СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПО НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» (для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка направлена на выявление взаимосвязи изучения курса   физики и междисциплинарного курса профессиональных модулей по данной специальности с целью разработки заданий по физике с профессиональным содержанием на основе цифровых образовательных ресурсов.

Результатом работы является разработка заданий по темам физики с профессиональным содержанием в цифровых образовательных сервисах Online Test Pad, LaningApps и др.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПО НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» (для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»»

Коми Республикаса йöзöс велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Республики Коми

Государственное профессионального образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПО НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

для специальности 27.02.07

«Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»









Черепянская Н.Ф.,

преподаватель физики


















Сыктывкар, 2019г





Содержание

Введение 2

1. Структура и содержание заданий по физике с профессиональным содержанием 7

2. Особенности применения цифровых образовательных ресурсов 9

в образовательном процессе 9

4. Система заданий по физике с профессиональным содержанием, разработанных в сетевых образовательных сервисах 16

5. Заключение 23

6. Список информационных источников 26

Приложения:

  1. Таблица № 1 «Предметные и профессиональные компетенции

по специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»

  1. Таблица № 2 «Соответствие разделов тем по дисциплине «Физика» разделам и темам профессионального модуля ПМ.01 «Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса» и общепрофессиональной дисциплины ОП.02 «Материаловедение»

  2. Примеры интерактивных заданий по физике с профессиональным содержанием в сетевых образовательных сервисах Online Test Pad, LaningApps





Введение



Специальность 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)» сравнительно новая специальность на рынке труда. Работа специалиста осуществляется на очередной ступени создания продукции, где идет изучение процедур, применяющихся на производстве. Поэтому будущему специалисту необходимы знания физико-химических процессов, используемых в производстве нужных товаров, умения применять физические методы исследования и технические устройства для осуществления контроля качества продукции.

Методическая разработка направлена на выявление взаимосвязи изучения курса физики и междисциплинарного курса профессиональных модулей по данной специальности с целью разработки заданий по физике с профессиональным содержанием на основе сетевых образовательных ресурсов

Результатом работы является разработка заданий по темам физики с профессиональным содержанием в цифровых образовательных сервисах Online Test Pad, LaningApps и др.

Задания предназначены для применения в учебном процессе ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» с целью развития профессиональных компетенций студентов на основе решения физических задач с профессиональным содержанием. Разработанные задания по физике способствуют изучению и практическому усвоению учебного материала по разделам профессионального модуля ПМ. 01 «Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса» и ОП.02 «Материаловедение» при консультационной поддержке и контроле со стороны преподавателей. Задания могут быть использованы в качестве обучающего, дидактического и контрольного материала на уроках физики и междисциплинарных курсов в качестве дополнительного материала при подготовке к занятиям.

Идея разработки такого рода заданий возникла в процессе изучения курса физики в ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» по нескольким причинам. Во-первых, еще на входном контроле у наших обучающихся выявляется низкий уровень знаний по физике. Во-вторых, следует отметить слабое понимание студентами связи между дисциплиной «Физика» и будущей реальной профессиональной деятельностью. В-третьих, существует проблема с учебниками и дидактическими материалами, с их содержанием с точки зрения наличия заданий с профессиональным содержанием и их составлением.

Одним из способов решения проблем, является разработка и составление практических заданий в профессиональной сфере, в которых учитываются потребности будущих специалистов в физических знаниях и умениях.

Студенты проявляют большой интерес и потребность к урокам с применением Интернет технологий, поэтому разработка интерактивных заданий и упражнений в сетевых образовательных сервисах, позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся интересно и эффективно.

Исходя из вышеперечисленного, для нас актуальной задачей является разработка интерактивных заданий, формирующих элементарные навыки приложения физики к профессии.

