Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт развития образования»
Кафедра инклюзивного образования
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«Формирование жизненных компетенций, обучающихся с ОВЗ в рамках адаптированной образовательной программы»
Выполнила: |
Вайгель Т.П. |
группа № 179 |
|
Челябинск
2025 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………. | 3 |
Глава 1. Компоненты жизненных компетенций для обучающихся с ОВЗ……………………………………………….. | 5 |
1.1 Понятие «жизненные компетенции»……………………….. | 5 |
1.2 Средства и условия формирования жизненных компетенций | 6 |
1.3 Методы формирования и измерения жизненных компетенций, обучающихся с ОВЗ……………………………….. | 7 |
Глава 2. Психолого-педагогическая диагностика как одно из мероприятий по формированию жизненных компетенций детей с ОВЗ………………………………………………………………… | 9 |
Заключение…………………………………………………………. | 14 |
Список литературы………………………………………………… | 15 |
Введение
Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Для одних детей с ОВЗ такими навыками являются самостоятельное одевание или приём пищи. Для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу или разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, формирование жизненных компетенций является одной из важнейших задач при обучении ребенка с ОВЗ.
Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ в процессе обучения по АООП НОО - одна из наиболее важных областей в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).
Проблему социализации обучающихся с ОВЗ рассматривали такие деятели науки как Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубенштейн, У. В. Ульенкова, Ж. Пиаже.
Успех социализации обучающихся с ОВЗ, в большей степени, зависит от того, как у обучающегося сформированы жизненные компетенции. Поэтому можно сказать, что весь процесс обучения и воспитания в образовательной организации лиц с ОВЗ направлен на формирование у обучающихся жизненных компетенций. Формирование у обучающихся жизненных компетенций обеспечивает изучение всех школьных предметов, входящих в учебный план школы, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программы.
Таким образом, можно выделить актуальность нашего исследования: формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ самостоятельно не происходит, необходима целенаправленная работа.
Объект исследования– жизненные компетенции, формируемые у обучающихся с ОВЗ в рамках адаптированной образовательной программы.
Предмет исследования – процесс формирования жизненных компетенций, у обучающихся с ОВЗ в рамках адаптированной образовательной программы.
Цель – изучить уровень сформированности жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ в рамках адаптированной образовательной программы, а также составить и реализовать комплекс упражнений для формирования жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ в рамках адаптированной образовательной программы.
Задачи:
выявить уровень сформированности жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ в рамках адаптированной образовательной программы;
подобрать и апробировать коррекционно-развивающие упражнения, реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности, провести анализ полученных результатов экспериментальной работы;
разработать методические рекомендации по формированию жизненных компетенций.
В процессе работы были использованы различные методы исследования:
теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
эмпирические: беседа;
математические: статистическая обработка эмпирических данных.
Глава 1. Компоненты жизненных компетенций для обучающихся с ОВЗ
1.1 Понятие «жизненные компетенции»
Под жизненными компетенциями понимаются навыки адекватного социального поведения в семье и обществе, накопление доступных навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, подготовка к активной жизни в социуме. Для детей с ОВЗ названы следующие компоненты жизненных компетенций, которые ставятся в качестве цели коррекционно-развивающей работы с учащимся и оцениваются по ходу и по окончании обучения в образовательном учреждении:
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; – овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
– осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей [3].
Жизненные компетенции, сформулированные таким образом, показывают, что они всегда были образовательными результатами учеников с ОВЗ в системе специального образования, но до этого времени не позиционировались как конкретные и измеряемые величины. Перед обучающимися и перед специалистами, работающими с ними, государство ставит задачи формирования навыков социальной адаптации, наряду с академическим компонентом их образования.
Таким образом, возникает множество вопросов по поводу условий, средств, методов формирования и измерения жизненных компетенций, обучающихся с ОВЗ.
1.2 Средства и условия формирования жизненных компетенций
Средства формирования жизненно важных навыков можно разделить на несколько групп:
- Средства, применяемые в учебном процессе (это и общеобразовательные уроки, в содержание программы по которым они входят, и специальные уроки (например, социально-бытовая ориентировка, лечебная физкультура, коррекционная ритмика, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики и осязания, профессионально-трудовое обучение и другие), и коррекционно-развивающие занятия со специалистами-дефектологами.
- Средства, действующие во внеурочной, внеклассной деятельности (открытое образовательное пространство образовательного учреждения, позволяющее ученикам посещать различные кружки, дополнительные занятия, спортивные секции, формы культурно-просветительской деятельности: экскурсии, спектакли, концерты, хозяйственно-бытовая деятельность в школе и т.п.).
