СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции как условие развития связной речи учащихся

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства, буквально с детского сада. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции как условие развития связной речи учащихся»



Формирование читательской компетенции как условие

развития связной речи учащихся


Сегодня, в век повсеместной информатизации и внедрения компьютерных инноваций, у детей не остается времени на чтение. Эта проблема, а вместе с тем проблема формирования читательской компетенции, на сегодняшний день стоит очень остро.

«Чтение - основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего»

Так что же такое читательская компетенция? Для понимания этого понятия и дальнейшей работы с ним необходимо дать общее определение:

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.

Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства, буквально с детского сада. Далее школа должна стать главным, но далеко не единственным источником ее формирования. Цель учителя литературы - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, законов, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе. В процессе чтения и изучения произведений у подростка последовательно и системно будет формироваться ценностная сфера, будут развиваться качества гражданина, патриота, нравственной личности, морально ответственной в своих мыслях, действиях, поступках. Общение школьника с произведениями искусства на уроках литературы станет не просто фактом знакомства с подлинными художественными ценностями, но и необходимым опытом коммуникации, диалогом с писателями, воплотившими на страницах своих произведений разные этнокультурные традиции». Таким образом, можно сказать, что читательская компетенция участвует в формировании ценностно - смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных и личностных компетенций. А снижение первой соответственно ведет к снижению других категорий. Одной из важнейших на сегодняшний день причин снижения читательской компетенции становится отсутствие в школьной программе современных авторов, современных произведений, мысли и идеи которых были бы близки детям. Именно литература должна стать духовным ориентиром в жизни каждого школьника, показать варианты решений жизненных проблем и стать незримой духовной поддержкой на выбранном пути. «В предельно обобщенном виде художественная литература предстает перед нами, во-первых, как аккумулированный опыт переживания личностью экзистенциально значимых ситуаций. Во-вторых, художественные тексты представляют собой иерархическую систему моделей конкретно-исторических «срезов» реальной действительности, контаминированной с индивидуальным сознанием авторов этих текстов. В-третьих, архетипическую основу литературы составляет совокупность типов личностей, мотивов человеческого поведения, ситуативных и сюжетных конструкций».

Чтение все больше сегодня воспринимается школьниками как труд, не приносящий эстетического наслаждения. В связи с этим напомним о работах Л.П. Кременцова и В.Ф. Асмуса «Чтение как творчество» и «Чтение как труд и творчество». По мнению первого ученого, чтение - это творческий процесс, в котором одновременно должны участвовать и писатель, и читатель. Чтение, по Асмусу, должно восприниматься не только как отдых и познание чего-то нового, интересного, но и как интеллектуальный труд, умственная работа. Л.С. Выготский же считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею». Проблема как раз в том, как заинтересовать ребенка, какие методы и приемы применить, чтобы мотивировать его к чтению. У всех детей разные вкусы, и многими программными произведениями можно раз и навсегда отбить у ребенка любовь к чтению, которая толком еще и не зародилась. Безусловно, это комплексная проблема, и однозначного ее решения вывести, невозможно. Однако необходимо выработать и применять на практике некоторые приемы для приобщения учеников к креативной работе с художественными текстами, а вместе с тем и для формирования у них читательской компетенции.

Чтение художественного текста качественно отличается от чтения научного или публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Этот метод не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя. Назовем некоторые методические приемы:

 выразительное (в идеале - художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельные сцены из пьес в исполнении актеров (в грамзаписи, по компьютеру, телевизору);

 обучение выразительному чтению учащихся;

 чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения;

 беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

 постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников;

 творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Цель изучения литературы в школе, с точки зрения В.Я. Коровиной, - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. В связи с этим основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимых для понимания включенных в программу произведений. Выделим основные методы и приемы формирования читательской компетенции по В.Я. Коровиной :

 Объяснение учителя (репродуктивный метод).

 Самостоятельное изучение биографии автора (эвристический /частично-поисковый метод).

 Беседа, включающая ответы на вопросы (эвристический /частично-поисковый метод).

 Выразительное чтение (метод творческого чтения).

 Анализ текстов (эвристический/частично-поисковый метод).

 Конкурс рисунков (репродуктивный метод).

 Контрольная, проверочная работа; сочинение и тестирование (метод контроля).

класс

 Лекция, объяснение учителя (репродуктивный метод).

 Работа с учебником (репродуктивный метод).

 Самостоятельное изучение биографии автора и подготовка сообщений о нем (эвристический/частично-поисковый метод).

 Беседа, включающая ответы на вопросы (эвристический/частично-поисковый метод).

