СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников в рамках внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

Просмотр содержимого документа
««Формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников в рамках внеурочной деятельности»»


Светлана Валентиновна Кепова,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным

изучением отдельных предметов имени И.Н. Зикеева» г. Курска



«Формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников в рамках внеурочной деятельности»


ФГОС НОО определяют задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. «Здоровый ребенок – успешный ребенок». Если ребенок не знает, как сохранить свое здоровье, куда и как правильно деть свою энергию, где применить свои физические возможности, вполне возможно, что такой ребенок сталкивается с трудностями в обучении и воспитании. В связи с этим, помимо общих задач, поставленных образовательным учреждением для создания условий в процессе обучения и воспитания, обязательными остаются цели по поддержанию здоровья наших воспитанников.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Необходимо помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.

Именно через внеурочную деятельность уже с начальной школы можно системно развивать ценностное отношение к здоровью у младших школьников.

Учителя начальных классов всегда помнят, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Именно поэтому детям необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления является двигательной деятельностью с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Суть работы учителя заключается в том, чтобы воспитать и развивать в каждом ученике свободную, талантливую, физически здоровую личность, обогащённую знаниями, готовую к созидательной трудовой деятельности.

Результат педагогического процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста представлен характеристикой обучающегося, обладающего здоровьесберегающей компетентностью: у него сформированы представления о самоценности здоровья и жизни; развиты ценности здорового образа жизни; ученик мотивирован к сбережению своей жизни и здоровья, здоровья окружающих его людей. Это ребенок, имеющий информацию о своих возможностях и верящий в собственные силы, ощущающий себя субъектом здоровья. Ученик, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности. Это обучающийся, который имеет представления о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. Он независимо решает задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; владеет навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья; правильно питается; различает вредные и полезные продукты питания; владеет культурой приема пищи. Также он умеет выполнять дыхательную и зрительную гимнастику, физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, соблюдает правила безопасного поведения; готов оказать элементарную помощь себе самому и другим людям.

Результатом работы по формированию здорового образа жизни станет здоровьесберегающая компетентность ребенка, как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

В системе работы по формированию здоровьесберегающей компетентности можно выделить три этапа:

Подготовительный этап – детям даются первоначальные представления о человеческом организме, о функциях его частей, о значении органов чувств для формирования бережного отношения к своему организму.

Основу этой работы составляют различные формы внеурочной деятельности - дидактические задания «Полезно – вредно», «Моё тело», познавательные минутки «Как мы дышим», чтение художественной и познавательной литературы, опыты: «Кожа - надёжная защита организма».

Основной этап расширение знаний, касающихся единства человека и природы, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, самоценности здоровья, включает различные виды внеурочной деятельности (экскурсии, экологические проекты, чтение экологических сказок, речевые логические задачи др.).

Заключительный этап – формирование активного отношения к своему здоровью посредством устремлённости к здоровому образу жизни. Дети закрепляют культурно – гигиенические навыки с помощью специально разработанных классных часов, оздоровительных минуток, праздников и развлечений. Используются дидактические игры «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», беседы, оздоровительные минутки: «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе», «Солнышко», «Этюд души», развлечения: «День здоровья», «Вместе с моей семьей».

В качестве основных субъектов процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста являются учителя, обучающиеся и их родители. Традиционным является представление о том, что оздоровление детей должно осуществляться гигиеническими или медицинскими средствами. Однако реалии современного образовательного учреждения доказывают неэффективность использования вышеназванных подходов.

Средством решения задач по формированию здорового и безопасного образа жизни младших школьников является систематическая и целенаправленная деятельность по следующим направлениям:

• развитие безопасной здоровьесберегающей среды школы;

• образование обучающихся по проблемам сохранения здоровья;

• совершенствование жизнеспособности через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий;

• просветительская работа с родителями;

• работа с одарёнными детьми;

• проектная деятельность.

Развитие безопасной здоровьесберегающей среды школы (мониторинг, контроль деятельности и оценка качества охраны здоровья участников образовательного процесса, организация школьного питания и питьевого режима; создание банка данных (паспорт здоровья).