К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, относятся:
- осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоения обучающимися содержания всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий;
- практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненными компетенциями; организация медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся;
- организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые способствуют не только успешному усвоению некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего, жизненных компетенций, которые составляют основу социальной успешности [2].
1.3 Методы формирования и измерения жизненных компетенций, обучающихся с ОВЗ
Наглядный учебный материал. Для этого используют натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы.
Экскурсии и наблюдения. Они помогают формировать представления о реальных объектах и жизненных ситуациях, оценивать действия людей в них, моделировать подобные ситуации на занятиях.
Практические упражнения. В ходе них у детей формируются навыки, которые они будут использовать в самостоятельной жизни. Например, отрабатывать умение правильно мыть и вытирать или сушить руки, выбирать одежду по сезону, одеваться и переодеваться.
Проектная деятельность. Она способствует формированию навыков сбора информации, анализа, оформления работы, работы в группе, самостоятельной работы и принятия решения.
Внеклассная работа. С этой целью проводят массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены.
Для измерения жизненных компетенций используют «Лист оценки жизненных компетенций». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребёнка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
При разработке методов и приемов коррекционной работы важным фактором является ориентация на индивидуальные особенности каждого ребенка, учет его интеллектуальных и психофизических возможностей.
Глава 2. Психолого-педагогическая диагностика как одно из мероприятий по формированию жизненных компетенций детей с ОВЗ
С целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка и разработки мероприятий по формированию жизненных компетенций детей проводится психолого-педагогическая диагностика особенностей формирования жизненной компетенции школьников.
Методология диагностики жизненных компетенций учащихся с интеллектуальными нарушениями в настоящее время разработана недостаточно. Главной проблемой является отсутствие четких критериев «жизненной компетенции», позволяющих отслеживать динамику формирования жизненных компетенций. Наблюдается дефицит инструментария, объективно отражающего состояние детей по выше сформулированным направлениям помощи. В образовательных учреждениях остается дефицитной методическая литература по исследованию жизненных компетенций и построению системы реабилитационной работы с нашей категорией школьников с ОВЗ. Многочисленные разработки, что предлагаются специалистами в теоретических источниках, сложно применить на практике из-за расплывчивости формулировок, большого объема бумаг, которые придется заполнять педагогам при реализации рекомендаций данных исследований.
Изучая и анализируя литературные источники по проблеме формирования жизненной компетенции, мы выбрали следующие методы диагностики учащихся.
-метод экспертных оценок
- метод наблюдения
-беседы с родителями, воспитателями, учителем.
Метод экспертных оценок рассматривается нами как основной, так как он позволяет дать количественные показатели, по которым можно оценивать динамику формирования жизненных компетенций. С целью проведения качественного анализа мы используем результаты исследований коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка педагогом-психологом, данные речевого развития учителя – логопеда, результаты исследования особенностей когнитивных процессов - учителя - дефектолога.
Можно выделить следующие основные критерии диагностики особенностей жизненной компетенции учащихся, позволяющие наблюдать динамику развития школьников:
1.Сформированность навыков здорового образа жизни (знает или нет ребенок о правилах гигиены, умеет ли выполнять их, степень самостоятельности при мытье рук, чистке зубов, т.п.);
2.Социальная адаптация ребенка (то, как ребенок приспосабливается к режиму дня в школе-интернате, как реагирует на требования педагогов, умеет ли самостоятельно справляться с требованиями).
3.Коммуникативные навыки (уровень развития речи, умение пользоваться речью, понимание обращенной речи, способность вступать в диалог, поддерживать беседу, т.п.).
4.Учебная мотивация (желание ходить в школу, выполнение заданий в школе, трудности выполнения домашнего задания по оценке родителей и воспитателей).
5.Социальная активность (любит ли играть во внеурочное время с другими детьми или предпочитает играть один, способен ли занять себя в свободное время, активность во внеурочных мероприятиях).
6.Навыки самообслуживания.
7. Усвоение нравственных норм и правил (адекватность эмоциональных реакций, управляемость, тенденция к сотрудничеству, отсутствие или выраженность агрессии, тревожности)
По каждому параметру производится оценка методом экспертной группы от 1 до 10 баллов, определяется уровень развития ребенка. Выделяем три уровня развития:
Высокий уровень: 8-10 баллов
Средний уровень: 5-7 баллов
Низкий уровень: 1-4 балла
Результаты диагностики заносятся в следующую таблицу:
Таблица №1. Особенности жизненной компетенции учащихся 1 класса
№п/п Имя, фамилия Параметры жизненной компетенции (от 1 до 10 баллов)
Зд.обр.ж Соц.адап. Овл.нав.ком. Уч.мот. Соц.акт. Нав.сам. Усв.правил
1 Артем Ч. 5 7 3 7 7 8 8
2 Кирилл Е. 4 6 3 2 5 4 6
Пример рекомендаций по итогам диагностики:
Рекомендации Артему Ч. Организовать работу специалистов по следующим направлениям:
1. Диагностика педагога-психолога по изучению коммуникативной сферы
2. Коррекционные занятия по развитию коммуникативной сферы, снижению тревожности.
