Здравствуйте, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии. Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Формирование действия самоконтроля при изучении вычислительных приемов в начальной школе».
СЛАЙД 1
Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность. Одним из компонентов этой деятельности является самоконтроль.
Изучению роли самоконтроля и самооценки в учебной деятельности посвящено много психолого-педагогических исследований. Действие самоконтроля рассматривается в качестве необходимого условия успешности обучения, отмечается его роль для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.
Но как показывает практика начального обучения математики, у многих школьников навык самоконтроля развит очень слабо или его совсем нет. В связи с этим, учащиеся не всегда умеют находить ошибки и исправлять их в своих работах.
Поэтому развитие навыков самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты своего труда является одной из основных задач, которые стоят перед учителем.
Больше всего ошибок дети допускают в вычислительных приемах, поэтому в своей работе мы рассматривали проблему формирования самоконтроля при изучении вычислительных приемов, тем более что формирование вычислительных навыков является одной из центральных задач в курсе преподавания математики в начальной школе.
Анализ школьных учебников показал, что в них недостаточно упражнений, в которых рассматриваются приемы способствующие развитию навыков самоконтроля.
В связи с этим мы определили цель нашей работы: выявление методических приёмов, способствующих формированию самоконтроля при изучении вычислительных навыков на уроках математики.
Объект и предмет исследования вы можете увидеть на слайде.СЛАЙД 2
В ходе выполнения работы ставились следующие задачи, их вы так же можете увидеть на слайде.СЛАЙД 3
В теоретической части мы раскрыли основные понятия исследования, прежде всего такие, как самоконтроль, приемы самоконтроля, уровни сформированности самоконтроля учащихся.
С этой целью проанализировали литературу, выяснили, что проблемой формирования самоконтроля занимались такие авторы как Эльконин, Давыдов, Левитов,Кувшинов,Арет, Рувинский, Страхов и др. Разные авторы трактуют понятие самоконтроль по - своему. В слайде 4 дай несколько определений разных аваторов!!!
Например, Н.Д. Левитов считает самоконтроль актом умственной деятельности человека, формой проявления и развития самосознания, мышления.
Иная точка зрения у Н.И. Кувшинова, который под самоконтролем понимает сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа, происходящих в предмете труда.
А.Я. Арет рассматривает самоконтроль как метод саморегуляции, который дает возможность поддерживать интерес к предмету, влияет на улучшение качества знаний учащихся Слайд 4
В нашей работе мы будем придерживаться мнения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.С. Лынды, которые рассматривают самоконтроль как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе, регулировании ее хода и результатов, или как умение, навык контролировать свою деятельность и исправлять ошибки. СЛАЙД 5. Дай это определение в отдельном слайде 5!
В результате анализа литературы мы выявили, что психологи Репкина Г.В. и. Зайка Е.В. разработали уровни сформированности действия самоконтроля, которые помогают учителю в обобщении накапливающихся у него сведений о каждом ученике, получаемых во время проведения различных по содержанию и сложности уроков, а также в результате анализа выполняемых учеником самостоятельных видов работ. Эти уровни представлены на слайде. СЛАЙД 6-7. Укажи в речи, кто разработал эти уровни!
Также в ходе работы выявили приемы, которые, на наш взгляд, способствуют формированию самоконтроля. СЛАЙД 8.
Сверка с написанным образцом или эталоном.
Использование сигнальных карточек.
Проверка по инструкции , памятки, алгоритмы.
Взаимопроверка. И другие вы можете увидеть на слайде
Мы проанализировали учебники с целью выявления упражнений, при выполнении которых используются различные приемы самоконтроля. Для анализа взяли наиболее востребованные УМК в г. Сызрани, а именно УМК «Школа России» учебники по математике 3 класса (авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.) и УМК «Планета знаний» учебники по математике 3 класса (авторы — академик Российской академии образования М. И. Башмаков, педагог М. Г. Нефёдова).
Результаты анализа учебников нами были занесены в таблицу. Ее вы может увидеть на слайде.СЛАЙД 8-9.
По результатам анализа можно сделать вывод: в учебниках присутствуют задания, направленных на развитие самоконтроля. Но, как уже отмечалось ранее , их недостаточно для того, чтобы был сформирован полноценный навык самоконтроля. На наш взгляд, необходимо включить такие задания, где будет использоваться такой приём как анализ ошибок, определение количества цифр в результате выполнения арифметических действий, взаимопроверка, а также задания с использованием схем и памяток. Примеры таких заданий мы представили на слайде. Слайд 11-12 Слайд 10 прокоментируй! Почему там стоят !!!, разве таких инструкций нет в учебнике совсем? Другой вопрос как они подробно там описаны
Хочется отметить, что в большинстве случаев памятки в учебниках даны кратко, ребенок может по ним выполнить действия, но не сможет выделить наиболее значимое, на что нужно особое обратить особое внимание. Поэтому в наших памятках, мы воспользовались условным обозначениям «восклицательный знак», чтобы дети видели и смогли проконтролировать свои действия, обратили внимание на этот пункт и смогли себя перепроверить.
Мы провели исследование, базой которого послужила ГБОУ СОШ №17 города Сызрани, Самарской области.
Проанализировав ошибки детей, которые они допускают в вычислениях, мы выявили, что у ребят недостаточно сформирован навык самоконтроля.
На первом этапе исследования нами была проведена анкета, вопросы которой направлены на выявление уровня развития самоконтроля. Для ознакомления посмотрите на слайд 13
Проанализировав результаты анкеты, мы пришли к выводу, что у большинства детей слабый уровень развития самопроверки.Слайд 14
Кроме анкеты, мы провели контрольную работу, в которую входили задания направленные на проверку изученных видов вычислительных приемов. Перед выполнением работы детям была дана установка на то, что по завершению каждого номера необходимо выполнить самопроверку.
В результате анализа выполненных работ мы смогли сделать вывод, что небольшая часть учеников обладает высоким уровнем сформированности самоконтроля (они смогли исправить свои ошибки), но были и те дети, кто даже правильное исправил и допустил ошибки. Данный анализ можно увидеть на слайде 15.
Результаты анкеты и контрольной работы показали, что с учащимися данного класса необходимо проводить целенаправленную работу по формированию у них умения осуществлять самоконтроль.
На втором этапе нами была проведена такая работа, в процессе которой были подобранные нами упражнения. Приведем некоторые приемы таких заданий, более подробно они представлены в работе. Слайд 16-17
На следующем этапе мы повторили опрос с помощью рассмотренной ранее анкеты и провели контрольную работу. Результаты представлены на слайде 18-19
Сравнив результаты на первом и последнем этапе слайд 20-21, можно сделать выводы: подобранные и использованные нами упражнения, в которых были использованы различные приемы самоконтроля, оказались достаточно эффективными. Конечно, резких улучшений не наблюдалось, но это обосновывается ограниченным промежутком времени, направленного на формирование самоконтроля.
Таким образом, развитие навыков самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках математики возможно в том случае, если приемы его формирования будут использоваться учителем систематично и комплексно.
Спасибо за внимание.
8 минут