СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности у младших школьников Программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение детей  и родителей к совместному чтению, развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности у младших школьников Программа»

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МКУ «Улусное управление образования»

МБОУ «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Д.А. Петрова»








Формирование читательской компетентности у младших школьников


Программа





Выполнила:

Мочкина Марианна Дмитриевна,

педагог-библиотекарь






с. Ытык-Кюель, 2015

В отечественной педагогической литературе термин «читательская компетенция» содержательно точно пока не определен. Хотя зарубежными учеными данное понятие используется уже с конца 70-х годов [S.Ehlers, J.Grzesik, G. Westhoff, H.Willenberg и др.]. Сначала сущность читательской компетенции определялась в рамках психолингвистической концепции Н. Хомского: как полное знание о родном языке, которое позволяет судить о правильности и осмысленности высказываний, содержащихся в тексте. Однако такая трактовка читательской компетентности была подвергнута критике, так как лежащая в ее основе психолингвистика ограничивается проблемами восприятия и порождения предложения – лингвистической единицы, принципиально изолируемой от целостного осмысленного текста; игнорирует индивидуальные, в частности, личностно обусловленные особенности восприятия и производства речи: отвергается сама идея индивидуальных стратегий оперирования языком.

В конце 80-х, в 90-е годы при рассмотрении понятия читательской компетентности приоритетным стал выступать деятельностный аспект. Так, G. Westhoff определяет ее как способность человека к осмыслению текстов разных типов и назначения и разных формальных структур, к связыванию их с более широким контекстом и к использованию их для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества [G. Westhoff]. J.Grzesik определяет читательскую компетенцию как готовность использовать чтение в качестве средства приобретения новых знаний для дальнейшего обучения [J. Grzesik].

Коммуникативная компетенция, одной из составляющих которой является читательская компетентность, в современных исследованиях определяется, как потенциальная способность личности осуществлять речевую деятельность [Е.Д. Божович; А.В.Гвоздева; Г.В. Сороковых, А.Е. Иванова].

И. А. Зимняя подчеркивает, что речевая деятельность, под которой следует понимать «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения, то есть процесс рецепции и продукции» [И.А. Зимняя], определяется трехфазностью своей структуры. При этом исследователь опирается на позицию Л. А. Леонтьева: «каждый единичный акт деятельности ... начинается мотивом и планом и завершаемая результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операции, направленных на это достижение» [А.А. Леонтьев].

Читательская деятельность, выступая видом речевой деятельности, также характеризуется трехфазностью своего строения. Первая фаза представлена сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели чтения. По содержанию эта фаза читательской деятельности – потребностно-мотивационно-целевая.

Вторая фаза читательской деятельности - ориентировочно-исследовательская, на которой реализуется отбор средств и способов для воссоздания чужой мысли, сформированной и сформулированной кем-то и организованной в письменной форме языковыми средствами [И.А. Зимняя], т.е. для осуществления собственно чтения и понимания текста. На этой фазе студент на основе имеющихся знаний выстраивает программу действий работы с текстом, определяет необходимые стратегии чтения.

Третья фаза читательской деятельности - исполнительно-контрольная. На этой фазе осуществляется собственно процесс чтения и работа с текстовой информацией.

Т.А. Разуваева определяет читательскую деятельность как активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловливаемый поставленными учебными задачами процесс восприятия, осмысления, интерпретации и оценки прочитанной текстовой информации. При этом если особенности и характер речевой деятельности зависит от языковых способностей человека [А.Н. Леонтьев], то и выполняемая читательская деятельность (как вид речевой деятельности) зависит от его читательских способностей [Т.А. Разуваева].

Под читательскими способностями (опираясь на положения Б. М. Теплова, С. Д. Смирнова) Т.А. Разуваева понимает индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в динамике приобретения знаний и умений, необходимых для осуществления читательской деятельности, и предопределяют характер и успешность выполнения данной деятельности [Т.А. Разуваева].