Рекомендации Кириллу Е.
1. Обследование специалистами с целью корректировки программы обучения
2. Занятия с учителем логопедом
3.Занятия с педагогом-психологом по программе нейрокоррекции.
По результатам обследования всех детей составляется таблица сводных результатов исследования. Анализ этих данных позволяет сформулировать направления работы с классом, разработать мероприятия учителя, педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектолога, планировать внеурочные мероприятия.
Таблица № 2. Сводные данные по 1 классу
Показатели жизненной компетенции | Высокий | Средний | Низкий |
Сформированность навыков ЗОЖ | 75 | 17 | 10 |
Социальная адаптация | 0 | 23 | 77 |
Коммуникативные навыки и речевая культура | 0 | 33 | 63 |
Учебная мотивация | 0 | 86 | 14 |
Социальная активность, организация досуга | 0 | 42 | 58 |
Навыки самообслуживания | 0 | 33 | 63 |
Уровень освоения нравственных норм | 70 | 17 | 83 |
Выводы: По результатам обследования мы видим, что в 1 классе на низком уровне находятся следующие показатели жизненной компетенции: 2. Социальная адаптация. У школьников нарушено восприятие времени, дети не различают первую и вторую половину дня, нуждаются в постоянном контроле. 5. Социальная активность. Школьники не умеют поддерживать игровую деятельность, их необходимо обучать игре, умению взаимодействовать в игре, соблюдать правила игры. Два ребенка, равнодушны к любым мероприятиям. Рекомендовать для данных учащихся занятия в лекотеке, продолжить поиск сфер интересов, рекомендовано обсуждение проблемы их адаптации в школе с родителями, приглашение родителей на заседание ШПП (к) с целью формирования программы адаптации ребенка к школе. 7. Освоение нравственных норм. Педагогу-психологу рекомендовано разработать программу по развитию саморегуляции, эмоционального интеллекта, снятию тревожности и агрессии у школьников.
На высоком уровне в данном классе находятся навыки здорового образа жизни (1) – школьники хорошо знают и выполняют правила гигиены.
Формирование жизненной компетенции у учащихся с интеллектуальной недостаточностью занимает длительное время. Решение этой задачи возможно только при организации системного, комплексного подхода, использовании индивидуального подхода к каждому ребенку, реализации мероприятий по сплочению детского коллектива, формированию и развитию у школьников качеств, позволяющих им успешно социализироваться в своем классе. Эффективность работы зависит от слаженной деятельности всех специалистов, сопровождающих школьников, организации сотрудничества с родителями детей.
Заключение
Таким образом, формирование жизненных компетенций становится главным приоритетом для учащихся с ОВЗ, для них важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активными, самостоятельными, приспособленными к реальной повседневной жизни.
Значение компонента «жизненные компетенции» возрастает для учащихся с более тяжелыми формами умственной отсталости.
В стандарте для детей с ОВЗ указаны следующие компоненты жизненных компетенций, которые оцениваются по ходу и по окончании обучения в образовательном учреждении:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о значимо необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, которые будут использоваться ребенком в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
- знание и соблюдение норм здорового образа жизни[4].
Жизненные компетенции, выраженные таким образом, показывают, что они всегда были образовательными результатами учеников с ОВЗ в системе специального образования, но до этого времени не обозначались как конкретные и измеряемые величины.
Формирование жизненных компетенций обуславливает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и поэтапным снижением помощи взрослого.
Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ - это длительные процесс. Эффективность и результативность этой работы зависит от того какие методы в своей работе применяют педагоги, создана ли система работы по формированию социальной и жизненной компетенции.
Подводя итог, можно отметить, что, овладевая жизненными компетенциями, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет значительно больше шансов на успешное включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимальную доступную для него самореализацию.
Список литературы
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Буланова Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 278-280.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. № 5. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymiobrazovatelnymi-potrebnostjami (дата обращения 17.01.2017).
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2023.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – АРКТИКИ, 2016.
Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М., Изд. Телевинф.- 2016.
Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., Изд. Владос.- 2019