Актуальность разработки обусловлена тем, что у большей части обучающихся ГПОУ «СТТТ» мотивация к изучению физики недостаточна. В частности, сказалось несоответствие направления физического образования познавательным интересам и способностям обучающихся в системе СПО, интересы которых в определенной степени уже сформированы в пользу выбранной профессии. У обучающихся растет неудовлетворенность организацией занятий и возникает пассивность на уроках. В результате возникают противоречия:

  • между требованиями, предъявляемыми к физическому образованию и реальными знаниями и умениями студентов в системе СПО;

  • между возрастающей профессиональной значимостью в системе подготовки специалистов в СПО и умений студентов применить свои знания и умения для решения задач, возникающих в профессиональной деятельности.

Гипотеза: если в процессе обучения физике применять интерактивные задания с профессиональным содержанием, разработанных в сетевых образовательных сервисах, то формирование элементарных навыков приложения физики к профессиям и специальностям студентов СПО будет эффективным.

Цель исследования: формирование физических знаний и умений на основе выполнения заданий с профессиональным содержанием, разработанных в сетевых образовательных сервисах.

Предмет исследования: система заданий по физике с профессиональным содержанием как средство формирования профессиональных компетенций студентов СПО.

Объект исследования: процесс обучения физике в системе СПО

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ информационных источников по выявлению взаимосвязи тем курса физики и тем профессиональных модулей по специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)».

  2. Анализ соответствия предметных результатов по физике и профессиональных компетенций студентов для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»

  3. Изучение особенностей использования электронных и цифровых образовательных ресурсов при изучении дисциплины «Физика» в образовательном процессе ГПОУ «СТТТ».

  4. Разработать систему заданий по физике с профессиональным содержанием на основе электронных и цифровых образовательных ресурсов, направленных на формирование элементарных навыков приложения физики к специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»

Этапы исследования:

  1. Теоретический: изучение и анализ информационных источников по исследуемой проблеме.

  2. Практический:

  1. Подбор, составление и систематизация заданий по физике с профессиональным содержанием для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)».

  2. Разработка интерактивных заданий по физике с помощью сетевых образовательных сервисов Online Test Pad, LaningApps и др.

  1. Экспериментальная проверка эффективности формирования знаний, умений по дисциплине «Физика» и профессиональных компетенций студентов СПО на основе выполнения заданий с профессиональным содержанием в учебном процессе на базе ГПОУ «СТТТ».





  1. Структура и содержание заданий по физике с профессиональным содержанием



Одним из основных средств формирования знаний по физике и основным критерием их сформированности является умение решать практические задачи. При этом формированию умений студентов СПО в большей мере служит отбор посильных задач с профессиональным содержанием. Отбор, составление и систематизацию задач необходимо проводить в соответствии с требованиями к структуре и содержанию профессиональной задачи.

Задания с профессиональным содержанием - это задачи, содержание которых раскрывают приложения физики в профессиональной деятельности, в смежных дисциплинах, знакомят с использованием технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.

Учитывая целевое назначение задач с профессиональным содержанием, можно выделить два вида задач:

  1. Задачи на обучение приложениям физики в профессиональной деятельности.

  2. Задачи на изучение физики с помощью ее приложений.

Задания, которые мы разрабатываем для наших студентов, должны быть не только понятны, но и быть значимы для них. Специалист квалификации «Контролер качества» должен знать технологию производства продукции и товаров и уметь определять качество продукции. Поэтому важны для этой профессии знания физико-химических свойств веществ, умения решать задачи на определение влажности, концентрации веществ и процентное соотношение, на определение энергетической ценности пищевых продуктов, умения определять свойства веществ, их учет, использование и условия хранения товаров и т.п. Важно уметь найти необходимые дополнительные данные из справочников, специальных таблиц.

В процессе выполнения интерактивных заданий по физике с профессиональным содержанием предусматривается совершенствование рационального применения теоретических знаний обучающихся к решению производственных задач, развития логического мышления, пространственного воображения, вычислительных навыков, организации самостоятельной работы с измерительными приборами, профессиональным оборудованием, таблицами, справочной литературой.