Совершенствование жизнеспособности через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий:

- ежедневная утренняя гимнастика;

- акция «Десант здоровья»;

- Дни здоровья, которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди детей, значительно увеличивают двигательную активность ребенка, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей;

- спортивно-интеллектуальные игры: «Эти разноцветные мячи», «Лесная аптека», «Легкая атлетика – королева спорта»;

- спортивно-интеллектуальный марафон «Здоровье – это здорово»;

- праздники: «Мы за чаем не скучаем», «Осенние забавы», «Забавы Снежной Королевы»;

- классные часы на темы «Режим дня», «Профилактика вредных привычек», «Я и мое здоровье», «Как вырасти здоровым», «Твоё здоровье и учебная нагрузка». «Как вырасти здоровым», «Как следует питаться», «Как сделать сон полезным», «Поведение в школе», «Вредные привычки», «Почему мы болеем?», «Первая медицинская помощь», «Соблюдение режима дня». Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. На классных часах учащиеся изучают полезные свойства овощей и фруктов, говорят о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта;

-конкурсы рисунков на асфальте: «Мы любим спорт», «Спорт - это жизнь», «Осенние километры здоровья».

Забота о здоровье учащихся является частью учебно-воспитательного процесса в педагогическом коллективе. Но положительных результатов можно достичь только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека.

Классный руководитель должен вовлекать в процесс здоровьесбережения родителей учеников посредством проведения родительских собраний и индивидуально - плановой работы, которые стимулируют родительское сообщество на личное участие в классных мероприятиях.

На классных родительских собраниях решаются вопросы комфорта и дискомфорта детей в школьных условиях, рассматриваются возрастные психологические особенности, решаются проблемы несовместимости здоровья и вредных привычек, о правилах ухода за собой. Цель таких встреч — повышение уровня родительской компетентности.

Опираясь на помощь семьи, совместными стараниями можно решить задачу – воспитание человека экологически и валеологически грамотного, который будет беречь своё здоровье, любить природу. Задача данной работы – показать родителям необходимость развития у детей здоровьесберегающей компетентности.

В работе с родителями используются следующие формы работы:

- традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы);

- нетрадиционные формы (деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций, решением педагогических кроссвордов).

Работа с одарёнными детьми (НОУ "Феникс", школьная научно-исследовательская конференция "Первые шаги в науку", участие в конкурсах, олимпиадах, Интернет - проектах).

Именно внеурочная деятельность способствует развитию самостоятельных способностей обучающихся через формирование у них проектной деятельности.

Проектная деятельность в области здоровьесбережения является методом обучения, который используется в обучении здоровья и навыкам здорового образа жизни. Он ориентирован на достижение цели сохранения, формирования здорового образа жизни. В ходе работы над проектом формируются умения и навыки сохранения здоровья, оценки собственных ресурсов здоровья, приобретается опыт здоровьесберегающей деятельности.

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития, осмысления ценности здоровья. Ученик в ходе работы над проектом, обучается реальным принципам сохранения здоровья. Он познает собственный потенциал здоровья, учится правильно использовать собственные резервы здоровья, обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья собственного, здоровья близких.

Проектная работа способствует выявлению индивидуальных способностей ребенка, обобщению и распространению личного опыта по ведению здорового образа жизни, развитию личностного роста учащихся, популяризации здорового образа жизни среди сверстников.

В рамках сетевого взаимодействия на базе школы была проведена научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» общешкольного научно-практического общества "Феникс". Это именно то общество, где учатся быть умными и счастливыми. Оно является центром управления научно-поисковой, исследовательской деятельностью школы, а также объединяет учеников и учителей, стремящихся к научному и творческому поиску.

Научно – практическая конференция младших школьников является ежегодной и является одной из форм демонстрации результатов учебно- исследовательской деятельности учащихся и формой создания условий для демонстрации лучших достижений учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи конференции: пропаганда и поддержка учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов; раскрытие исследовательского потенциала учащихся; формирование навыков публичного выступления и информационной культуры; укрепление учебно-исследовательского сотрудничества учащихся и педагогов и распространение опыта исследовательского сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Научно-практическая конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой, красочно оформлять проект, наглядно представлять практическую часть доклада, конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии родителей, учителей, учеников других классов и администрации школы.