Таким образом, Т.А. Разуваева определяет читательскую компетентность как потенциальную способность личности к осуществлению читательской деятельности, то есть к восприятию, осмыслению, интерпретаций и оценке прочитанной текстовой информации.

Опираясь на проведенный анализ читательской деятельности, читательских способностей, читательской компетенции в психологическом аспекте, рассмотрим читательскую компетентность в педагогическом аспекте.

Широкое употребление понятия «компетенция» в литературе последних лет обусловлено введением компетентностного подхода в образование многих стран, ключевыми терминами которого являются «компетентность» и «компетенция». Компетентностный подход рассматривается как альтернатива знаниевой парадигмы, как попытка расширить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении. В компетентностном подходе отражен такой вид содержания образовании, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль.

Опираясь на основные положения компетентностного подхода, читательскую компетентность (в педагогическом понимании) Т.А. Разуваева определяет как интегративную характеристику личности, обеспечивающую деятельностное проявление способности к чтению и применение на практике извлеченной из текста информации.

Механизм формирования компетенции существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это, прежде всего, тем, что обычное учебное знание предназначено для запоминания или воспроизведения или в лучшем случае для получения другого опыта логическим или эмпирическим путем. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного человека не удастся. Стать компетентным он может лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетенция, таким образом, предстает как «сложный синтез когнитивной, предметно-практической и личностной составляющих» [В.А. Болотов, В.В. Сериков].

На основе проведенного анализа научной литературы, направленного на структурно-содержательное соотношение терминов «читательская деятельность», «читательская способность» и «компетенция», было сформулировано следующее определение понятия читательской компетентности: это определенная мера включения обучающегося в читательскую деятельность на основе его лингвистической, речевой и профессиональной готовности и способности к осуществлению этой деятельности, а также принципов субъектности, самостоятельности, интегративности, когнитивного и деятельностного подходов.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Актуальность:

Еще совсем недавно ценность книги и чтение у нас была неоспорима. Сегодня чтение для многих людей не является жизненной необходимостью, а книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Книгу вытесняют интернет, компьютерные игры, телевидение и многое другое. Дети предпочитают простые источники получения информации, чем книги, ведь научиться играть на компьютере, сидеть в интернете – проще, чем размышлять над прочитанным. В связи с этим книга утрачивает свое значение. В результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к существенному снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию. "Люди перестают мыслить, когда перестают читать" – учит Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель. Умение читать – основа для интеллектуального развития человека. Всем давно уже известна истина – кто много читает, тот свободно владеет своей речью, у него богатый словарный запас.

Воспитание культуры, искусства чтения у учащихся, что и как читать, учитывая свой возраст, свой жизненный опыт, как повысить культуру восприятия и использования полученной информации - этому надо учить и воспитывать на раннем этапе школьного обучения: во-первых, меньшая загруженность учебной деятельностью, во-вторых, дети больше заинтересованы и увлечены процессом познания, творчества. Читательское мастерство приобретается не вдруг, а в процессе длительной работы. Здесь важно привлечь родителей к активному сотрудничеству в руководстве чтением детей, к формированию круга их чтения.

Цель: приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей

Задачи:

  • Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного

  • Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию

  • Использование всех активных библиотечно-библиографических форм и методов работы в организации семейного чтения

Направления:

  1. Семейное (домашнее) чтение.

Первую и едва не главную установку по отношению к книге ребенку дает семья. Родители должны понимать и знать, что культура чтения отражает интеллектуальное развитие, влияет на активное формирование личности ребенка через чтение.

Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.

  1. Сотрудничество

Совместными усилиями ребенка, учителя, библиотекаря научить детей читать правильно, подготовить их к систематическому, интересному чтению, заложить основы формирования и становления грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, который владеет как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знает книги и умеет их выбирать. Темами занятий являются экскурсионные мероприятия, знакомство с правилами пользования библиотекой и правилами обращения с книгой. Целью ознакомительного посещения библиотеки является формирование положительной установки на последующее периодическое посещение библиотеки детьми в будущем.


  1. Использование эффективных приемов, методов чтения.