Результатом изучения дисциплины «Физика» является овладение студентами СПО, обучающимся по специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)» предметными и профессиональными компетенциями (ПК), которые представлены в таблице «Предметные и профессиональные компетенции по специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)» (Приложение 1).

Задачи с профессиональной направленностью составляются на основе тех знаний и умений по физике, которые непосредственно или опосредованно связаны с профессиональными знаниями и умениями специалиста. Одним из главных условий составления задач по физике с профессиональной направленностью является отбор совокупности этих знаний и умений.

Существуют профессионально значимые знания, которые первоначально вводятся, а затем формируются не только на уроках физики, но и на уроках других предметов естественнонаучного цикла, например, химии. Они служат для лучшего осознания обучающимися производственных процессов, операций, для повышения их профессиональной грамотности. Ряд профессионально значимых знаний и умений могут первоначально формироваться на предметах общепрофессионального цикла, затем обогащаться и уточняться на уроках физики.

Мы выделили наиболее важные разделы и темы по физике, которые имеют приложение к общепрофессиональным дисциплинам. Соответствие представлено в таблице № 2 «Соответствие разделов тем по дисциплине «Физика» разделам и темам профессионального модуля ПМ.01 «Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса» и общепрофессиональной дисциплины ОП.02 «Материаловедение» для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)». (Приложение 2)

Таким образом, применение задач с профессиональной направленностью требует выявления признаков профессионально значимых знаний и умений, а также отбора согласно этим признакам и требованиям, совокупности знаний и умений из курса физики, значимых для данной профессии.



  1. Особенности применения цифровых образовательных ресурсов
в образовательном процессе



Цифровой образовательный ресурс (далее – ЦОР) представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач.

Цель использования ЦОР - повышение качества информационного образования и увеличение степени его доступности.


Задачи:


  1. Научить обучающихся, используя цифровые образовательные ресурсы, добывать самостоятельно необходимые знания и применять их на практике;

  2. Сделать процесс обучения интересным и увлекательным.


В соответствии с целями применения ЦОР в образовательном процессе и их возможностями различают следующие виды ЦОР.

По типу информации:

  • с текстовой информацией: учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно- методические материалы.

  • с визуальной информацией: коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс; модели: 2-3-х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы. Карты для предметных областей.

  • с комбинированной информацией: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.

  • с аудио информацией: звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.

  • с аудио и видео информацией: аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии. Интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.

  • со сложной структурой: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.



По форме изложения материала:

  • конвекционные ЦОР соответствуют установившимся традициям и требованиям классической педагогики и имеют энциклопедический или монографический характер. Подобные информационные источники реализуют информационную функцию обучения.

  • программированные ЦОР отвечают требованиям системы образования по системе «стимул-реакция». Такие ресурсы имеют форму разветвленной или линейной программы и ориентированы, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого, раскрывают основы и методы получения знаний и их взаимосвязь с профессиональными навыками.

  • проблемные ЦОР требуются при реализации проблемного обучения и направлены на развитие у учащихся логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.

  • комбинированные (универсальные) ЦОР содержат отдельные элементы перечисленных видов информационных источников и могут быть эффективно использованы при реализации различных подходов к обучению.

С учетом характера взаимодействия педагогов и студентов с цифровыми образовательными ресурсами в каталогах различают детерминированные и недетерминированные ЦОР:

  • детерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменены пользователями.

  • недетерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются педагогами, администрацией, обучаемыми или родителями в соответствии с их интересами, целями, потребностями, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе информации и с помощью технологий, определенных разработчиком.

Также можно выделить типы ЦОР:

  • размещенные в сети Интернет;

  • размещенные на оптических носителях.




Назначение и возможности цифровых образовательных ресурсов:


    1. Помощь преподавателю при подготовке к уроку:


  • моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

  • большое количество дополнительной и справочной информации;

  • эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

  • подготовка контрольных и самостоятельных работ;

  • подготовка творческих заданий;

  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

  • обмен результатами деятельности с педагогами через Интернет.


    1. Помощь преподавателю при проведении урока:


  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

  • использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

  • индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.


