СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно – оздоровительной работы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно – оздоровительной работы»»

























Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно – оздоровительной работы»

Воспитатель: Брагина Т.В.















Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Традиционно составляющими здорового образа жизни дошкольников являются личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим.

Для предотвращения развития утомления у детей, снятия эмоционального напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой, во всех группах проводятся двигательные разминки между занятиями – динамические паузы.

В нашей группе мы используем физминутки. Физкультминутки проводятся в виде упражнений общеразвивающего воздействия, сопровождаются текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий. Длительность составляет 1–2 минуты.

Видишь, бабочка летает!

Видишь, бабочка летает,

(машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает.

(считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопаем в ладоши)

Ох, считать, не сосчитать!

(прыгаем на месте)

За день, за два и за месяц.

(шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

(хлопаем в ладоши)

Даже мудрая пчела

(машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла!

(считаем пальчиком)

Пальчиковая гимнастика проводится для детей ежедневно. Она тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.


«Российский флаг»

Российский флаг трёхцветный –

Бело-сине-красный: 

загибают пальчики

Белый- цвет чистоты 

поглаживают тыльную сторону то одной, то другой руки

Синий- неба синевы 

руки вверх ладонями

Третий- ярко-красный, как рассвет прекрасный

 пальцы рук совместить и напрячь – сделать круглое солнышко, поднимать снизу-вверх – показать как «Солнце всходит»





Гимнастика для глаз используется для снятия зрительного напряжения. Проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал.

- Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 - Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

 - Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.



Дыхательная гимнастика способствует усилению газообмена в легких. Ее техники помогают насытить организм кислородом, препятствуют формированию фиброза в легочной ткани, укрепляют дыхательные мышцы.

«Петушок» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку». 



Бодрящая гимнастика после дневного сна — целью, которой является поднять настроение и мышечный тонус детей. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5–6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.

Вторая часть — корригирующие упражнения, Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата.

Упражнения в кроватке:

1. «Велосипед» - И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)

2. «Котёнок» - И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз)

3. «Массаж рук» - И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палей (6 раз)

Упражнения на коврике:

(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4раза)

Я прошу подняться вас – это раз,

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны – четыре,

С силой их к плечам прижать – пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.

направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, третья часть — закаливающие процедуры.




Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр и игровых упражнений.

Точечный массаж — элементарный приём самопомощи своему организму. Данная методика проводится во время игр, на занятиях или после сна. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. .Массаж носа «Улитки»

От крылечка до калитки Трут указательные пальцы,

Три часа ползут улитки массируют ноздри сверху вниз

Три часа ползли подружки, и снизу вверх 10- 12 раз

На себе таща избушки.

Массаж повышает иммунитет к заболеванию верхних дыхательных путей.


Ритмопластика в подготовительной группе — развивает двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость), пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений) и воображение (способность к пластической импровизации). 1

Некоторые упражнения и игры для занятий ритмопластикой в подготовительной группе:

  • «Мороженое». Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы. 1

МУРАВЬИ

Цель: Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры: По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.




Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.




Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

*Ритмопластика

*Динамические паузы

*Подвижные и спортивные игры

*Релаксация.

*Пальчиковая гимнастика

*Гимнастика для глаз

*Дыхательная гимнастика

*Бодрящая гимнастика

Технологии обучения здоровому образу жизни:

*Утренняя гимнастика

*Физкультурные занятия

*Самомассаж.

*Активный отдых

Коррекционные технологии:

*Артикуляционная гимнастика

*Технология музыкального воздействия.

*Сказкотерапия

Немного о сказкотерапии.

Ценность сказкотерапии, как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни заключается в том, что она помогает ребенку усваивать жизненные ценности в доступной для него форме. Благодаря ее использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни. (Мойдодыр)

Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования качеств, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, сказка содержит зашифрованные, важнейшие психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, во время прогулок, на физкультурных занятиях и во время самостоятельной деятельности детей. Игры детей раннего возраста и младших дошкольников организует воспитатель, инструктор по физической культуре, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Подвижная игра в детском саду — это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами

Такие игры дают возможность в увлекательной форме развивать и совершенствовать движения дошкольников, упражнять в беге, прыжках, лазании, бросанье, ловле и т.д.. 

Некоторые виды подвижных игр в детском саду:

  • Сюжетные игры. Это игры с определённым сюжетом и установленными правилами, строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни.

  • Бессюжетные игры. В их основе лежит выполнение определённых двигательных заданий в соответствии с правилами. 

  • Игры спортивного характера. Они связаны с овладением детьми среднего и старшего дошкольного возраста основами техники некоторых спортивных игр. 

  • Игры с пением и хороводные. Чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмичности, выразительности движений детей. 

Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой, вх



«Быстро возьми»

Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется

2 вариант:

Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и ходьбы. Предметов может быть меньше на 3-4.

«Быстро передай»

Цель: Развивать быстроту и точность движений при передаче мяча.

Ход: Играющие становятся в 3-4 шеренги и располагаются в полушаге друг от друга. У первого игрока в каждой шеренге мяч большого диаметра. По сигналу воспитателя дети начинают передавать мяч друг другу из рук в руки. Последний в шеренге игрок, получив мяч, поднимает его над головой.