 Анализ, комментирование текста, установление ассоциативных связей (эвристический/частично-поисковый метод).

 Самостоятельный анализ произведений (исследовательский метод).

 Чтение наизусть (метод творческого чтения).

 Сжатый/полный пересказ произведения (эвристический метод).

 Контрольная работа, проверочная работа; сочинение, тестирование (метод контроля).

Прежде чем приступить к формированию читательской компетенции, необходимо:

  • продиагностировать круг читательских интересов учащихся, тем самым определив круг интересов, эстетических предпочтений современного школьника;

  • проанализировать первичное восприятие литературного произведения, тем самым определив:

- является понимание текста поверхностным или осознанным, глубоким;

- видят ли учащиеся тему и идею произведения, а также умеют ли правильно их формулировать?

Для выявления читательских интересов и предпочтений учащихся я предложила заполнить анкету «Круг чтения».

Анкета «Круг чтения»

  • Как часто вы читаете?

А) ежедневно;

Б) 2-3 часа в неделю;

В) гораздо реже.

  • Чем для вас является книга?

А) источник духовного познания;

Б) источник эстетического наслаждения;

В) средство для подъема образовательного уровня.

  • Как вы оцениваете собственное чтение?

А) читаю много;

Б) читаю мало, но достаточно для себя;

В) читаю много, но хотелось бы больше;

Г) читаю мало.

  • Что предпочитаете читать?

А) русскую классику;

Б) современную русскую литературу;

В) зарубежную классику;

Г) современную зарубежную литературу.

  • От кого узнаете о новых книгах?

А) от учителей;

Б) от родителей;

В) от библиотекаря;

Г) от знакомых, друзей;

Д) из прессы.

  • Какое произведение вы недавно прочитали?

Большинство учащихся не читает даже программные произведения, не говоря о дополнительной литературе.

Для развития связной письменной и устной речи предлагаются разные формы работы. Это может быть выборочное изложение текста с целью составления описания внешности человека, изложение с изменением текста (замена одного из глаголов-сказуемых деепричастием), изложение повествовательного характера с элементами рассуждения, сочинения повествовательного характера с элементами описания и рассуждения, комплексную работу с текстами, имеющими помету «Р» (развитие устной и письменной речи).

На уроках литературы при анализе и работе с текстом я создала такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка.

Для обогащения субъектного опыта учащегося разработала и апробировала следующие приёмы анализа литературного произведения:

  1. Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный)

  2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов)

  3. Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера.

  4. Рассказ от имени героя (речевое развитие)

  5. Работа с иллюстрациями к произведению.

  6. Театрализация.

  7. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого.

Для реализации этих приёмов применяю технологию деятельностного метода, которая позволяет мне на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия.

Деятельностный метод позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передаче информации и её эффективному восприятию учениками. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. 

Уроки по литературе строятся на основе системно - деятельностного подхода. На уроках учащиеся учатся самостоятельно: 

  • ставить цели и задачи, 

  • планировать читательскую деятельность, 

  • решать учебные и учебно-практические задачи, 

  • контролировать и оценивать свои действия.

Постепенно у учащихся развивался интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. На своих уроках применяю презентации, фрагменты уроков других учителей, Включаю в уроки сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты.  Систематическая работа с учащимися формирует положительный интерес к чтению и создаёт необходимые умения для дальнейшего изучения литературы. Особое значение уделила работе по развитию связной письменной речи, а именно сочинению. Подход к работе над сочинением даёт положительный результат в речевом развитии детей: значительно увеличился их словарный запас, развилась образная сторона речи, связная речь, повысился уровень овладения грамматическим строем языка.

Заботясь о качестве обучения школьника - читателя, нельзя забывать о социальной среде, которая влияет на весь процесс формирования личности - о семье, в которой ребёнок живёт и растёт. Приемов, методов, способствующих активному развитию речи учащихся, "изобретено" множество. Остановлюсь на тех, считаю наиболее действенными, продуктивными.

1.Прием речевого самоконтроля.

Формирование речевого самоконтроля (РСК) - одно из важных направлений речевого развития учащихся. Умения совершенствовать написанное базируется на развитии у обучающихся способности эффективно регулировать свои психические процессы: контролировать свою логику изложения мыслей, своевременно замечать и устранять ошибки и недочеты, как в содержании, так и звуковом оформлении текста. РСК можно определить как сопоставление пишущим (или говорящим) хода и результата своих речевых действий и операций с образцом, которое производится с целью регулирования речевой деятельности и совершенствования ее продукта. Приемам редактирования текста учащихся надо учить специально. Для этого я анализирую тексты, содержащие характерные для учеников ошибки и недостатки плана содержания. При проведении этой работы особое значение придаю тому, чтобы ученики осознали, какие действия они выполняют, почему эти действия в определенной последовательности необходимо выполнять.