    1. Помощь студенту в самостоятельной работе и подготовке домашних заданий:


  • повышение интереса к предмету за счет новой формы представления материала;

  • автоматизированный самоконтроль знаний в любое удобное время;

  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

  • развитие творческого потенциала студента;

  • помощь в организации изучения предмета в удобном для студента темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

  • овладение информационными технологиями.


Требования к современным ЦОР


Современные цифровые образовательные ресурсы должны:


  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам;

  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

  • содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

  • основываться на достоверных материалах;

  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

  • полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

  • обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

  • иметь удобный интерфейс.


Цифровые образовательные ресурсы не должны:


  • представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

  • дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

  • основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность.


Использование ЦОР


Рассмотрим некоторые примеры использования ЦОР на разных этапах урока.

  1. на этапе актуализации знаний: эффективно использовать электронные тесты. Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков студентов на уроках и позволяет преподавателю скорректировать учебный процесс.

  2. на этапе объяснения нового материала: электронные учебники; мультимедийные презентации; учебные видеофильмы. Презентации и видеофильмы служат наглядностью во время подачи материала.

  3. на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Для контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся можно использовать ЦОР следующим образом:

  • тестирование

  • проектная деятельность

  • программы-тренажёры

  • интерактивные задания

Следует отметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь при комплексном использовании различных видов программных средств.

Главное качество ЦОР, отличающее его от других ИОР и ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.

Интернет предлагает огромный выбор цифровых образовательных ресурсов. Изучение и анализ сетевых образовательных сервисов позволяет сделать выбор в пользу определенного сервиса в зависимости от требуемых учебных задач.

Сетевые образовательные ресурсы – это он-лайн программы, которые позволяют не только разработать объекты мультимедиа, но и размещать их в сети для совместного доступа и последующей работы с ними. С помощью сетевых образовательных ресурсов можно разработать различные наглядные материалы, интерактивные и тестовые задания. Средства сетевых сервисов позволяют создать учебные ситуации, в которых студенты могут естественным образом осваивать и отрабатывать такие навыки, как:

  • информационная грамотность - поиск информации, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию;

  • мультимедийная грамотность - распознавать и использовать различные типы медиаресурсов;

  • создавать авторский электронный учебный продукт;

  • развивать коммуникативные навыки.


Сервисы для создания интерактивных заданий и упражнений:

  • для создания викторин – LaningApps, Classtools, Ieopardy Labs

  • для создания игр, тестов, ребусов – Online Test Pad, УМА ИГРА

  • (Umaigra), Classtools, LaningApps, Crosswordus и др.

  • для контроля знаний - Online Test Pad, Testmoz, Мастер-Тест и др.



Учитывая, что упражнения являются основным средством формирования знаний и умений, количество задач должно быть избыточным, чтобы при необходимости студент мог выполнить повторные и дополнительные задания по той же теме.

Эффективность обучения во многом зависит от форм организации учебного процесса. Активные формы обучения с применением Интернет-технологий вызывают огромный интерес у студентов, стимулируют мышление, облегчают запоминание, развивают познавательный интерес к изучаемой дисциплине и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний. Значительное влияние на развитие знаний и умений по дисциплине и профессиональных компетенций студентов оказывают коллективные обсуждения и работа. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают коммуникативные навыки, расширяют словарный запас физической и профессиональной терминологии.



4. Система заданий по физике с профессиональным содержанием, разработанных в сетевых образовательных сервисах



Разработанный учебный материал по разделам физики: «Молекулярная физика и термодинамика», «Основы электродинамики», «Основы квантовой физики» и по профессиональным модулям ПМ 01. «Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса» и ОП.02 «Материаловедение» предназначен для самостоятельного изучения и практического усвоения учебного материала при консультационной поддержке и контроле со стороны преподавателей.

