Пивнева Мария Сергеевна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж» Ушакова Вера Сергеевна преподаватель, отличник народного просвещения
«Формирование здорового образа жизни младших школьников при использовании здоровьесберегающих технологий»
Методологический аппарат
Объектом нашего исследования является процесс формирования ЗОЖ у обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования : формы и методы использования здоровьесберегающих технологий в процессе формирования ЗОЖ у обучающихся младшего школьного возраста
Цель исследования: на основе анализа методической литературы выявить и реализовать оптимальные формы и методы работы по формированию ЗОЖ у обучающихся младшего школьного возраста на основе здоровьесберегающих технологий.
Формирование ЗОЖ является составной частью программы воспитания, так как включает в себя:
-физическое;
-психологическое;
-социальное развитие;
-профилактика заболеваний;
-привитие полезных привычек.
Понятие «здоровьесберегающие технологии»
Здоровьесберегающие технологии-это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога« (Н. К. Смирнов)
Задачи в границах трех сфер:
-образовательной- усвоение и накопление у обучающихся системы знаний о здоровье;
-воспитательной- формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-развивающей- развитие умения делать осознанный выбор в пользу ЗОЖ.
Ключевые особенности здоровьесберегающих технологий применительно к обучающимся младшего школьного возраста это:
1.Комплексный подход.
2.Активизация двигательной активности.
3.Формирование основ гигиенической культуры.
4.Психоэмоциональная поддержка.
Окружающий мир
Формы организации уроков:
-уроки здоровья;
-игры и квесты;
-проекты и исследования;
-экскурсии;
-школьные мероприятия «Веселые старты».
Методы и приемы работы по формированию ЗОЖ на уроках окружающего мира
Словесный:
-рассказ и беседа о режиме дня;
-рассказ и беседа о рациональном питании;
-рассказ и беседа о здоровом сне.
Наглядные методы:
-демонстрация плакат: «Как правильно сидеть за партой»;
-демонстрация видеофильма: «Основы здорового образа жизни?»
-демонстрация мультимедийной презентации «Здоровый сон»
Практические методы:
Дидактические игры:
- «Правила гигиены»
- «Мой день»;
- «Путешествие в страну здоровья»
Групповая работа
Кластер на тему «Здоровьесберегающий режим дня младшего школьника»
Детская художественная литература на тему ЗОЖ:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе:
1.Физкультминутки и динамические паузы:
Лебеди летят, крыльями машут, (Бег с плавными движениями руками.) Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся. (Присели.)
Белые лебеди, Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели;
2.Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз:
3.Дыхательная гимнастика:
4.Артикуляционная гимнастика:
Необходимо отметить, что оформление кабинета и санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям.
Урок по выявлению роли комнатных растений в поддержании оптимального микроклимата помещения, а также практическая работа по размножению комнатных растений и способах ухода за ними.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии – это неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Их эффективное использование в начальной школе способствует формированию здорового поколения, способного успешно адаптироваться к современным условиям жизни и реализовать свой потенциал.