Для проведения занятий нами используются традиционные формы (беседа, лекция, работа в группах) и игровые, соревновательные. Последние очень нравятся детям (турнир, викторина). Виды работ:

  • коллективное чтение;

  • состязание чтецов;

  • реклама книги;

  • литературный праздник;

  • литературная игра;

  • литературная гостиная;

  • библиотечный час;

  • час "тихого чтения".

  • дискуссия – самая высшая форма деятельности.

В конце четверти стараемся провести итоговое занятие, чаще всего, в игровой или соревновательной форме. Дети с удовольствием, весело выполняют устные и практические задания, применяя знания, которые получали в течение учебного года.



Ожидаемый результат

По окончании начальной школы учащиеся должны:

  • уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);

  • уметь определять по ним примерное содержание книги;

  • уметь самостоятельно выбирать научно-популярные и художественные книги, использовать справочную литературу, периодическую печать.


Сроки и этапы реализации программы.

Начало реализации Программы – 2013 – 2014 учебный год, окончание – 2016 – 2017 учебный год.


Формы работы:

  • Литературные праздники, посвященные юбилярам;

  • Беседы, диспуты, викторины;

  • Коллективные творческие дела (инсценировки, театрализованные представления);

  • Конкурсы, выставки;

  • Семинар знатоков;

  • Экскурсии;

  • Дискуссия.


Положительные моменты работы с родителями:

  • Единение, совместная работа детей и родителей облегчают подготовку к итоговым мероприятиям - отрадно отметить, что между ребятами чувство соперничества не проявляется явно, а на виду взаимоуважение, понимание, сотворчество, деловая атмосфера, дружба.

  • Совместная работа ненавязчиво подталкивает родителей к тому, что они в повседневной работе отсылают своих детей к художественной, научно-познавательной литературе, учат чувствовать постоянную потребность в книге.


Для большей убедительности наших намерений и действий мы приводим 17 причин в пользу чтения, описанных Шведской академией детской книги.

  • Книга – это развлечение и приключение. Она способна заставить нас плакать и смеяться. Книга может утешить и подсказать выход из трудной ситуации.

  • Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.

  • Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.

  • Книга рождает у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься.

  • Книга развивает наше мышление. Из нее мы узнаем понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Она расширяет горизонты нашего мира.

  • Из книг мы узнаем о других странах, кто, где и как живет, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нас интересует.

  • Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.

  • Книга побуждает нас задуматься о том, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

  • Книга объясняет нам, как устроен мир и как все в нем взаимосвязано.

  • Книга открывает нам, что на один вопрос может быть несколько ответов и что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон.

  • Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.

  • Книга открывает нам, что все люди разные. Читая книги, написанные в разные эпохи и в разных культурах, ты становишься терпимее, учишься преодолевать предрассудки.

  • Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать, где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.

  • Книга – часть культурного наследия. Она дарит нам общность впечатлений и знаний.

  • Хорошую детскую книжку хочется читать вслух. Такое чтение приносит радость и детям и взрослым. Книга – это мост между поколениями.

  • Детская книга – это результат труда многих людей: писателя, художника, редактора, печатника, дизайнера, корректора, фотографа, библиотекаря, издателя, продавца книжного магазина и др. Она обогащает культурную среду. Книга является важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.

  • Детская книга – это первая встреча с литературой – бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.



















Тематический план

Тема

Подготовка

Форма проведения

Дата

Ответст-е

1 класс

2 четверть

1

Библиотечный урок (Б/у)

«Былатыан Ойуунускай»


Громкая читка рассказов П.А. Ойунского - «Омуннаах о5о», «Тураах тууһута», «Үчүгэй түңэтик»

Беседа,

Интерактивная викторина

ноябрь

Учитель, родители, педагог-библ

3 четверть

2

Беседа «Кто много читает, тот много знает»


Беседа

январь

педагог-библ

3

Б/у «По произведениям А.Барто»


«Игрушки», «Детям»,

Беседа

Викторина

Конкурс чтецов

март

Учитель, родители, педагог-библ

4 четверть

4

Раиса Винокурова «Күннээх азбука» кинигэтинэн литературнай бырааЬынньык


«Күннээх азбука»