С этой целью вместе с учащимися мы разработали памятку "Как редактировать текст".

1.Читай текст в первый раз, обрати внимание на содержание написанного.

Определи:

а) соответствует ли содержание заявленной теме;

б) раскрыта ли основная мысль;

в) все ли изложено последовательно:

г) соразмерны ли части текста;

д) не нарушена ли логическая связь между частями.

Подумай, как сделать текст более интересным для читателя. Внеси необходимые изменения, украсив текст изобразительно-выразительными средствами в соответствии с заявленным стилем.

2. При повторном чтении в каждом предложении исправь замеченные тобой речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.

Особое значение для развития умения РСК имеет отсроченная повторная работа с текстом сочинения. Этот прием эффективен и дает результат. Ученики с учетом полученных знаний и с опорой на литературный образец редактируют сочинения своих одногруппников, т.е. осуществляют взаимопроверку. Ориентация на литературный образец не только активизирует деятельность учеников, но способствует воспроизведению и совершенствованию текст. Компоненты текста-образца служат ориентирами действий учеников. Учащийся видит недостатки своей работы, учится их классифицировать, ищет пути устранения. Как правило, допускаются речевые ошибки разного вида, страдает выразительность (недостаточное употребление тропов), отличается бедность синтаксических конструкций, стилистические отклонения. Возвращаясь к тексту, ученик получает возможность критически оценивать и совершенствовать свое высказывание. Используют ряд упражнений, способствующих реализации выше указанных задач.

А) "Распространи предложение".

Задача учащегося достроить предложение указанными учителем синтаксическими конструкциями (второстепенными членами предложения, обобщением однородностью, обращением; распространить причастными и деепричастными оборотами т.д.

Б) Упражнение " Я начну, а ты продолжи..."' (проба поэтического пера).

Это наиболее любимая страничка уроков. На доске записываются две стихотворные строки или одна (как покажу ниже), на основе которой нужно построить четверостишие. Если у ученика возникает желание постоянно выполнять подобные задания, это поможет развитию его поэтических способностей, о которых он не всегда догадывался. Пусть строчки, рожденные воображением, нескладные, "корявые", но зато в них отражена трепетная душа юного поэта. Это первые открытия самого себя".

В) Упражнение "Я чувствую, что я...."( рассказ - фантазия).

Все учащиеся любят фантазировать, поэтому предлагается им на мгновение превратиться в солнце, цветок, мяч, дом, слезу... Превратившись в столь неожиданный предмет (явление) ученик должен попытаться описать свои чувства, ощущения: подумать каковы будут его действия, постараться свои мысли записать в форме рассказа или стихотворения. Каждое итоговое творческое задание по развитию речи учащихся - это результат осмысления какой-либо темы, связанной с грамматикой, языковыми явлениями. И качество этого результата определяется глубоко продуманным, комплексным подходом учителя к речевому развитию своих учеников на творческом уроке.

Г)" Ассоциативные диалоги"- диалоги, построенные на ассоциациях.

Важно от "земного, "конкретного образа перейти к обобщенному, общечеловеческому. Этот прием в конечном итоге имеет целью формирование "правильного" взгляда на проблему. "Ассоциативные диалоги" уместны на уроке литературы при анализе ключевых слов, фраз, основных образов, пейзажных отступлений, помогает учащимся определить сюжетные линии художественного произведения. Приступая к первичному обсуждению произведения, учащиеся "перевоплощаются" в художника (композитора) и окрашивают "полотно" произведения в какие-либо тона (звуки). В основе работы - личное восприятие прочитанного каждым учеником.

Художественная речетворческая личность способна видеть, слышать, чувствовать глубоко, тонко, по - особенному. Основными ее качествами являются "эстетическое отношение к жизни, способности вживаться в мир персонажа, стать на его позицию, выходя за пределы собственного «Я», развитое воображение, наблюдательность, чуткость к слову и оттенкам значений". Она обладает ассоциативным мышлением, ей нужно только помочь, что и должен сделать учитель, иными словами, ввести ученика в речетворческую ситуацию. Чтобы научить нацию говорить правильно, грамотно и красиво, нужно не одно столетие и не одна человеческая жизнь. Это кропотливый, трудоёмкий процесс. И если мы видим, как с трудом, медленно рождаются поэтические "жемчужинки ", как вместо "жёлтой осины" появляется "робкая, трепещущая осинка", если мы видим, что учащийся сам, без принуждений и понуканий берется за творческую работу, - значит, работа не зря.