Варианты: В начале игры не прятать кубик, чтобы никто не оставался без места. Убрать 2 или 3 кубика. Зимой втыкают в снег флажки.

«Великаны и гномы»

Цель: Упражнять детей действовать по сигналу.

Ход: Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.

Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается на носочки.

Темп игры всё ускоряется и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который ни разу не ошибся, становится водящим.

«Вершки и корешки»

Цель: Закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, упражнять в умении ловить мяч.

Ход:1. Взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные) или называет, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

2. Дети стоят по кругу. В центре водящий с мячом. Он бросает мяч первому игроку и называет любой овощ. Игрок возвращает мяч ведущему и отвечает вершки это или корешки. Выигрывает тот кто ни разу не ошибется.





Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит

Физкультурно-оздоровительная работа

Это вид оздоровительных мероприятий является самым важным, Организм имеет возможность бороться с различными заболеваниями, расстройствами. Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия включают:

утреннюю гимнастику;

физкультурные занятия;



подвижные игры и игровые упражнения;

спортивные игры;

дыхательную гимнастику после дневного сна;

физкультурные занятия на свежем воздухе;

диагностику физического развития;

спортивные и музыкальные праздники;

активный отдых.



Хождение босиком является одновременно и процедурой закаливания, и огромным удовольствием, детям это очень нравится.



Профилактика

Соблюдение ребенком основных мер профилактики также является частью программы обеспечения здоровья. Профилактические мероприятия подразумевают:

обеспечение чистоты среды

создание здорового микроклимата

рациональное и сбалансированное питание

витаминизация – употребление витаминных напитков, фруктов

профилактика гриппа и ОРВИ – проведение фитотерапии с использованием лука и чеснока

профилактические прививки, позволяющие защитить ребенка от таких серьезных заболеваний, как коклюш, свинка, туберкулез, ветряная оспа и прочие

процедуры ароматерапии

лечебно-физическая культура

общеукрепляющий массаж

Организация занимательной двигательной деятельности различного типа — это пальчиковые игры и упражнения, которые используют во всех видах деятельности, что позволяет детям снять утомление, активизировать их внимание, повысить умственную работоспособность;


Организация подвижных игр, физических упражнений, оздоровительного бега на прогулке – эта форма работы направлена на улучшение общей физической подготовленности, на удовлетворение биологической потребности в движениях;


Проведение бодрящей гимнастики после дневного сна — целью, которой является поднять настроение и мышечный тонус детей. Первая часть гимнастики — упражнения в постели, вторая часть — корригирующие упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, третья часть — закаливающие процедуры.


Рациональное и сбалансированное питание, организованный здоровый сон — осуществляется для оздоровления детей, повышения защитных свойств организма проводится витаминизация блюд, включаются в рацион питания натуральные соки, салаты, настой из плодов шиповника. В период подъема заболеваний используются природные фитонциды, образующиеся из эфирных масел лука и чеснока, с целью повышения бактерицидности воздуха в группе.


Спортивные досуги, праздники (которые развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество, и объединяют все потребности ребенка в движении и эмоциональном восприятии жизни).
В нашем детском саду ежегодно проводятся недели «Здоровья», где в перечень мероприятий входят: информация для родителей, спортивные соревнования «День физкультурника»; театрализованные представления «День смеха»; совместные детско-родительские развлечения «Папа, мама, я — спортивная семья».
Целью таких праздников является активное участие детского коллектива группы, родителей. посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
!!!

Для расширения кругозора детей о здоровом образе жизни использую традиционные формы работы с детьми:
— сюжетно- ролевые игры «Больница», «Аптека», « Семья»;
— настольные и дидактические игры: «Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом» и т.д.
— чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», «Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», « Зубик-Зазнайка», «Сказка про трёх поросят на новый лад» и другие.
— разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье.




— печатные консультации: «Зловредный Ап-Чих», «Расти здоровым», «Движения плюс движение», «Игры с мячом в семье», «Вспомним о ходьбе», «Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту»;
— неделя здоровья в соответствии с комплексно – тематическим планированием;
— праздники, досуги, развлечения;
— размещаю информациюв родительском уголке («Здоровей-ка»);
— на сайте ДОУ размещаю фотографии из жизни группы, информацию о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей, например «Доктор лимон», «Все о бронхите узнать не хотите?», «Продукты чемпионы», «Стресс и здоровье» и многое другое.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов. Грамотная организация здоровьесберегающей среды в группе, ,

применение в работе оздоровительных технологий помогли мне максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию



Спортивные досуги, праздники (которые развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество, и объединяют все потребности ребенка в движении и эмоциональном восприятии жизни).
В нашем детском саду ежегодно проводятся недели «Здоровья», где в перечень мероприятий входят: информация для родителей, спортивные соревнования «День физкультурника»; театрализованные представления «День смеха»; совместные детско-родительские развлечения «Папа, мама, я — спортивная семья».
Целью таких праздников является активное участие детского коллектива группы, родителей. посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.












.