Задания содержат подробные инструкции по выполнению, перечень профессиональных компетенций, гиперссылки на справочную информацию, обучающее видео, что позволяет студенту формировать знания и умения по дисциплине на основе решения заданий по физике с профессиональным содержанием, но и актуализировать, систематизировать и углубить знания в профессиональной деятельности.

Интерактивные задания и упражнения по физике, разработанные в сетевых сервисах, в т.ч для проверки, контроля, оценки и самооценки полученных знаний и умений в процессе выполнения заданий, а так же текстовые задачи разного уровня сложности по рассматриваемым темам для самостоятельной работы студентов. Задания способствуют развитию, закреплению и формированию профессиональных компетенций у студентов ГПОУ «СТТТ».

Для формирования знаний и умений студентов СПО по физике на основе решения задач с профессиональным содержанием можно выделить этапы:

Этап 1. Мотивационный. На этом этапе обучающиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, какова основная учебная задача предстоящей работы. С этой целью предлагается студентам решать задачи с проблемными вопросами, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Например, какие физико-химические свойства веществ соответствуют методам контроля качества продукции?

Этап 2. Открытие новых знаний. На данном этапе решающее значение имеют приемы, развивающие познавательные потребности. Например, какие свойства и качества продукции можно определить методом атомной спектроскопии?

Этап 3. Организация деятельности студентов, направленная на

всестороннее изучение установленного физического факта. Например, установить соответствие между молекулярными структурами вещества и их изображениями.

Этап 4. Обобщение и систематизация. На этом этапе важно установить связь между изученными физическими законами и фактами и профессиональными объектами, привести знания в систему. Например, установить соответствие между физическими процессами и методами контроля качества продукции.

Примеры заданий и упражнений, разработанных в сетевых сервисах:

  1. Для развития познавательного интереса, закрепления и обобщения знаний разработаны игровые задания с помощью сервиса LaningApps на определение соответствия по темам: «Методы определения качества продукции и их определения», найти пару «Физические приборы и контроль качества продукции», «Определение калорийности продуктов», и т.п.

Рис. 1. Скриншот задания в форме кроссворда в сервисе LearningApps

В результате выполнения такого рода игровых заданий, обучающийся получает оценку в форме комментария: «Молодец! Задание выполнено правильно!».

  1. Для развития знаний и умений решать практические задачи по физике, мы разработали текстовые задачи в сервисе Online Test Pad. Типовые текстовые задачи разного уровня сложности по темам, направленные на развитие навыков вычислений, умений определять количественные характеристики вещества. Текстовые задания предполагают решение задач по алгоритму и отработку навыков решения, а также знания из межпредметных дисциплин и профессиональных модулей. Задания содержат подробную инструкцию действий и критерии оценки. При решении используются справочники, калькулятор, специальные таблицы. В ответе должно быть число. Результатом выполнения является отметка. Время выполнения не ограничено, чтобы обучающийся мог повторно выполнить задания, с учетом ошибок. Номера заданий не показываются, все задания перемешаны. В каждом модуле содержится по 5 - 10 задач.



Рис. 2. Скриншот текстовой задачи в сервисе Online Test Pad

  1. Для контроля и самоконтроля знаний разработаны тестовые задания различных типов в сервисе Online Test Pad. Задания на проверку уровня усвоения знаний и умений по выбранным темам: знание физической и профессиональной терминологии, умение применять элементарные знания по физике для решения профессиональных задач. Выполнение заданий ограничено во времени (от 30 до 45 минут). Сразу выдается результат в форме отметки и указываются ошибки.

Рис. 3 Скриншот теста по теме «Методы определения качества продукции» в сервисе Online Test Pad

  1. Продуктивные задания, направленные на развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. Это логические задачи и игры на сообразительность и умение применять полученные знания в профессиональной деятельности. Например, разработанная в сервисе Online Test Pad логическая игра "Найди признаки методов контроля качества" проверяет навык работы с текстом, умение находить физические способы решения технологических и производственных задач по заданным признакам. 
    Вам будут последовательно предложены тексты. Ваша задача внимательно прочитать задание и найти нужные слова/фразы, которые отражают применение физических методов в профессиональной деятельности. Выбор производится кликом мышкой.