Беседа

Интерактивная викторина

Конкурс чтецов

Конкурс рисунков

апрель

Учитель, родители, педагог-библ

2 класс

1 четверть


«Чуораанчык» сурунааллыын билсиһии

«Чуораанчык» сурунаал сыллаа5ы нуемэрдэрэ

Игра-путешествие

октябрь

педагог-библ

2 четверть


Б/у «Фантазер Носов»

Н.Носов - «Фантазеры», «На горке», «Огурцы», «Заплатка», «Живая шляпа», «Мишкина каша»

Беседа

Интерактивная викторина


ноябрь

Учитель, родители, педагог-библ

3четверть


«Путешествие с любимым героем» литературная игра по сказкам Г.Х.Андерсена

«Огниво», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Снежная королева»

Беседа

Интерактивная викторина

Конкурс рисунков

январь

Учитель, родители, педагог-библ

4 четверть


Аким Кондратьев «Чыычаах до5оро»

«Чыычаах до5оро»

«Дьикти хонуу» оонньуу

апрель

Учитель, педагог-библ

3 класс

1 четверть


«Маршак - про все на свете»

«Сказка про козла», «Старуха, дверь открой», «Мастер-ломастер», «Почта», «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое»

Беседа

Интерактивная викторина

октябрь

Учитель, педагог-библ

2 четверть


Мин эрэллээх до5орум «Кэскил» хаһыат

«Кэскил» хаьыат сыллаа5ы нуемэдэрэ

Беседа

Интерактивная викторина

ноябрь

Педагог-библ

3 четверть


Виталий Бианки

«Лесные домишки», «Лупленый бочок», «Плавунчик», «Приключения муравьишки», «Кукушонок», «Чей нос лучше»,

«Терентий тетерев»

Беседа

Интерактивная викторина

февраль

Учитель, педагог-библ


Николай Якутскай – о5олорго

«Ойуур оскуолата»

Беседа, тест

март

Учитель, педагог-библ

4 четверть


Егор Макаров «Чыычаах тубугэ» кинигэтинэн

«Чыычаах тубугэ»

«Эй курэ5э» оонньуу.

апрель

Учитель, педагог-библ

4 класс

1 четверть


«ХоЬоон хонуулардаах, ырыа ыллыктардаах» П.Тобуруокап айымньыларынан литературнай оонньуу.

«Бур5аллай», «Чыычаахтар күнү көрсөллөр», «Сиибиктэ», «Илии тутуурдаах», «Күннүүн оонньуур күөрэгэйдэр».

Беседа

Интерактивная викторина

октябрь

Учитель, педагог-библ

2 четверть


Литературный праздник по творчеству Астрид Линдгрен.


«Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный Чулок»

Беседа

Викторина

Конкурс чтецов

Конкурс рисунков

декабрь

Учитель,

Родители педагог-библ

3четверть


Леонид Пантелеев

«Честное слово», «На ялике», «Первый подвиг»

Беседа

Тест

февраль

Учитель, педагог-библ


Тимофей Сметанин

«Мэхээлэчээн булчут кэпсээннэрэ»

Беседа

Интерактивная викторина

Март

Учитель, педагог-библ

4 четверть


Иннокентий Сосин «Айыл5алыын алтыһан»

«Сахсахаан Сахаар кэпсээннэрэ», «Өссө кэпсээ эрэ», «Ойуурга мо5отой угуйар».

Беседа

Интерактивная викторина

май

Учитель, педагог-библ











Литература

 

1. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии, 1997. №1. - с. ЗЗ-44.

2. Болотов В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10. - с. 8-14.

3. Гвоздева А. В., Сороковых Г. В. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранного языка // ИЯШ, 1999. №5. - с. 73-79.

4. Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения.// Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М. 1976. - 250 с.

5. Иванова А. Е. Языковая компетенция испытуемых в психолингвистическом эксперименте. М., 1989. -186 с.

6. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.-285 с.

7. Разуваева Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тула, 2006.-23 с.

8. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения// Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.- с.76-78.