В практической деятельности по формированию здоровьесберегающих компетенций, навыков здорового образа жизни будет эффективным:

- применение наглядности (таблицы, плакаты, слайды с использованием видео - и мультимедийной техники; демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств и механизмов);

- игровых приёмов обучения (головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей, составление кроссвордов, разработка оздоровительных проектов, составление коллажа).

Успешное формирование здоровьесберегающих компетенций и овладение навыками здорового образа жизни обеспечивается системой средств обучения: учебно-методическими пособиями; учебными пособиями; раздаточным материалом, плакатами, играми; видеороликами, видеофильмами, кинофильмами, компьютерными играми и т.д.

Ключевая задача ФГОС НОО – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений.

Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

Одним из востребованных курсов внеурочной деятельности является курс «Здоровейка». Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, - это запрет на движение.

При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. Недостаточная физическая активность особенно опасна в периоды активного роста тела. В специальной литературе для обозначения состояния мышечной деятельности используют два термина – гипокинезия (снижение объема двигательной активности) и гиподинамия (снижение тонуса, силы сокращений мышц и уменьшение напряжения мышечной системы). У младших школьников эти состояния встречаются, как правило, в сочетании.

Свой важный вклад в поддержание оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальных показателей их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение. Игра, бесспорно, составляет одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений.

Подвижные игры в рамках внеурочной работы способствуют укреплению здоровья, в значительной степени восполняют недостаток движения, повышают физическую подготовленность и расширяют двигательный опыт ребёнка, а также помогают предупредить умственное переутомление, снять психологическое напряжение после умственной работы на уроках.

В игре ребенок «вырастает» на несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам выбирает способ обыграть товарища.

Игра помогает человеку самореализоваться, принять ответственность за выполненное действие и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

Школа является образовательно-воспитательной средой, которая должна не только поддерживать здоровье учащихся, но и создавать условия для его развития.

Формирование здоровьесберегающих компетенций должно осуществляться с учётом защиты и соблюдения прав и интересов детей, гендерных и возрастных особенностей развития личности, физиологических, интеллектуальных потребностей учащихся и степени их адаптации к жизни, социальным условиям, быть ориентировано на позитивное развитие учащихся. Особое внимание при этом необходимо уделять вопросам нравственного совершенствования, социальной активности учащихся, недопущению их дискриминации в процессе формирования жизненных навыков.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, учёт всех норм и правил, совместные усилия учителей, родителей и детей позволяют сохранить и укрепить здоровье младших школьников.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.



Список использованных источников:


  1. Абдульманова, Л.В. Движение как способ жизни //Ребенок в мире культуры [Текст] /под ред. Р.М. Чумичевой. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2008. — С. 187 – 225.

  2. Алямовская, В.Г. Воспитание здорового ребенка [Текст] / В.Г. Алямовская. — М.: Линка-Пресс, 2003. — 109 с.

  3. Гончарова, Е.В. Компетентностный подход в образовании [Текст] /Е.В. Гончарова // Компетентностный подход к развитию личности. Материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции. — Нижневартовск: НГГУ, — 2015. — С. 3-19.

  4. Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] /А. Дахин// Народное образование: — 2014. — №4. — С. 136-144.

  5. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.

  6. Дубровский, В.И. Здоровый образ жизни [Текст] / В.И. Дубровский. — М.: RETORIKA-А: Флинта, 2009. — 560 с.

  7. Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев. — М.: 2013. — 111 с.

  8. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании [Текст] /И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. – 2006. — № 8. — С. 20–26.

  9. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека [Текст] / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. — М.: Владос, 2000. — 192 с.

  10. Казначеев, В.П. Проблемы экологии человека [Текст] / В.П. Казначеев. — М.: Наука, 2006. — 262 с.

  11. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] /В.И. Ковалько. — М., 2012. — 102 с.

  12. Менчинская Е.А., Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана - Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

  13. Митина Е.П., Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.

  14. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие [Текст] /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, с.2008. 256

  15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ , 2003.