В результате решения задач в сервисе Online Test Pad обучающийся получает оценку и может сразу увидеть свои ошибки. Если оценка неудовлетворительная, то задание может быть выполнено повторно. С целью неоднократного выполнения заданий, номера заданий не указываются и все задания перемешаны.



Рис. 4 Скриншот оценки решения логических задач в сервисе Online Test Pad



Наиболее широкие возможности применения в учебном процессе, как для разработки разнообразных заданий, так и для выполнения заданий обучающимися для нас оказались сервисы Online Test Pad и LaningApps. Сервисы доступны, в т.ч. с помощью мобильных устройств, сразу виден результат. Кроме того, сервис Online Test Pad предоставляет полную статистику результатов выполнения задания: количество прохождений, ответы на отдельные вопросы, таблица результатов, сводные данные, что позволяет проследить динамику качества освоения данной темы.

С помощью данных сервисов можно предложить выполнить такие задания, которые позволят самостоятельно применить знания в новой ситуации, например: составить задание партнеру, оценка работы товарища, групповая работа по выполнению заданий и т.п. 

Итак, хотелось бы отметить следующее: для того чтобы интерактивные задания по физике в должной мере служили средством формирования знаний, умений и профессиональных компетенций будущих специалистов, необходимо провести дифференцированный отбор задач по классификационным признакам, отбор и составление задач осуществлять с привлечением самих студентов, преподавателей общепрофессиональных дисциплин, специалистов профессиональной сферы и организовать их систематическое и целенаправленное использование в процессе обучения.

Выводы:

Теоретическое значение исследования:

  1. Изучены требования к составлению задач с профессиональным содержанием.

  2. Проведен анализ цифровых образовательных ресурсов и отобраны наиболее приемлемые сервисы для их использования в образовательном процессе ГПОУ «СТТТ»

  3. Выявлена взаимосвязь предметных результатов обучения по физике и профессиональных компетенций по специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»

  4. Отобраны и систематизированы задания по физике с профессиональным содержанием для данной специальности.

Практическое значение исследования:

  1. Разработана система заданий по физике с профессиональным содержанием в сетевых образовательным сервисах Online Test Pad и LaningApps.

5. Заключение



На первоначальном этапе обучения были выявлены основные проблемы:

  1. не соответствие знаний и умений студентов реальным требованиям образовательных стандартов по учебной дисциплине «Физика» и возможности применения элементарных навыков по физике для решения профессиональных задач;

  2. существует проблема с учебниками и дидактическими материалами, с их содержанием с точки зрения наличия задач с профессиональным содержанием, соответствующим познавательным интересам и способностям обучающихся в системе СПО, интересы которых в определенной степени уже сформированы в пользу выбранной профессии

На основе проведенного анализа информационных источников по имеющимся проблемам и использования заданий с профессиональным содержанием, направленных на формирование умений студентов применять физические знания к выбранной специальности, были отобраны, составлены и систематизированы задания по физике с профессиональным содержанием. Необходимо отметить, что к составлению задач были привлечены студенты и преподаватели профессиональных модулей по данной специальности. На основе подготовленного учебного материала были разработаны интерактивные упражнения и задания по физике с профессиональным содержанием в сетевых образовательных сервисах Online Test Pad, LaningApps.

Требования к результатам физического образования сформулированы в ФГОС СПО в виде компетенций, т.е. способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в профессиональной области. Оценка качества подготовки студента основывается на том, овладел ли выпускник предписанными компетенциями и на каком уровне. В частности, в результате изучения курса физики, выпускник ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» по специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)» должен владеть основными физическими методами, используемыми в профессиональной деятельности: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом, у него должны быть сформированы умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений и процессов в профессиональной сфере для контроля качества продукции, организации и планирования производственного плана выпуска продукции; вести учет; проводить анализ результатов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Для формирования общих и профессиональных компетенций студенту необходимо систематически выполнять задания, ориентированные на его будущую профессиональную деятельность, где необходимо применять физические знания и умения. Добиться этого можно, используя задания с профессиональным содержанием. Решение задач по физике, основанных на подлинных производственных условиях, конкретных действиях и событиях, происходящих в профессиональной деятельности, направлено на развитие познавательных потребностей, организацию поиска новых знаний, повышению эффективности образовательного процесса, формированию практического опыта и использования его при решении производственных задач и проблем.

