься физической культурой у детей школьного возраста? Ответ, на мой взгляд, включает в себя четыре элемента.
Первый – описание цели, которую необходимо достигнуть.
Второй – мотивация действия. Нужно опирать на значимый для школьника мотив.
Третий – практическая реализация ведущего мотива.
Четвёртый – результат, который должен быть достигнут после выполнения тренировочной работы.
Таким же образом можно сформировать положительное отношение и интерес к выполнению школьником практически любой деятельности.
Специалисты утверждают, что сегодня гарантией победы на спортивной арене служит не только высокий уровень технического мастерства спортсмена, но и создание им художественного образа.
В своей практике я применяю интегрированные уроки, например: физическая культура + математика, физическая культура + биология, физическая культура + музыка.
Музыка определяет характер движения, его развитие, создаёт эмоциональную основу действия, способствуя тем самым претворению в жизнь здоровьесберегающих технологий.
Главное правило использования форм и методов искусства в физкультурном образовании – это не бояться импровизировать, сочетая двигательный компонент (физическую культуру) с духовным (искусством), проявлять творчество и воображение, учить этому детей, потому что это так необходимо в современной жизни.
Педагогический опыт использования музыкально-ритмических подвижных игр показывает, что у детей кроме физических развиваются эстетические и нравственные качества, умственные и музыкальные способности, а также речь, логическое и образное мышление. Слияние музыки и физической культуры, дополняющих друг друга, содействует совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Выполняя различные физические упражнения, надо знать, что ребёнок всех заставляет улыбаться, но не каждого – думать. Проблемы будущего любой семьи, да и будущего страны, напрямую зависят от главного – кто будет строить. И семью, и страну. Люди свободные, красивые и сильные или неуверенные, болезненные, безграмотные и бесхарактерные. Это зависит во многом от родителей, от того – как внимательно, бережно, осмысленно и изобретательно они раскрывают возможности и таланты своих детей. Необходимо совместно с детьми заниматься спортом, интересоваться их успехами, подавать положительный пример.
На мой взгляд, надо начать с основы: разработать нормативные требования по развитию двигательных качеств для детей, поступающих в I класс; познакомить родителей будущих первоклассников с нормативными требованиями; проводить тестирование будущих учеников при поступлении в школу; организовывать семинары и консультации для родителей по развитию двигательных качеств детей. Свой вклад должны внести и полноценно работающие телевидение, пропаганда, пресса.
Вести же уроки физической культуры с 1 по 11-й класс должны специалисты; ведь именно в начальной школе закладываются основные физкультурные знания, навыки и умения, главное, мотивация к дальнейшему физическому самосовершенствованию.
Оптимальная двигательная активность как бы включает механизмы выздоровления и держит их в рабочем состоянии, что повышает сопротивляемость организма к различным патогенным факторам и способствует быстрому выздоровлению при болезни. Недостаток движений создаёт условия для проявления наследственной предрасположенности к заболеваниям и, значит, ограничивает годность к некоторым профессиям, омрачает перспективу будущего материнства и отцовства.
Почему проблема здоровья детей вышла на первое место? Да, только потому, что оно продолжает ухудшаться, а «Физическая культура» единственный предмет в школе, способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся, – упорно отодвигается на «вторые роли». Отрадно отметить, что в настоящее время Правительством нашей страны уделяется большое внимание развитию физической культуры и спорта. Подтверждением тому является и введение третьего часа физкультуры в учебный план, строительство уникальных спортивных залов, стадионов, дворцов; проведение массовых спортивных соревнований различного уровня.
Что можно сделать для оптимизации оздоровительного, развивающего и образовательного компонентов в рамках новой, многогранной роли физической культуры?
Реализация оздоровительного компонента требует разработки конкретных требований к уровню здоровья школьников, как единство физического и интеллектуального факторов. Всё это позволяет утверждать, что исключительно важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего и основного образования предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.