Выполнение заданий по физике с профессиональным содержанием в учебном процессе позволит обучающимся не только формировать физические знания и умения, но и способности применять полученные знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в профессиональной области.

Разработанные задания по физике с профессиональным содержанием применяются в учебном процессе ГПОУ «СТТТ» для обучения и контроля знаний и умений студентов. Задания можно использовать на уроках физики, смежных и общепрофессиональных дисциплин, для самостоятельной работы студента и в качестве дополнительного материала при подготовке к занятиям с целью формирования элементарных навыков приложения физики к профессии. Задания выполняются не только на персональном компьютере, но и на мобильном устройстве.

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс позволит дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности студента в самостоятельной работе и рост творческой составляющей в деятельности преподавателя.







6. Список информационных источников



Документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 27.02.07 управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) - [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209409/6ff6e110a93c6a3a5cd7c8b979abcb7c895ddfd2/

  2. Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ПД.01 ФИЗИКА (профильный уровень) уровень профессионального образования среднее профессиональное образование в рамках реализации программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»



Ресурсы Интернета

  1. Базарнова Ю.Г. Методы исследования сырья и готовой продукции- [Электронный ресурс] // URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/287/80287/60689?p_page=5

  2. Глоба И.И. Оптические методы и приборы контроля качества продукции - [Электронный ресурс] // URL: https://www.belstu.by/Portals/0/userfiles/66/EUMK/%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%9F%D0%9A%D0%9A/%D0%A2%D0%95%D0%9E%D0%A0%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99%20%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%94%D0%95%D0%9B/Teksti-lekcij-Globa-I-I--Opticheskie-metodi-i-pribori-kontrolya-kachestva-pro.pdf

  3. Ухарцева, Е. А. Цветкова. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2013. – 212 с. Общие сведения о методах и средствах определения качества продукции- [Электронный ресурс] // URL: https://studfile.net/preview/3536009/

  4. Интернет технологии как инструмент сетевого взаимодействия - [Электронный ресурс] // URL:https://pandia.ru/text/78/402/42064.php

  5. Методы определения качества продукции- [Электронный ресурс] // URL: https://studopedia.ru/2_78676_metodi-analiza-osnovnoy-tendentsii-razvitiya.html

  6. Перечень требований и рекомендаций к разработке электронных учебных ресурсов для системы открытого образования - [Электронный ресурс] // URL: http://twt.mpei.ac.ru/ochkov/sso/tr_com.html#_Toc35326511

  7. Спектральный анализ в пищевой промышленности - [Электронный ресурс] // URL: https://ecoview.ru/chasto_zadavaemye_voprosy/spektralnyj_analiz_v_pishchevoj_promyshlennosti/

  8. Спектральные методы анализа - [Электронный ресурс] // URL: https://studwood.ru/1778723/tovarovedenie/spektralnye_metody_analiza

Сетевые образовательные ресурсы

  1. Сервис Online Test Pad - [Электронный ресурс] // URL: https://onlinetestpad.com/ru

  2. Сервис LaningApps - https://learningapps.org/login.php

  3. Сервис Prezi -[Электронный ресурс] // URL: https://prezi.com/nl7yczc08kxc/prezicom-/

  4. Сервис Goggle.it - [Электронный ресурс] // URL: https://coggle.it/

  5. Сервис MindMeister - [Электронный ресурс] // URL: http://tvoy-start.ru/vypuski/vyipusk-76-poshagovaya-instruktsiya-rabotyi-v-mindmeister










16